Выдающийся знаток хадисов, учитель многих больших алимов, справедливый и уважаемый кади (судья), знаменосец Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Имя и родословная:
Шейх уль-ислам, имам хафизов своего времени, хранитель Египта и всего мира, верховный судья Шихаб ад-дин абу аль-Фадль Ахмад бин Али бин Мухаммад бин Мухаммад бин Али бин Махмуд бин Ахмад аль-Канани аль-Аскаляни аль-Мисри аш-Шафии родился в Египте, в городе Фустат (Старый Каир) 12-го дня месяца Шабан 773 года по хиджре.
Его детство:
Вырос сиротой, мать умерла, когда еще кормила его грудью. Ему не было и четырех лет, когда умер отец, оставив ему некоторое количество денег, которые помогли ему переносить тяжести жизни и получать знания. После смерти отца его взял на попечение Закийюддин аль-Хуруби, один из знатных торговцев Египта. Он заботился о нем и дал ему воспитание.
Путь знаний и его шейхи:
Сначала изучил окончательно литературу и поэзию, потом 794 года стал изучать хадисы. Часто путешествовал в поисках хадисов, слушал много, был неразлучен со своим шейхом аль-Хафиз Абу аль-Фадль аль-Ираки.
Выучил Коран наизусть, когда ему еще не было 9 лет. В 784 году, в возрасте 12-ти лет, Ибн Хаджар сопровождал аль-Хуруби в хадж. Там, в Мекке, у некоторых ученых изучал хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
При возвращении в Каир, обучался у известных ученых того времени, затем начал путешествовать с целью учебы в Шам, Хиджаз, Йемен. Встретился с ученым Маджд ад-Дин аш-Ширази и обучился у него языку автора словаря «Аль-Камус аль-Мухит» (Аль-Фейрузабади).
Кроме этого Ибн Хаджар почувствовал в себе желание и стремление к хадисам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поэтому стал серьезно изучать науки связанные с хадисоведением. Был очень умелым в хадисах и преуспел во всех отраслях, связанных с хадисами.
Рассказывают, что он пил воду Замзам для того, чтоб достигнуть высшего (золотого уровня) в заучивании, впоследствии смог достичь даже большего. Когда у шейха аль-Ираки, перед смертью спросили: «Кого ты оставляешь после себя?» Ответил: «Ибн Хаджара, затем моего сына, затем Абу Заръа, затем аль-Хайсами».
Его деятельность в распространении знаний:
Большинство его учителей разрешили ему передавать хадис, издавать фетвы и преподавательскую деятельность. При нем были организованы кружки для преподавания, которые посещали ученые со всех уголков исламского мира. Его обширные знания дали ему возможность работать на нескольких важных должностях: преподавал хадис и тафсир в школах: Хусайния, Мансурия, Джамалия, Шайхуния, Салихия и в других известных школах Египта, возглавлял шейхство школы Бибирси, управлял изданиями фетв в Дар аль-Адль, занимал должность судьи в течении двадцати лет, где люди были свидетелями его справедливости. Вместе с этим возглавлял и хатабу (выступления с проповедями) сначала в мечети аль-Азхар, затем в мечети Амру бин аль-Асса. Каждый год в месяц Рамадан Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, с учениками читал до конца «Сахих аль-Бухари», вместе с разъяснением смысла и комментариями. Ночь завершения чтения «Сахих аль-Бухари» бывала подобна празднику, вокруг ибн Хаджара собирались ученые, последователи и ученики.
Сочинение книги «Фатх аль-бари»:
Свою любовь и сильное увлечение к«Сахих аль-Бухари» он показал сочинением книги «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-Бухари». Он писал ее четверть века, начал в 817 году, закончил в месяце Раджаб 842 года.Описывая книгу «Фатх аль-бари», его ученик ас-Сахави сказал, что не было книги подобного ей. Книга стала известной, её начали требовать даже короли и правители и продавали её в то время за 300 динаров.
Отношение людей к нему:
Аллах предписал ибн Хаджару успех и сопутствие. Его любили все: ученые и простолюдины, взрослые и дети, мужчины и женщины. Также его любили и христиане за его прекрасный нрав и хорошие качества, которые побуждали их к этому. Его мягкость и нежность, доброжелательность и подавление при решении проблем склоняли людей к нему.
Его произведения:
Ибн Хаджар оставил нам огромное богатство: больше ста пятидесяти книг. Самые важные из которых:
-«Фатх аль-бари би шарх сахих аль-Бухари»
-«Тахзиб ат-тахзиб»-биографии передатчиков хадиса,
-«Булуг аль-марам фи адиляти аль-ахкам»,
-«Аль-Иссаба фи тамйиз ас-сахаба»,
-«Ад-Дурар аль-камина»,
-«Лисан аль-мизан»,
-«Нукат ибн Салах» и другие.
Смерть:
В субботу ночью месяца Зуль хиджа, 852 года по хиджре, скончался шейх уль-ислам и носитель знамени Сунны - Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да помилует его Аллах.;День его смерти стал памятным днем. Огромное количество людей пришло проводить его в последний путь. Жизнь в Египте на некоторое время была остановлена. Впереди всех шли правитель Египта и наместник аббаситов, министры, эмиры, судьи, ученые. За ним совершили заупокойную молитву во всех исламских странах (в Мекке, в Бейт аль-Макдис, в Хевруне и тд).
При переводе были использованы книги:
-Имама ас-Суюти «Табакат аль-хуффаз»:1/153-154,
- Али ибн Найиф аш-Шухуд «Машахир аълям аль-муслимин» 1/37.