Первых после Пророка ﷺ четырёх халифов называют праведными. Это сподвижники Абу Бакр, Умра, Усман и Али (да будет доволен ими всеми Господь). Последующих халифов праведными не называют. За исключением Умара ибн Абдуль-Азиза, который считается пятым праведным халифом. О нём и пойдёт речь в нашем материале.
Умар ибн Абдуль-Азиз родился в 682 году (61 г. х.) в лучезарной Медине. По материнской линии он являлся правнуком второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба, а отец принадлежал к курайшитскому роду Омейядов, находившемуся в то время у власти халифата.
Отец очень заботился о том, чтобы сын получил хорошее образование и воспитание, отправляя его учиться к самым известным богословам своего времени, среди которых были сами сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ. Маленькому Умару посчастливилось обучаться у таких великих сподвижников, как Абдуллах ибн Умар ибн аль-Хаттаб, Анас ибн Малик, Абдуллах ибн Джафар ибн Абу Талиб (да будет Господь доволен ими всеми).
Также он получал обучение у таких больших табиинов, как Саид ибн Мусайяб, Урва ибн Зубайр, Салим ибн Абдуллах ибн Умар и Убайдуллах ибн Абдуллах ибн Утба и другие. Итогом такого обучения явилось то, что Умар ибн Абдуль-Азиз стал одним из лучших знатоков исламских наук своего времени.
Умар ибн Абдуль-Азиз – эмир Хиджаза
Уже в 26 лет он стал главой (эмиром) Медины, а ещё через год – и всего Хиджаза, то есть территории, включающей в себя святые города Мекку и Медину, а также ряд других поселений. Став наместником, первым делом Умар ибн Абдуль-Азиз собрал десятерых самых выдающихся мусульманских учёных-богословов, чтобы советоваться с ними в государственных делах.
Все важные решения нового эмира были согласованы и обсуждены с благородными учёными. Благодаря этому Умар быстро вошёл в курс всех государственных дел. За всё время, что Умар являлся эмиром, он проделал гигантскую работу: были проложены дороги, прорыты каналы и вырыты колодцы для сельскохозяйственных работ.
И, что самое главное, расширена мечеть Пророка Мухаммада ﷺ в лучезарной Медине, теперь она вмещала намного больше желающих помолиться, чем раньше. Давно Хиджаз не видел такого преображения. Но через семь лет Умар ибн Абдуль-Азиз вдруг был отстранён от должности наместника халифа в Хиджазе. Причиной тому стало то, что наместник, несмотря на то, что был двоюродным братом халифа, без страха критиковал власть за её огрехи, и халиф не пожелал оставлять на таком важном посту бунтаря.
Уединение Умара ибн Абдуль-Азиза
Оставив должность наместника, Умар покинул Медину и подготовился к уединённой жизни, смещение с ответственной должности его не огорчило. Единственное, что его беспокоило, так это слова Пророка Мухаммада ﷺ, гласящие, что Медина отвергает зло, находящееся в ней. При прощании со священным городом Умара волновало лишь это.
Он даже сказал своему спутнику Мухазиму: «Я боюсь, как бы мы не были из тех, кого отвергла Медина». Но товарищ своими доводами отогнал от него эти мысли.
Весь период смещения с должности Умар ибн Абдуль-Азиз прожил в районе Сувайда в Шаме, предавшись уединению, аскетизму и воздержанию от мирских благ...
Но вскоре Умар снова обрёл величие и власть, и на этот раз ещё большую, чем прежде. Правитель халифата Сулейман ибн Абдуль-Малик, чувствуя скорое приближение смерти, захотел назначить на своё место наместника, но дети халифа были слишком малы для такого ответственного дела, и лучшего кандидата, чем двоюродный брат Умар ибн Абдуль-Азиз, не было.
При этом завещать власть Умару халифу пришлось тайно, так как, лишь поставив перед самим фактом, можно было заставить двоюродного брата нести столь огромную ответственность руководителя целой империи. Вскоре тайное стало явным. Халиф Сулейман ибн Абдуль-Малик скончался, и сразу после похорон при большом стечении народа было оглашено его завещание. В нём говорилось, что власть в халифате переходит к Умару ибн Абдуль-Азизу.
Умар ибн Абдуль-Азиз становится халифом
Как и ожидалось, испугавшись столь большой ответственности, Умар публично отказался принять власть, однако по настоянию всех присутствующих, единогласно присягнувших ему на верность, он вынужден был изменить своё решение. В ответ Умар ибн Абдуль-Азиз лишь молвил: «Я не самый лучший из вас, но теперь самый ответственный».
Наступивший Рамадан несёт в себе множество благ, простое перечисление которых займёт уйму времени. Поэтому мы остановимся только на одном деянии...
И вправду, ведь с этого дня на него легла ответственность управления громадной империей, включавшей в себя Аравию, Северную Африку, Индию, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Северный Китай, Закавказье, Северный Кавказ, Египет, Испанию, юг Франции.
После вступления на престол жизнь Умара изменилась полностью. Из роскошной кареты халифа он пересел на обычного мула. Распустил огромную армию телохранителей в 600 человек, освободил всех своих рабов и возвратил законным владельцам средства, конфискованные у них прежней властью.
Великолепный дворец сменил на обыкновенный скромный дом, состоящий всего из двух комнат. Даже драгоценности жены, подаренные ей отцом, Умар попросил отдать в исламскую казну (байт аль-маль), так как жить в доме, где есть такие излишества, он посчитал для себя невозможным.
Несмотря на обильные поступления в казну, он не брал себе ни дирхама. Единственным личным доходом он оставил земельный участок, приносивший всего лишь 200 динаров в год. Для сравнения, ещё в юношестве годовой доход Умара ибн Абдуль-Азиза насчитывал 40 тысяч динаров, около 180 кг в переводе на золото.
Установление справедливости в обществе
Преобразования коснулись не только личной жизни халифа. Подчинив вначале свою жизнь самым строгим требованиям Ислама, новый правитель занялся и делами других мусульман, кардинально преобразовав социальную организацию общества.
По велению Умара ибн Абдуль-Азиза подданным была предоставлена полная свобода передвижения, выстроены постоялые дворы для путников, вырыты новые колодцы, построены дороги, учёные были поставлены на государственное содержание.
Чтобы искоренить чиновничий произвол, было поднято жалованье чиновникам. Наместники и чиновники, растратившие государственные средства или уличённые в вероломстве и бесчинствах, смещались и на их место назначались новые.
Каждый житель халифата, обременённый долгами, независимо от вероисповедания, получал гарантию их погашения за счёт специально установленных государственных фондов. Любой желающий обзавестись семьёй, но не имеющий на это материальных средств, получал необходимые средства из казны.
Так в результате проведённых новым правителем реформ в халифате практически не осталось нищих. Люди затруднялись найти того, кто нуждался в подаянии. «Кого притеснили, пусть входит ко мне без разрешения», – гласил указ нового правителя, разосланный во все провинции халифата. Такое отношение со стороны властей не осталось без внимания народа.
Вслед за неподдельным благородством и справедливостью, исходящими с самых верхов, в обществе наметились кардинальные перемены. Почти прекратились междоусобные войны, сотрясавшие халифат со времён гибели третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана.
Возрождение духовных ценностей
В провинциях люди в массовом порядке начали принимать Ислам. По закону новообращённые освобождались от подушной подати (джизьи). Эмиры на местах предложили, чтобы новообращённые продолжали платить налог с немусульман, опасаясь уменьшения поступлений в казну, но возмущённый халиф возразил: «Аллах ﷻ послал Мухаммада ﷺ направлять на прямую стезю, а не выжимать налоги!» Благодаря такому подходу период правления Умара ибн Абдуль-Азиза назвали эпохой распространения религии истинных ценностей религии.
Огромное значение Умар ибн Абдуль-Азиз придавал науке, особенно исламской. Эта забота была столь значительной, что большинство учёных-мусульман даже признали его обновителем Ислама первого столетия хиджры. При нём было проделано много работы для укрепления позиций Ислама в обществе и пропаганде уже предававшихся забвению духовно-нравственных ценностей. При Умаре ибн Абдуль-Азизе было начато собирание и составление сборников хадисов Пророка Мухаммада ﷺ.
Для эффективного претворения в жизнь указов халифа на ответственные государственные должности назначались лишь те, кто заслуживал доверие и имел хорошую репутацию в народе. Халиф освободил новообращённых от джизьи – подушной подати с иноверцев, показав тем самым космополитизм Ислама. При нём был начат диалог с хариджитами – первым заблудшим течением, возникшим в Исламе. При этом от силовых методов противостояния перешли к научным диспутам, благодаря чему многие из оступившихся приняли доводы и вернулись на истинный путь.
Умар ибн Абдуль-Азиз – пятый праведный халиф
Период правления Умара ибн Абдуль-Азиза вошёл в историю как одно из самых спокойных времён, в котором буквально всё было пронизано справедливостью и благочестием, не только в мусульманской, но и в мировой истории. За это правителя даже сравнивали с праведными халифами, чьё правление полностью соответствовало Божественному порядку.
Правление Умара ибн Абдуль-Азиза оказалось очень коротким, меньше двух с половиной лет. В возрасте 40 лет Умар внезапно умер. Умар ибн Абдуль-Азиз правил всего 2 года и 5 месяцев, в месяце раджаб 101 года по хиджре он покинул этот бренный мир и перешёл к милости своего Господа. Похоронили халифа в Дамаске, в местечке, называемом Бидияр шарки.
Говорят, некий мусульманин, бывший в это время при дворе византийского императора, нашёл его задумчивым, в печальном настроении. Когда он спросил его о причине такого состояния, император ответил, что он получил известие о кончине очень добродетельного человека, халифа Умара ибн Абдуль-Азиза.
«Я не удивился бы, если мне рассказали об обычном человеке, который полностью отказался от мирского и посвятил себя Всевышнему. Но я был удивлён, глядя на жизнь человека, у ног которого лежали все блага мира, который, однако, прошёл мимо них с закрытыми глазами и прожил жизнь в благочестии и самоотречении», – промолвил император.
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета