О сокровенных смыслах поста и его внутренних условиях
Степени поста
Знай, что у поста – три степени: пост простых верующих (савм аль‘умум), пост избранных (савм альхусус) и пост особо избранных (савм хусус альхусус).
Пост простых верующих
Что касается поста простых верующих, то это удержание живота и половых органов от удовлетворения плотскими страстями. Что касается поста избранных, то это, [помимо названного], удержание глаз, ушей, языка, рук, ног и других органов от совершения греха.
Пост избранных
Что касается поста избранных, а это пост праведных, то он состоит в удержании телесных органов от прегрешений. А совершенство его достигается совершением шести действий.
Первое. Отведение взора и удержание его от обращения на все, что порицаемо и осуждаемо, и на все то, что занимает сердце и отвлекает от поминания Аллаха. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
(النَظْرَةُ سَهْمٌ مَسْمُومٌ مِنْ سِهامِ إبْليسَ لَعَنَهُ اللهُ فَمَنْ تَرَكَها خَوْفًا مِنَ اللهِ آتاهُ اللهُ عَزّ و جَلّ إيمانًا يَجِدُ حَلاوَتَهُ فى قَلْبِهِ)
«Взгляд – одна из отравленных стрел Иблиса, будь он проклят Аллахом, и тому, кто отведет его [от запретного] из страха перед Аллахом, дарует Он веру, сладость которой он обретет в своем сердце».
Джабир со слов Анаса ибн Малика рассказал о том, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
(خَمْسٌ يُفْطِرْنَ الصائِمَ : الكذْبُ و الغيبَةُ و النمِيمَةُ و اليمينُ الكاذِبَةُ و النَظْرُ بِشَهْوَةٍ)
«Пять действий нарушают пост [вознаграждение за пост уменьшается]: ложь, злословие, сплетни, ложная клятва и сладострастный взгляд».
Второе. Сдерживание своего языка от болтовни, лжи, злословия, сплетен, сквернословия, грубости, ссоры и споров, предпочитая молчание, поминание Аллаха и чтение Корана. Таков пост языка. Суфйан [ас¬-Саври] сказал: «Злословие нарушает пост». Это его изречение привел Бишр ибн альХарис. А Лайс передал слова Муджахида: «Два действия нарушают пост: злословие и ложь» [эти действия уменьшают вознаграждение]. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
(إنّما الصَوْمُ جُنَةٌ فَإذا كان أحَدُكُمْ صائِمًا فَلا يَرْفُثْ و لا يَجْهَلْ و إن امْرُؤٌ قاتَلَهُ أوْ شاتَمَهُ فَلْيَقُلْ إنّى صائِمٌ إنّى صائِمٌ)
«Поистине, пост – щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!»
В хадисе сообщается, что две женщины во времена Посланника Аллаха соблюдали пост, и к концу дня голод и жажда до того изнурили их, что они оказались на грани смерти. И тогда послали они человека к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) за разрешением прервать пост. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) отправил им чашу и велел посланцу:
(قُلْ لَهُما قِئَا فيهِ ما أكَلْتُما)
«Скажи им: ‘‘Исторгните в нее съеденное вами’’».
И исторгла одна чистую кровь со свежими кусками мяса, наполнив до половины чашу, и другая так же, и наполнили они сосуд. И удивились тому люди, а Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
(هاتانِ صامَتا عَمّا أحَلّ اللهُ لَهُما و أفْطَرَتا على ما حَرّمَ اللهُ تعالى عَلَيْهِما قَعَدَتْ إحْداهُما إلى الأخْرَى فَجَعَلَتا يَغْتابانِ الناسَ, فَهذا ما أكَلَتا مِنْ لُحُومِهِمْ)
«Эти две соблюдали пост, воздержавшись от дозволенного Аллахом, и нарушили его, совершив запретное, – они сходились и хулили людей, и это исторгнутое есть плоть этих людей, что ели они».
Третье. Ограждение слуха от всего порицаемого, ибо все, что запрещено говорить, – запрещено и слушать. Поэтому Аллах приравнял слушающего ложь к тому, кто употребляет в пищу запретное. Всевышний Аллах говорит:
«Они помногу прислушиваются ко лжи и пожирают запретное» (Коран, 5:42).
Всевышний также говорит:
«Если бы их познавшие Бога и их ученые мужи удержали их от греховных речей и пожирания ими запретного…» (Коран, 5:63), ибо молчание при злословии – грех. Всевышний говорит:
«Ведь тогда вы подобны им» (Коран, 4:140).
И потому Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
(المُغْتابُ و المُسْتَمِعُ شَريكَتانِ فى الإثْم)
«Злословящий и слушающий – соучастники в грехе».
Четвертое. Обережение остальных частей тела от грехов: ног и рук от порицаемого и чрева от сомнительного при разговении. Нет смысла в соблюдении поста, а это есть воздержание от разрешенного (халала), если затем разговляешься запретным (харамом). Такой постящийся подобен тому, кто строит дворец и разрушает город. Разрешенная пища (халал) вредит не сама по себе, а своим обилием. А пост – для уменьшения [употребления пищи]. Избегающий обилия лекарств, опасаясь их вреда, глуп, если перейдет к употреблению отравы. Запретное (харам) – яд, губящий веру, а разрешенное (халал) – лекарство, полезное в малом количестве и приносящее вред избытком, и цель поста – уменьшение его. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
(كَمْ مِنْ صائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ صَوْمِهِ إلا الجُوعُ و العَطْشُ)
«Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда».
Одни сказали, что это те, кто разговляется запретным (харамом), другие сказали, что это те, кто воздерживается от разрешенной (халал) пищи и разговляется плотью людей, злословя о них, а это запретно, а некоторые сказали, что это те, кто не оберегает свои телесные органы от греха.
Пятое. Не проявлять чрезмерность в потреблении разрешенной (халал) пищи при разговении, набивая ею чрево, ибо для Аллаха нет сосуда ненавистнее, чем чрево, переполненное разрешенным (халалом). И как извлечется из поста польза, одоление врага Аллаха и обуздание страстей, если постящийся при разговении восполнит то, что упустил днем?! А иногда он превышает это в различных яствах.
Даже установился обычай откладывать всю пищу на месяц рамадан и есть в нем столько, сколько не едят за несколько месяцев. Ведь известно, что цель поста – воздержание от пищи и подавление страстей, дабы укрепить душу в богобоязненности. А если удерживать желудок от пищи с утра до ночи, пока разгорятся его страсти и усилятся его желания, а потом дать ему отведать изысканных яств и насытить его, то увеличится его тяга к наслаждениям, умножится его сила и возрастут вожделения, которые, может быть, спали бы, если бы его оставили в привычном его состоянии [до поста].
Дух же и скрытый смысл поста – ослабление сил вожделений, которые есть орудия шайтана в подбивании к злу. Ослабления не добиться иначе, как уменьшением, а это – употребление пищи, что обычно [верующий] употреблял каждый вечер, когда не соблюдал пост. А когда он прибавляет то, что он ест в обычные дни, к тому, что он ест в вечернее время, он не извлечет из своего поста пользы.
Напротив, согласно этике поведения [во время поста] не принято спать подолгу днем, дабы почувствовать голод и жажду и ощутить слабость. И тогда очищается сердце, с каждой ночью слабеют [страсти], так что даже становится легче совершение добровольных ночных молитв (салят ат¬-тахаджжуд). И тогда, может быть, шайтан перестанет кружить вокруг сердца, и оно обратится к «сокрытому Царству небес» (Малакут).
Лайлат алькадр (Ночь Предопределения) и есть выражение для обозначения ночи, в которой открываются сокровенные знания Царства Малакут, и это подразумевается словами Всевышнего:
«Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (Коран, 97:1).
А тот, у кого желудок набит едой, заслонен завесой от созерцания Царства Малакут. А кто опустошит свое чрево, то этого ему недостаточно для снятия этой завесы, пока его устремленность не будет избавлена от всего, что помимо Аллаха. Это и есть самое главное. А начало всему этому – уменьшение пищи.
Шестое. Сердце верующего после разговенья должно быть обращено к Аллаху и трепетать, пребывая между страхом и надеждой, ибо не знает он, будет ли принят его пост – ведь тогда он будет из числа приближенных к Аллаху, или будет возвращен ему – и тогда он будет из числа попавших под гнев [Его]. И пусть он будет таким по завершении каждого поклонения.
Рассказывают, что однажды альХасан альБасри проходил мимо смеющихся [людей] и сказал им: «Аллах сделал месяц рамадан ристалищем для людей, на котором они состязаются в поклонении Ему, и одни пришли первыми и преуспели, а другие отстали – и потерпели неудачу.
И самое удивительное – смех предавшихся забавам людей в день, когда преуспели пришедшие первыми и потерпели неудачу отставшие. Но клянусь Аллахом, если бы раскрылась завеса, то творящий благое остался бы занят своими благими деяниями, а творящий плохие поступки – своими плохими поступками, то есть радость принятого [Богом] человека заняла бы его, [не оставив места] забавам, а печаль отвергнутого закрыла бы пред ним врата смеха». Говорят, что альАхнафу ибн Кайсу сказали: «Ты – старец, и соблюдение поста делает тебя слабым». Он ответил: «Я заготовляю его как припас для долгого странствия, и мне легче переносить тяготы в поклонении Аллаху, чем Его наказание». Таковы сокровенные смыслы поста.
А если ты спросишь: «Ученыеправоведы (факихи) сказали, что если ктото ограничится удержанием чрева и плоти от страстей и пренебрежет этими сокровенными смыслами поста, то пост его действителен, – что же это значит?», то знай, что правоведы обычного религиозного знания подкрепляют внешние условия поста доводами более слабыми, чем те доводы, что приведены нами касательно сокровенных условий [поста], в особенности о злословии и подобном этому, но у знатоков обычного религиозного знания нет права возлагать иные обязанности, кроме тех, что под силу нести всем небрежным [к тому свету], приверженным мирскому.
Что касается благочестивых ученых, помышляющих о том свете, то они под действительностью поста имеют в виду его принятие [Богом], а под принятием – достижение цели. Под целью поста они понимают украшение себя качествами из качеств Аллаха, а именно – качеством самадийа , и следование ангелам в воздержании от страстей по мере возможности, ибо они лишены страстей.
Человек по своей степени выше животного из-за своей способности светом разума подавлять страсти и ниже ангелов, потому что страсти владеют им и борьба с ними возложена на него как испытание. И всякий раз, когда он поддается страстям, он падает до самого низкого уровня и опускается до степени животных, а когда он подавляет страсти, он возвышается на самую высокую степень и достигает степени ангелов. Ангелы приближены к Аллаху, и так же приближен к Нему и тот, кто следует им и уподобляется им.
Действительно, уподобившийся близкому близок и сам, а близость та не по месту, а по свойствам.
И раз таков сокровенный смысл поста в понимании обладателей [освещенных божественным светом] сердец, то какова польза в откладывании приема пищи и в употреблении ночью обеда и ужина вместе, наряду с увлечением другими страстями в течение всего дня? Если подобный пост имеет пользу, то в чем же смысл слов Пророка (мир ему и благословение): «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда!» Потому сказал Абу ад-Дарда’и: «Как прекрасен сон мудрых и их трапеза, коей разговляются они! И как же не порицать пост и бдение глупцов, тогда как поступок весом с пылинку обладателей достоверного знания и богобоязненности весомее и превосходнее, чем поклонения весом с горы прельщенных дьяволом людей». Поэтому один ученый сказал: «Сколько же постящихся [внешне] не соблюдают его [по сути], и сколько не соблюдающих пост [внешне] соблюдают его [по сути]!» Не соблюдающий пост [внешне] и соблюдающий его [по сути] – это тот, кто удерживает свое тело от грехов и употребляет пищу и воду, а соблюдающий пост [внешне] и не соблюдающий его [по сути] – это тот, кто голодает, подвергает себя жажде и дает телу волю в совершении грехов.
Кто понимает суть поста и его сокровенный смысл, тот знает, что человек, который воздерживается от еды и совокупления, [то есть соблюдает пост], и нарушает его совершением грехов, подобен тому, кто, приступив к омовению, трижды протер положенные части тела и внешне согласовал действие с [предписанным] количеством, но пренебрег самым важным, а это – промывание [их], и молитва его будет отвергнута из-¬за его незнания [сути омовения].
А кто не соблюдает пост, употребив пищу, и соблюдает его, удержав свое тело от порицаемых поступков, подобен человеку, который промыл по одному разу части тела, и молитва (салят) его, если на то будет воля Аллах, будет принята в силу выполнения им основных устоев [омовения], хотя и пренебрег он желательным [количеством промывания]. А кто совмещает и то и другое, [то есть воздерживается от еды и совокупления и не совершает греховного], подобен тому, кто трижды промывает каждую часть тела и соединяет выполнение основных устоев [омовения] с выполнением его в желательном [количестве], а это – совершенство [в выполнении этого предписания]. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
(إنّ الصَوْمَ أمانَةٌ فَلَيَحْفَظْ أحَدُكُمْ أمانَتَهُ)
«Пост – это аманат , и пусть каждый из вас бережет свой аманат».
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), прочтя слова Всевышнего:
«Аллах поистине повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его» (Коран, 4:58), возложил руки на глаза и уши и сказал:
(السَمْعُ أمانَةٌ و البَصَرُ أمانَةٌ)
«Слух – аманат, и зрение – аманат».
И не будь они аманатом поста, не велел бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «Пусть скажет: “Я – постящийся”». То есть язык мой дан мне как аманат, чтобы я его берег, и как же я дам ему волю, отвечая [бранью]?!
Итак, выяснилось для тебя, что в каждом поклонении Богу есть явные и тайные стороны, внешняя оболочка и ядро, а у его оболочки – степени, а у каждой степени – разряды, и теперь тебе решать, довольствоваться одной оболочкой без ядра или примкнуть к обладателям [освещенных божественным светом] сердец.
Пост особо избранных
Что касается поста особо избранных – это ограждение сердца от низменных забот и мыслей о мирском и полное его удержание от всего, что помимо Аллаха. Подобный пост нарушается при мысли о чёмто другом кроме Аллаха и Судного дня и при мысли о мирском, кроме только мысли о том из земного мира, что используется для религии, так как оно – из припаса [на пути к блаженству] того света, а не из мирского.
Обладатели [освещенных божественным светом] сердец даже сказали: «Если кого-то днем обеспокоит мысль о приобретении чего нибудь для разговенья, то это будет записано ему как прегрешение, ибо это – из маловерия в милость Аллаха и недостатка уверенности в обещанном ему пропитании».
Это – степень пророков, сиддикун и приближенных к Богу, и тебе не следует много говорить о ней, но [следует] осуществить на деле, ибо это – обращение всех своих устремлений к Аллаху, отвращение от всего, что помимо Него, и действие в соответствии со смыслом слов Всевышнего:
«Скажи: “Аллах!” Потом оставь их забавляться в их ложных разговорах» (Коран, 6:91).
Абу Хамид аль-Газали (450/1058 – 505/1111)
sufizm.org