Это история о великом суде, который удовлетворил своим решением людей Самарканда, и стал причиной принятия ими Ислама. Это ещё одна страница из истории Ислама, которая доказывает справедливость Ислама в любых ситуациях между мусульманами и немусульманами.
Самарканд - это город на севере Азии, с плодородными землями, горами, сопками, лесами, серебром, шелками, глиняными кувшинами, и природными богатствами.
До прихода мусульман жители Самарканда были идолопоклонниками, их идолы были сделаны из простого камня, а украшены драгоценными камнями. Места служения идолам находились между горами. Считалось, что это место служения для верховных жрецов, кроме того, было множество мелких мест служения в центре Самарканда.
В тот период мусульманами правил Халиф, праведность которого ставится в пример. Он был аскетом и совершал много поясных и земных поклонов. Его звали Аль-Фарук Умар ибн Абд аль-Азиз (680-720) (да будет Аллах им доволен).
Он правил землями, которых не имел ни персидский Кисра, ни римский Кайсар. Границы его государства простирались от Китая до атлантического океана. Правитель, над которым не было никого, кроме Аллаха. Жена его Фатима, дочь Абдул Малика и сестра халифа Сулеймана была благороднейшей из арабок. Семеро из его близких родственников были правителями.
Когда войска мусульман под командованием искусного известного полководца Кутейба ибн Маслама подошли к восточной части Самарканда, они направились к горе, расположенной за городом, чтобы жители города не увидели их и стали оборонятся, и чтобы была возможность атаковать сзади.
И они с подобной урагану быстротой оказались в центре поверженного города, читая зикр, но не в состоянии заставить полностью сдаться жителей Самарканда. Жрецы обратились в бегство к своему месту служения между горами, а жители спрятались в домах, боясь мусульман.
Но потом некоторые начали выходить из своих жилищ за водой и едой, они отправляли маленьких детей за этим, а мусульмане же не трогали их, наоборот, помогали им донести это. Дети же возвращались радостные и счастливые, принося домой воду и еду.
Спокойствие и уверенность начали возвращаться в их сердца, люди вернулись к своим полям и имуществу. Они нашли его таким же, как оставляли, и началась обычная прежняя жизнь. Между мусульманами и жителями Самарканда происходили торговые сделки и другие деловые взаимоотношения. Они увидели в мусульманах надёжность и честность, не было и притеснения с их стороны.
Удивлению жителей не было предела, когда поспорили мусульманин и один из самаркандцев, а в Шариатском суде решение было вынесено в пользу жителя Самарканда.
Слух об этом дошёл до жрецов, которые убежали в горы. Тогда они сказали, если завоеватели так справедливо судят, то неизбежно у них должен быть праведный Правитель и повелели одному из жрецов пойти к нему и рассказать то, что случилось.
С этим заданием отправился молодой жрец и дошёл до Дамаска, переполненный страхом. Он увидел дворец и подумал, что это дворец правителя, но почему-то люди входили и выходили без преград, без стражи. Тогда он набрался смелости и вошёл туда. Это была мечеть аль-Амави, разукрашенная камнями дорогих пород и исламским орнаментом и с высокими минаретами. А люди совершали поклоны, кто земной, кто поясной… И тогда стал размышлять посланный об этом чудесном месте. Он смотрел, как мусульмане становились ровными рядами, и для него было удивительно, как такое большое количество людей так быстро становятся в ровные ряды.
После завершения намаза, когда люди стали выходить, он подошёл к одному из мусульман и попросил его показать дворец правителя и спросил, где их предводитель? Тот ответил: «Он совершал намаз имамом, разве ты не видел?». Он сказал, что нет. Мусульманин спросил: «Разве ты не совершал с нами намаз?». Тот спросил, что это такое - намаз? Мусульманин сказал, что это покорность и служение Единственному, у Которого нет сотоварища, и прекращение греховного и запретного. Потом он спросил: «Ты не мусульманин?». Посланец сказал, что нет. Мусульманин улыбнулся и спросил: «А какая у тебя религия?». Тот ответил: «У меня религия, которую проповедуют жрецы Самарканда. Они служат идолам». Мусульманин тогда сказал: «Мы – мусульмане, поклоняемся Всевышнему и не придаём сотоварищей Ему».
Он описал дом предводителя мусульман, молодой человек пошёл по его описанию и нашел домик из старой глины и человека, стоявшего у стены, который реставрировал её. Его одежда была испачкана глиной. Когда он увидел его, он вернулся в мечеть к тому мусульманину и сказал: «Ты насмехаешься надо мной, я тебя спрашиваю о предводителе, ты же меня отправляешь к бедному человеку, которой чинит стену!».
Тогда этот мусульманин пошёл с молодым человеком к дому Умара ибн Абд аль-Азиз (да будет доволен им Аллах) - предводителю правоверных и указал на него: вот он, предводитель, и он чинит стену. Тогда посланный опять сказал, что тот шутит. Мусульманин поклялся Аллахом. Молодой человек изумился, вспомнив высокомерие жрецов. Пока он находился в размышлениях, пришла женщина с ребёнком к правителю с просьбой увеличить выплату из казны, потому что у нее увеличилось число детей. Между тем ребенок женщины ударил сына предводителя мусульман они поспорили из-за игрушки. Он рассёк ему голову, жена Умара поспешила к ребёнку и накричала на женщину.
Женщина испугалась из-за того, что сделал её сын с сыном предводителя. Умар вошёл в дом, перевязал голову сыну, вышел к женщине и успокоил её, взял игрушку и отдал этому мальчику. Затем сказал: «Женщина, иди к казначею и скажи, чтоб он увеличил выплату». Тогда жена предводителя сказала: «Твоего сына ударили, а ты прибавляешь ей денег и даришь её сыну игрушку?».
Умар сказал: «Ты напугала её, а Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, что «того, кто напугал мусульманина, Аллах напугает в Судный день». Затем он снова приступил к починке стены.
А молодой выходец из Самарканда наблюдал за происходящим с большим удивлением. Набравшись смелости, он шагнул в сторону Умара бин Абдуль Азиза и спросил: «Ты правитель правоверных?». Он ответил, да, что угодно? «О правитель правоверных, меня притеснили!». Тот его прервал и спросил: «На кого ты жалуешься?». «На Кутейбата сына Маслама». Правитель понял, что этот спор не двух человек. Перс изложил суть проблемы и сказал: «Меня отправили жрецы Самарканда. Они рассказали, что у вас есть обычай: когда вы овладеваете городом, то даёте право выбора между тремя вещами: принятием Ислама, выплатой дани, или войны».
Правитель сказал: «Да, это наше правило и город имеет право выбрать одно из трёх». Самаркандец сказал, что у них нет права решать, внезапно нападать и атаковать. «Да, для нас непривычно делать это, ибо Всевышний повелел нам, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) предостерёг нас от притеснения». Молодой человек сказал, что Кутайба бин Маслама не сделал этого, а, наоборот, внезапно повёл войска мусульман на город.
Когда правитель услышал это, он не стал выносить решения, потому что у него не было привычки делать это, выслушав только одну сторону. Вынул маленький лист бумаги и написал текст из двух строк, завернул и запечатал, сказав: «Отправь это наместнику Самарканда и он прекратит насилие над вами». Молодой человек отправился из Дамаска в Самарканд, преодолевая пустыни и горы, думая про себя: что может сделать это письмо перед саблями и мечами Кутейбата бин Маслама?
По приезду в Самарканд он отдал письмо жрецам. Они сказали, отдай его наместнику, чтоб он вынес решение согласно письму. Наместник Самарканда удивился письму, но всё же он знал почерк Предводителя правоверных. Он убедился, что это от него, открыл, а в нём было нижеследующее: «От правителя правоверных наместнику Самарканда. Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракату! Назначь судью, который разрешит спор между Кутейбатом и жрецами Самарканда, а сам займи место Кутейбата бин Маслама». Не хотел наместник возвращать Кутейбата обратно и отвлекать его от завоеваний и побед.
Но не мог он ничего поделать, кроме как исполнить повеление правителя, и быстро назначил судью.
Судья велел Кутейбату вернуться. Суд был назначен в мечети, было приказано собрать жрецов и жителей, также привели Кутейбата бин Маслама.
Когда ему пришло повеление судьи, он скакал в город, не слезая с коня два дня. Жрецы были охвачены ужасом, когда узнали, что Кутейбат вернулся и обливались холодным потом.
Кутейбат вошёл в мечеть, положил меч, снял обувь и встал перед судьёй, а тот ему повелел сесть рядом с истцом. Начался судебный процесс.
Жрец встал и заявил: «Кутейбат вошёл в наш город без предупреждения, не дав нам права выбора, напал внезапно». Судья обратился к Кутейбату: «Что ты скажешь по поводу обвинения в твой адрес?». Кутейбат сказал: «Да улучшит Аллах дела судьи. Война - это стратегия, а этот большой город преграда для нас. И всякие подобные им сопротивлялись и не соглашались на выплату дани, а также не принимали исламский призыв, и если бы мы сражались с ними после предупреждения, то понесли бы больше потерь, чем они. Хвала Аллаху, этой внезапностью мы уберегли мусульман от большого урона. История засвидетельствует это.
Когда мы завоевали самый большой город, остальное было завоевать легко. Да, мы напали внезапно, тем самым сохранив их жизни и обратив в Ислам». Судья переспросил: «О Кутейбат, ты предложил им Ислам, дань или войну?». Он ответил: «Нет, мы напали внезапно из соображений безопасности».
Судья сказал: «О Кутейбат, ты признался. Когда ответчик признаётся, процесс считается завершённым. О Кутейбат, Всевышний не дарил побед этой общине кроме как из-за веры (религии). И из-за того, что они были далеки от обмана и справедливы. Клянусь Аллахом, мы не выходим из домов кроме как на джихад на пути Аллаха, мы вышли не захватить землю и покорять города!». Суд решил вывести войска мусульман за черту города, вернуть город горожанам, дать время подготовиться к войне, затем предложить им выбрать Ислам, дань или войну. Если они выберут войну, будет война.
Мусульманам предписывалось выйти из Самарканда без всего, что они нажили и заработали, будучи там и оставить всё жителям, в соответствии с Шариатом и Сунной Пророка (ссаллаху алейхи вассалям). Мусульмане начали выходить из города, судья тоже встал и вышел перед жрецами.
Жрецы не поверили этому, жители Самарканда наблюдали, как мусульмане покидают город. Тогда этот молодой человек сказал: «Клянусь Аллахом, их религия – истина!», и произнёс формулу единобожия (Шахаду). За ним и жрецы засвидетельствовали единственность Аллаха и приняли Ислам.