Впервые имя купца Халилуллы Бекметева я услышал, когда только начал заниматься краеведением. Проходя мимо большого деревянного дома, мне было интересно узнать о его хозяине: кем он был, чем занимался? Вдобавок ко всему легенды, сложенные об этом человеке, будоражили мое воображение. На помощь пришли архивные документы и воспоминания потомков.
Из родниковой деревни
Начнем с того, что отец Халилуллы, Хамит Яхин (Бекметев), 1808 года рождения, приехал в казахские степи вместе с братом Жагфаром из далекой деревни под названием По Ключу Сап Царевококшайского округа Казанской губернии. Царевококшайск - это нынешняя столица Республики Марий Эл - Йошкар-Ола.
Братья приехали по торговым делам и остались тут жить. В одном из документов за январь 1841 года за подписью старшего султана Каркаралинского внешнего округа Турсуна Чингисова о Хамите написано следующее: «…ясачный татарин, 33-х лет… находится в Каркаралинском округе по торговым делам десятый уже год».
Хотя Хамит жил в самом Каркаралинске, прописан он был в Петропавловске. Об этом свидетельствует запись за 1853 год, хранящаяся в архиве Уфы. «Петропавловский купец, торговец, живущий в Каркаралы» - написано там о нем. А в документе Центрального государственного архива РК за 1862 год указано, что Хамит Бекметев - «Петропавловский 3 гильдии купец».
Первую жену Хамита звали Сахипжамал (казашка), от которой родились Халилулла, Хамидулла, Гизатулла. От остальных жен Хамита, а всего у него было четыре, родилось много сыновей и дочерей.
Деятельность во благо народа
Халилулла Хамитович Бекметев родился в 1829 году. Повзрослев, он, как и отец, стал заниматься торговлей, стал купцом 2-й гильдии. Из-за богатства, которым он владел, в народе его звали Халилулла-бай.
В юношеские годы он видел и будущего поэта, маленького Абая, когда тот вместе с отцом - старшим султаном Каркаралинского округа Кунанбаем Оскенбаевым - останавливался у них дома (Кунанбай и Хамит были в дружеских отношениях). Вполне возможно, что Халилулла показывал ему город и окружающую его прекрасную природу.
У Бекметева было много скота. В 1880 году он вместе с братом арендовал у потомственного почетного гражданина Степана Александровича Попова на семь лет земли в урочищах Пшук и Тай, расположенных в Темиршинской волости Каркаралинского уезда. Пользуясь этими участками с 1884-го по 1891 год, он построил там зимовки и дворы для содержания домашних животных. «…я имею до 1500 лошадей, 500 рогатого и 2000 баранов», - гласит документ, хранящийся в ЦГА РК.
Но не одним богатством был славен он. Начнем с того, что с момента открытия Каркаралинского отделения попечительства о тюрьмах он был директором и на свои средства покупал продовольствие арестантам.
За помощь религиозным сообществам, государственным учреждениям и образованию в 1888 году император Александр III наградил его нагрудной серебряной медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте, а император Николай II в 1904 году - золотой медалью «За усердие» на Аннинской.
Он не жалел денег на благотворительность. Так, в 1892 году прошел сбор пожертвований на содержание сирот и бесприютных стариков и старух города Семипалатинска. Самую большую сумму пожертвовал Халилулла Бекметев - 20 рублей. Большое внимание уделял образованию и поддержке детей-сирот. Если Хамит пригласил грамотных татар и просил их обучать мальчиков, отдав под эти цели свой флигель, то его сын построил детский дом, взяв на себя его содержание. Также он был заинтересован в обучении детей в медресе. 12 апреля 1891 года в газете «Терджиман-Переводчик», которая издавалась в Бахчисарае, вышла заметка следующего содержания: «Из г. Каркаралинска. Халилулла Бикметев передает нам, что имам и мудеррис г. Кешаф-Эддин Шахмердан оглу, приняв в своем медресе за начальное руководство новый учебник «Ховадже-и-Субъян», достиг поразительных успехов: 8-10-летние мальчики после четырехмесячного обучения освоились с чтением и письмом, так что могут писать, что слышат, и разбирать всякую книгу и рукопись. Все это было удостоверено экзаменом детей».
Хотелось бы отметить, что у него был большой круг общения. Поддерживал он связь и с политическими ссыльными, которые были высланы в Каркаралинск из России. Некоторых он даже взял к себе на работу. Например, 37-летний Ермолай Михайлович Савин по ведомости о лицах, состоящих под гласным надзором полиции за 1890 год, «служил по торговой части у купца Халилуллы Бекметева». Иван Филиппович Гусев, о котором написано в книге «Деятели революционного движения в России», изданной в 1934 году, был отправлен в ссылку в 1887 г. Прибыв в Каркаралинск в 1889 году, он тоже устроился на работу к купцу. Позже, после окончания срока гласного надзора в 1896 году, он перешел в экспедицию статистиков по изучению Степного края, которую возглавлял известный русский статистик и этнограф Ф.А. Щербина.
«Мой прапрадед Хамит имел большое влияние и был уважаем в Каркаралинском крае. Видимо, поэтому старший султан Каркаралинского округа Кунанбай Оскенбайулы останавливался у него дома и организовал той в честь открытия мечети именно у него. От Хамита родился мой прадед - известный купец Халилулла Бекметев. Халилулла бабай прославился снаряжением торговых караванов в Семипалатинск, Россию, Китай и Персию. Занимался он и горнорудным промыслом. Говорят, прадед мой был очень добрым и щедрым человеком, занимался благотворительной деятельностью. Я слышала, что он даже пожертвовал деньги на строительство мечети в Санкт-Петербурге. Он долгие годы был членом Кояндинского ярмарочного комитета. Халилулла бабай и его четвертая жена, моя прабабушка Айнеке Шонбайкызы, были радушными хозяевами, поэтому именитые люди не только Каркаралинского уезда, но и Семипалатинской области останавливались в их доме. Двор был полон повозок. В доме собирались представители передовой казахской интеллигенции, ведь дочери Бекметевых были замужем за видными деятелями движения «Алаш». Например, Гульбахор Халилуллакызы была замужем за Жакыпом Акбаевым - общественным деятелем, первым казахом-магистром права», - рассказала его правнучка Жамиля Камаловна Бекметьева, проживающая в Алматы.
Семейный очаг
У каркаралинского мецената было четыре жены - Биби-Латифа Искакова, Биби-Хадиша Рафикова, Биби-Фатима Мусина и Айнеке Шонбаева. Только от двух жен он имел детей: байбише и токал родили ему девять детей. Судьбы детей сложились по-разному. Некоторые пошли по стопам отца, занимаясь торговлей. Были среди детей Халилуллы и участники движения «Алаш». Кто-то из детей попал в жернова репрессий 30-х годов. Но в целом радует то, что его потомки продолжают дело, начатое своим знаменитым предком.
Умер Халилулла Бекметев в 1905 году и был похоронен в Каркаралинске. Биби-Латифа ушла из жизни через год после смерти мужа в возрасте 73 лет. В 1916 году скончались Биби-Хадиша и Биби-Фатима. Айнеке не стало в 1927 году.
Кстати, младшая жена много рассказывала своей внучке, маленькой Камиле Мухсинкызы (1914-1990), о ее дедушке-купце, о себе. В 1988 году Камиля-апа решила эти воспоминания занести в тетрадь и оставить своей внучке Екатерине. Из этой записи можно узнать много интересного о его жизни: «Моя родная бабушка, мать отца - Гайнеке (по-домашнему Айнеке) Шонбаевна, происходит из рода шашты. Родители ее жили где-то около р. Нуры, а сама она жила в ауле, расположенном в прибалхашских степях…
Бабушка мне говорила: «Твой дед Халилулла привозил к нам в аул с ярмарки разный необходимый товар: сахар, чай, нитки, иголки, посуду, сатин, белую бязь для женских головных уборов. Все покупалось не за деньги. В далекие дореволюционные годы весь товар покупался за скот, в основном за овец и коней…»
Когда умер первый муж бабушки, она осталась вдовой с тремя детьми. С детьми вела трудную жизнь. Приехал как-то дед к ним в аул с очередным товаром, и бабушка приглянулась ему своей опрятностью, степным здоровьем, ухоженными детьми. Дед сделал предложение. В то время у деда было три жены, но не было детей. Она с трудом дала согласие. Дед известил своих жен, а те наотрез запретили ему, сказав: «Как какая-то степная женщина войдет в дом?»
Тогда дед решил четвертую жену с детьми поместить на свою летнюю дачу в Тасбулаке в лесу, близко к Каркаралинску. Бабушка с двумя детьми жила в этом загородном доме хорошо. Самого младшего оставила у своих пожилых родителей. Когда она приехала, то была в степной одежде: теплом чапане, сапогах, в теплых меховых штанах. Жила она в загородном доме до зимы. Дед жил с ней, в город он ездил редко, только по делам.
Бабушка так рассказывала про этот период жизни: «К началу зимы я сообщила твоему деду, что ожидаю ребенка. Он был очень рад, стал молиться, благодарить Бога. Поехал объявлять об этой хорошей новости женам в город. Все трое были старше меня. И в один прекрасный день зазвенели колокольчики и в повозке на тройке прикатили жены. Привезли они много городской купеческой одежды: дорогие шали, бобровые шапки, бархатные шубы, роскошные платья. Привезли одежду дочке и сыну. Затопили баню, повели меня и детей купаться. Все старье мое кинули в огонь. Одели с ног до головы в новую, не привычную для меня одежду. С собой они еще привезли множество татарских блюд, сладостей. Попировали и повезли меня в город. Приехали в роскошный купеческий дом в два этажа. Кругом картины, часы, зеркала, шкафы, ковры и мебель, обитая цветастым материалом. Я боялась встать с места. Как села в первой комнате, так и сидела…
И вот спустя время я родила сына. Дед твой к тому времени был очень богатым: было много скота и денег в банке. Он много ездил по ярмаркам, затем с товаром - по степям, умножая богатство. Первого сына он назвал Мухтар. С детства все его баловали. Потом родились Махмут, Гульнахар, Абзал, Мугин, Мухсин. Третья жена Фатима родила троих детей - Мажита, Масгута, Гульбошу (Гульбахор. - Прим. автора). Умер твой дед глубоким стариком. У всех старших сыновей были свои дома. После смерти мужа я осталась в огромном купеческом доме с сыном Мухсином…»
Еще бабушка вспоминала, что мой дед Халилулла, когда разбогател как купец, взял на себя содержание детского дома. Какая-то холера по России прошла, много детей сирот было. Построил он здание детдома, питание, одежду и содержание взял на себя. Поставлял дрова, мясо и другие продукты. За такой гуманный поступок какой-то царь ему пожаловал медаль «За усердие». Все четыре его жены шили из какой-то кремовой бязи рубахи и кальсоны для этих детей-сирот.
Со слов бабушки, когда еще был жив мой дед Халилулла, приехал к ним Кунанбай, отец Абая. Он собирался тогда в Мекку. Приглашал деда в поездку. Дед не поехал.
Бабушка Айнеке умерла в 1927 году. В тот год забрали наш большой дом, и мы до 1931 года жили на квартирах, потом перебрались в Алма-Ату…»
В конце этой статьи хочу поблагодарить за помощь в поиске материалов о Халилулле Бекметеве его прямого потомка, известного врача-эндокринолога, руководителя сети клиник лазерной косметологии и пластической хирургии «Дарус», которые находятся в городах Алматы и Нур-Султане, Жанну Маратовну Азимову. Как краеведа и исследователя меня радует, что потомки людей, составлявших честь и славу нашей земли, достойно продолжают дело своих пращуров. Мы должны оставить память о славных сынах нашей Родины, передавать ее из поколения в поколение, показывая пример подлинной интеллигентности, служения людям и гуманизма.