Как монголы принимали Ислам? Как это всё началось? С чего началось распространение Ислама во всех четырёх улусах (областях) Монгольской империи? Как так получилось, что долгое время боровшиеся с мусульманами люди сами стали мусульманами и борцами за веру?
Государство Чингисхана, после того, как он поникнул этот мир, разделилось на четыре части – улусы. Ислам начал бурно распространятся во всех четырёх улусах империи. Монголы с радостью принимали религию мусульман, и каганы прилагали все усилия для этого.
Таким образом, в течение ста лет практически все племена монголо-татар приняли истинную религию Всевышнего Аллаха. Эту статью мы начнём рассказом о распространении Ислама в Джучиевом улусе, основанном старшим сыном Чингисхана Джучиханом.
Джучиды
Берке-хан (годы правления 1256–1267) был первым из монгольских правителей, принявшим Ислам. С 1256 по 1267 годы Берке был ханом Золотой Орды, в которую входили и территории древней Руси.
Передаётся, что причиной принятия Ислама Берке-ханом стала его встреча с караваном купцов, который шёл из Бухары. Когда он остался наедине с двумя купцами, то расспросил их про убеждения мусульман. Они как можно подробнее рассказали ему об Исламе, да так, что их диалог закончился искренним принятием Ислама Берке-ханом.
Информацией о том, что он поменял веру и принял Ислам, он первым делом поделился со своими младшими братьями, и выразил желание, чтобы и они последовали его примеру. Затем он перед всеми объявил о принятии Ислама.
Союз с Бейбарсом
В дальнейшем Берке-хан заключил союз с Аз-Захиром Бейбарсом, который с 1260 по 1277 годы был мамлюкским султаном в Египте. Начало этим хорошим отношениям дал Бейбарс, который радушно в торжественной обстановке принял небольшой отряд из Золотой Орды численностью двести человек.
Этот отряд, входивший в состав войска Хулагу, который уничтожил Багдад, узнав, что между Хулагу и их улусом возникла вражда, убежал в Египет.
Джучидский отряд, прибывший в Египет, нашёл там самый тёплый приём. Ордынцы были размещены в домах, специально построенных для них в Каире, одарены одеждами, лошадьми и деньгами. Военачальников султан сделал эмирами своих войск, прочих включил в число мамлюков-бахритов. Таким образом, султан Бейбарс смог убедить воинов Джучи принять Ислам.
Султан, который находился в состоянии войны с Хулагу, был чрезвычайно заинтересован в сильном союзнике, потенциально способном сковать его войска и не допустить очередное вторжение ильхана Ирана в Шам. Естественно, султан поспешил завязать дипломатические отношения с Берке, чья слава на то время была достаточно велика.
Далее Бейбарс отправил двух человек из числа того джучидского отряда вместе с послами и письмом к Берке-хану. В ноябре 1262 года послы султана Бейбарса добрались до Константинополя и отправили гонца к правителю мамлюков с вестью о том, что посольство благополучно двинулось дальше.
В столице Золотой Орды они встретили тёплый приём. Ставка золотоордынского правителя стояла на берегу реки Итиль. Сам Берке-хан сидел в большом белом шатре из войлока, покрытом шёлковыми тканями. Шатёр вмещал около сотни человек. Вдоль войлочных стен стояли скамьи, на которых сидели 50 или 60 золотоордынских эмиров.
Сам хан восседал на троне, рядом с ним сидела жена. Послание мамлюкского правителя Берке-хан велел зачитать своему визирю, о котором упоминает арабский летописец ал-Мефаддаль. Он даже называет его имя – Шереф ад-Дин ал-Казвини – и отмечает: «Он хорошо говорил по-арабски и по-тюркски».
Письмо Бейбарса было переведено и зачитано Беркехану, который был весьма доволен его содержанием. На этом этапе переговоров султан Бейбарс и Берке-хан нашли общий язык.
Он богато одарил послов, вручил им ответные грамоты и отправил с ними в обратный путь своих посланников. Послы Бейбарса, побывавшие в Золотой Орде, после возвращения в Египет рассказывали о том, что каждый амир в государстве Берке-хана имеет имама и муэдзина, а дети в медресе заучивают наизусть Коран.
Вследствие этих дружественных отношений между Бейбарсом и Берке-ханом намного увеличилось число людей, принявших Ислам, и монголов, прибывавших в Египет из Золотой Орды.
Ответное посольство Берке-хана миновало Александрийский порт в 1263 году и оттуда направилось в Мамлюкский султанат.
Первое посольство Золотой Орды состояло из тысячи человек. Такую представительную делегацию в Каире встречал весь город. За два столетия, последовавшие после этого, Каир и Сарай обменялись примерно 50 посольствами.
Письмо хана Берке было торжественно зачитано в мамлюкском дворце и встречено с радостью. Он выражал благодарность Бейбарсу за спасение золотоордынских подданных, а также просил о помощи в борьбе с Хулагу. «Я и мои четыре брата бились с ним, чтобы восстановить Ислам в прежних пределах, отомстить за смерть имамов, – писал Берке-хан. – Надо преградить дорогу Хулагу. Прошу, направь своё войско к Евфрату».
Войско Берке состояло из 30 000 мусульман. Поэтому для них был установлен порядок совершения пятничной молитвы. Говорят, что во всём войске был такой порядок: каждый всадник должен иметь при себе молитвенный коврик, чтобы при наступлении времени намаза заняться его совершением.
Во всём войске никто не пил вина, и при Берке постоянно находились учёные, факихи, толкователи Корана и хадисов. У него была огромная библиотека с множеством богословских книг.
Большая часть его собраний и бесед происходила с учёными. В его дворце постоянно шли дискуссии относительно науки Шариата. В делах религии он был чрезвычайно твёрд и усерден.
Пока на мусульманском Востоке воины Хулагу разрушали города и грабили мирное население, в Золотой Орде был построен новый город, который позже вырос в средневековый мегаполис и стал второй столицей Золотой Орды. В истории он известен под названием Сарай-Берке, что означает «Дворец Берке», и сегодня его развалины находятся близ города Волгограда. Сарай-Берке в период своего наивысшего расцвета имел стотысячное население.
Берке-хан распространил Ислам среди своего народа, стал строить мечети и медресе во всех своих владениях, приблизил к себе учёных и факихов и сдружился с ними.
Действительно, Берке-хан был первым из золотоордынских правителей, привлекавшим представителей кочевой знати в Ислам. Он заметно расширил связи Золотой Орды с богатыми рынками мусульманского Востока, откуда приезжали ремесленники, купцы, литераторы, учёные и другие представители мусульманской интеллигенции.
Продолжение следует…