Падение Сасанидской империи
Падение Сасанидской империи
2 года назад 14266 islamdag.ru/

Путь на Кадисию.  

Десятый год по исламскому летоисчислению ознаменовался долгожданным для мусульман событием  - вслед за арабами-курайшитами о своей покорности Исламу заявили представители различных арабских племен, населявшие практически весь Аравийский полуостров. Таким образом, миссия Пророка, преследовавшая цель, прежде всего, распространить исламскую религию на сопредельную территорию, была с успехом осуществлена.

Однако Ислам как завершающая цепь всех монотеистических религий имеет общемировой характер и не ограничен рамками какой-либо этнической группы, подтверждением чему служат слова Всевышнего, недвусмысленно сказавшего в Коране:

«Скажи им (о Мухаммад!), О люди! Я посланник Аллаха ко всем вам…» (Сура «аль-А'раф» - 158 аят).

После перехода Пророка (мир ему и благословение) в мир иной молодое и еще не окрепшее мусульманское государство возглавил  ближайший соратник Пророка – Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах), который первым начал дело продвижения Ислама за пределы Аравийского полуострова. Северо-Западную и Восточную границы Аравийского полуострова делили между собой две самые могущественные на тот момент империи – Византийская и Сасанидская (персидская). Даже находясь в состоянии постоянных междоусобиц, эти государства не изменяли империалистическому духу.

Византия держала в оккупации весь Ближний Восток и Северную Африку, а Сасанидская империя контролировала территорию Ирана, Средней и Центральной Азии. Ослепленные собственной мощью, императоры Византии и Персии пренебрежительно и свысока смотрели на арабов, которых они в лучшем случае приписывали к темным, невежественным людям, на века отставшим в цивилизационном развитии. Это отношение вполне символично отображается в реакции императора Персии Хосрова, надменно разорвавшего письмо Пророка (мир ему и благословение). Более того, Хосров беспардонно и с чувством собственного превосходства отдал приказ своему наместнику в Йемене в срочном порядке доставить к нему Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Однако рано или поздно тирании и деспотизму приходит конец. Такова закономерность, установленная Всевышним и безотказно действующая во все времена. Когда за Пророком (мир ему и благословение) из Йемена все же пришли люди Хосрова, он (мир ему и благословение) сообщил им, что с императором Персии покончено, с ним расквитался его собственный сын.

Это была одна из первых стадий, начало конца Персидской империи. Разумеется, погибшего Хосрова раз за разом сменяли другие правители, вплоть до третьего праведного халифа Усмана, но гибель империи была предрешена свыше, она была неизбежной. Еще при жизни Пророка надменное руководство сасанидов начало сдавать свои позиции. К мусульманскому государству были присоединены Йемен, Бахрейн и Оман - бывшие колонии персов. Но мусульман ожидало еще огромное количество столкновений с обученной и многократно превосходящей по численности и возможностям персидской армией. Впереди еще был тернистый и победоносный путь на Кадисию…

Путь на Кадисию 

После смерти первого праведного халифа Абу Бакра ас-Сиддика совет мусульман (шура) единогласно одобрил кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен ими обоими Аллах) в качестве его преемника. Умару (да будет доволен им Аллах) предстояло не только укрепить уже присоединенные к халифату территории, но и продолжить его расширение.

Было необходимо положить конец гегемонии двух самых могущественных на тот момент империй – Византийской и Персидской, которые обращались со своими подданными как с рабами, возлагая на них непосильное бремя. На Востоке продвижению мусульманского государства противостояла Персидская империя, мощь и численность армии которой наводили самый настоящий страх и ужас.

Однако еще при халифе Абу Бакре (да будет доволен им Аллах)  империи сасанидов (персов) был брошен вызов, который с успехом был подхвачен халифом Умаром (да будет доволен им Аллах). Ввязавшись в жестокие бои с персами, мусульмане постоянно испытывали нехватку подкрепления. Командир восточного фронта Мусанна ибн Харриса, сменивший отбывшего на Западный фронт легендарного Халида ибн аль-Валида, раз за разом просил халифа Умара (да будет доволен им Аллах)  поддержать его новыми и новыми отрядами, и Умар, понимая, какое значение для будущего исламской общины имеют эти боестолкновения, делал все возможное, чтобы персидский фронт не обезлюдел.

Однако сила веры, особый настрой и энтузиазм мусульманских подразделений не гарантировал им легкую победу над персами. На войне есть и поражения, но с них можно сделать правильные выводы и проанализировать тактические просчеты. Это наглядно показала «Битва у моста», проигранная мусульманами, в ходе которой они потеряли своего полевого командира Абу 'Убайду ас-Сакафи.

Уже в следующем бою с персами, вблизи реки «Бувайб» мусульманам удалось взять реванш, но эти столкновения были незначительными и предрешить полную капитуляцию одной из сторон не могли.

Мусульманское и персидское командование понимало, что решающая схватка еще впереди. И она, как показали последующие события, не заставила себя долго ждать.

После серии неудач персидское руководство было вынуждено пойти на кадровые перестановки. Вместо императрицы на престол вступил Яздаджирд, который, понимая всю серьезность угрозы, исходящей от мусульман, начал мобилизацию огромного количества персидских воинов, готовясь тем самым к судьбоносной для своей империи битве. Было поставлено начало военной кампании в Кадисии…

Падение Сасанидской империи

В ходе подготовки к решающей схватке с персами в Кадисии высшее мусульманское руководство начало мобилизацию всех имеющихся человеческих и материальных ресурсов к этой битве. Халиф Умар (да будет доволен им Аллах), понимая всю значимость и весомость предстоящей битвы, лично хотел принять участие в ней. Однако совет мусульман (шура) настоял на том, что халифу не следует покидать пределы Медины, поскольку возможная гибель Умара (да будет доволен им Аллах) на полях сражения может нанести болезненный удар по исламской общине и внести в нее раскол. Командующим над всем иракским фронтом был назначен известный сподвижник Пророка Са'д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах). Дав ему последние указания перед отправкой в Ирак, халиф Умар (да будет доволен им Аллах) напутствовал строго придерживаться пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Общая численность мусульманской армии не превышала 30 тысяч человек.

Тем временем по ту сторону баррикад тоже начались подготовительные действия к битве с мусульманами. Император Яздаджирд был поражен дерзостью арабов, бросивших вызов его империи, и незамедлительно бросил в бой 120-тысячную армию персов, возглавляемую признанным военачальником тех времен Рустумом. Однако еще до начала активной военной фазы при Кадисии, в резиденции Яздаджирда в Мадаине были проведены переговоры. Мусульманская делегация состояла из 7 авторитетных человек. Император Персии, не желая откладывать в долгий ящик предметный разговор, тут же спросил у переговорщиков о цели продвижения мусульманской армии к границам его империи, при этом достаточно надменно добавил: «Не наша ли отвлеченность от вас побудила вас быть столь дерзкими с нами?» От лица всей делегации слово взял Ну'ман ибн Мукаррин (да будет доволен им Аллах). В своем выступлении он отметил, что Всевышний Аллах, послав им Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), обратил к ним взор своей милости и даровал  благополучие в обоих мирах. Ну'ман (да будет доволен им Аллах), давая непосредственную оценку освободительным войнам мусульманской армии, разъяснил императору, что исламская религия имеет не локальный, а общемировой характер. «Эта религия стимулирует к совершению благого и отказу от непристойного», - добавил он. В заключение своего выступления Ну'ман (да будет доволен им Аллах) поставил императора перед выбором: принятие Ислама во избежание кровопролития и сохранения своей государственности, либо выплата подушной подати (джизья), дающая возможность придерживаться своей религии и находиться под защитой мусульман, либо война со всеми вытекающими из этого последствиями.

Яздаджирд, в силу своей надменности, такую риторику мусульманской делегации посчитал для себя неоправданно унизительной. Не взяв во внимание ультимативный характер обращения Ну'мана (да будет доволен им Аллах), император пошел другим путем. Он вначале напомнил арабам, что они (до вступления в Ислам) находились в презрительном во всех отношениях положении. А затем самоуверенно заявил, что они при любых раскладах не смогут противостоять его империи. Но чтобы как-то смягчить вошедшие в тупик переговоры Яздаджирд предпринял попытку подкупить их некоторыми привилегиями и возможностями. Но Кайс ибн Зурара (да будет доволен им Аллах), выступивший вслед за императором вновь заговорил об ультиматуме. Тогда Яздаджирд, придя в неудержимую ярость и не желая продолжать безуспешную в его понимании беседу, ответил полным отказом на предложения мусульман.

0 комментариев