От Индонезии до Пакистана, от Киргизстана до Нигерии, от Сенегала до Турции – повсюду в мусульманском мире женщины, занимающие высокие посты вплоть до главы государства, не редкость в наши дни. Не было это редкостью и раньше.
На протяжении более 14 веков после прихода Ислама женщины могли занимать важное место в правящей элите. Некоторые поднимались настолько высоко, что правили лично, другие были регентшами при недееспособных мужьях или малолетних наследниках престола. Многие из них показали себя мудрыми управительницами и смелыми военачальницами, другие оказались малопригодны к власти и повторили судьбу таких же несостоятельных правителей-мужчин, собственноручно посеявших семена своей погибели.
В этой статье мы познакомим читателя с самыми известными женщинами, когда-либо возглавлявшими мусульманские династии, империи и халифаты.
Начнем с Багдада.
Судьба Хайзуран – это история о восхождении с самых низов в высшие социальные сферы, от бесправия к практически безраздельной власти.
Хайзуран родилась в юго-западной части Аравийского полуострова в середине VIII века, то есть через сто с небольшим лет после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Когда она была еще ребенком, ее выкрали работорговцы. Примерно в 758-765 году в Мекке на невольничьем рынке ее купил не кто иной, как основатель Багдада халиф из династии Аббасидов аль-Мансур и подарил ее своему сыну и наследнику аль-Махди.
Она родила ему дочь и двух сыновей, оба стали халифами (один из них – знаменитый Харун аль-Рашид). Хайзуран скончалась в 789 году. Известно, что на момент смерти ее годовой доход достигал 160 млн дирхемов, что составляло примерно половину всего государственного дохода, если верить хронике историка X века аль-Масуди.
Колоссальное личное состояние, несомненно, делало Хайзуран, наряду с ее сыном халифом Харуном аль-Рашидом, самым богатым человеком в мусульманском мире того времени, отмечает историк НабияЭбботт (NabiaAbbott), написавшая книгу «Две властительницы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида» — фундаментальное исследование о двух ближневосточных владычицах.
Путь Хайзуран к власти, как и многих других ее современниц и предшественниц эпохи до возникновения национальных государств современного образца, пролегал через гарем халифа. Будучи любимой наложницей аль-Махди, она завоевала его доверие и вытеснила из сердца халифа его первую жену Риту, приходившуюся ему и двоюродной сестрой, и имевшей, в отличие от Хайзуран, знатное происхождение: она была дочерью Абу Аббаса Абдаллы, основателя империи Аббасидов.
В монументальном труде IX века, принадлежащем перу аль-Табари, «История пророков и царей», находим сообщением о том, что аль-Махди сделал Хайзуран своей первой женой:
«В этом году [775] аль-Махди освободил свою наложницу… аль-Хайзуран и женился на ней».
Во времена, когда халифы предпочитали брать в жены женщин из высших сословий, вознесение Хайзуран до положения супруги властителя было «откровенным нарушением правил», отмечает современный историк Хью Кеннеди (HughKennedy).
Неудивительно, что, по сообщениям средневековых арабских историков, этот мезальянс спровоцировал придворную интригу: придворные дамы аббасидского двора насмехались над новой правительницей, однако Хайзуран удалось растопить лед своим сердечным обращением.
До нас не дошли свидетельства прямого противостояния между Ритой и Хайзуран, но тот факт, что сыновья последней – Муса аль-Хади и Харун аль-Рашид – были объявлены наследниками, а сыновья первой так и не были удостоены этой чести, указывает на то, что Рита рано или поздно признала «тщетность борьбы» с Хайзуран, полагает Эббот.
«Стройная и изящная, как тростинка» (по-арабски, «хайзуран» — «тростинка»), новая жена в достижении успеха вряд ли полагалась на одну красоту. Она была умной, знала поэзию, изучала Коран, хадисы и право, ее наставниками были лучшие ученые.
По свидетельствам, Хайзуран обладала чувством юмора, любила розыгрыши и разделяла чувство юмора аль-Махди, который в кругу близких посмеивался над вспышками гнева халифа аль-Мансура. При этом в государственных делах она была весьма серьезна:
«На заре халифата [ее первого сына аль-Хади], аль-Хайзуран, пользуясь своим авторитетом, могла решать все его дела, даже не советуясь с ним… единолично решала, что повелевать, а что запрещать, как делала это раньше, при его отце», — пишет аль-Табари о приходе к власти аль-Хади после смерти аль-Махди в 785 году.
Новый халиф злился из-за главенства матери. С другой стороны, возможно, он не оправдывал надежд Хайзуран, которая давно выказывала предпочтение младшему сыну, Харуну аль-Рашиду. Впрочем, эти разногласия долго не продлились из-за скорой смерти аль-Хади (ходили слухи, что его отравила Хайзуран, но на этот счет нет достоверных сведений). Таким образом, Харун аль-Рашид возглавил огромную империю Аббасидов, простиравшуюся от Марокко до Персии и достигшую своего зенита как раз в эпоху его правления. Когда его мать умерла, халиф не скрывал глубины своего горя и лично помогал нести ее похоронные носилки, идя по грязи босиком.
История не сохранила подробности политических деяний Хайзуран, но ее имя чеканили на монетах, в честь нее называли дворцы, ее именем было названо кладбище, на котором хоронили всех последующих Аббасидских правителей – все это доказывает не только ее высочайший статус, но и щедрость в благотворительности на общественные нужды. В частности, по-видимому, именно от нее это чувство гражданского долга унаследовала Амат аль-Азиз, известная потомкам под звучным именем Зубайда.
Зубайда была племянницей Хайзуран, а после ее брака с Харуном аль-Рашидом стала ее невесткой. По свидетельству биографа 13 века ибн Халликана, прозвище Зубайда, что означает «масляный шарик», ей дал дед аль-Мансур, видимо, умиляясь пухленьким ребенком.
О взрослой Зубайде историк пишет, что она отличалась большой щедростью и обладала множеством добродетелей. Так в ее покоях сотни девушек-рабынь каждый день занимались заучиванием и чтением Корана, поэтому «ее дворец был наполнен непрерывным гудением [голосов], подобно улью».
Родившаяся в период расцвета империи Аббасидов с его беспредельной роскошью, Зубайда быстро усвоила экстравагантные вкусы элиты. Как пишет аль-Зубайр в своей «Книге даров и редкостей» (XI в.), своего рода справочнике о жизни «богатых и знаменитых» того времени, ее свадьба стоила «доселе невиданных [в исламские времена] денег» — 50 млн динаров. Для сравнения, годовой прожиточный минимум семьи среднего достатка в Багдаде составлял около 240 динаров. Одеяние невесты было украшено рубинами и жемчугами, «стоимость которых невозможно определить», гости получили в подарок золотые динары в серебряных чашах и серебряные динары в золотых чашах.
Законодательница «высокой моды» того времени, Зубайда была «первой, кто ввел моду на туфли, отделанные драгоценными камнями и свечи из амбры, мода на которые быстро распространилась в обществе», пишет аль-Масуди. Что же касается официального одеяния, то в нем она «с трудом могла передвигаться под весом драгоценностей», и ей помогали служанки.
Тем не менее, это не мешало супруге халифа щедро тратить деньги на строительство общественных сооружений, чем она заслужила вечную память потомков.
Зубайда не менее пяти раз совершала хадж в Мекку. В пятый свой хадж, в 805 году, она с огорчением наблюдала последствия сильной засухи, которая отразилась на численности паломников и превратила священный источник Замзам в тонкий ручеек. Она приказала углубить колодец и выделила 2 млн динаров на строительство ирригационных сооружений для Мекки и ее окрестностей.
В частности, по ее распоряжению был построен акведук, для подачи воды из источника Хунейна, что в 95 км на восток, а также «источник Зубайды» (источник Айн Зубайда) в долине Арафат, одном из мест совершения ритуалов хаджа. На предупреждения инженеров о материальных затратах и технических сложностях она отвечала, что намерена довести работу до конца, даже если «каждый взмах киркой будет стоить динар», сообщает ибн Халликан.
Помимо строительства в районе Мекки, по приказу Зубайды был осуществлен крупнейший для своего времени проект общественного назначения: дорога протяженностью 1500 км из Куфы в Мекку, вдоль которой через определенные промежутки были построены места отдыха с колодцами, а также маяки, указывавшие путникам дорогу в ночное время. Ее современник, историк аль-Азраки утверждает, что «жители Мекки и паломники обязаны [Зубайде] самой своей жизнью рядом с Аллахом». Восклицания «Да благословит Зубайду Аллах!» многие поколения звучали из уст паломников, шедших по дороге, которая до сих пор носит название «дарб-Зубайда» (с появлением современных видов транспорта, альтернативных караванам верблюдов, эта дорога постепенно пришла в упадок).
В 813 году Зубайде пришлось принять непростое для матери решение, поставив интересы государства выше интересов родного сына, когда она поддержала восхождение на престол приемного сына аль-Мамуна из-за многочисленных пороков ее собственного сына халифа аль-Амина. Она не ошиблась в выборе: аль-Мамун оказался справедливым и образованным правителем, при нем была основана знаменитая багдадская академия «Дом мудрости» (Байт аль-хикма), которая стала центром переводов на арабский язык греческих, римских и других классических текстов, что оказало влияние на формирование не только интеллектуальной среды в столице халифата, но и заложило фундамент европейского Возрождения.
Зубайда умерла в 831 году, однако образ этой великой правительницы увековечен в истории и литературе. По мнению исследователей, ее муж Харун аль-Рашид является прообразом халифа из «1001 ночи», а Зубайда – абсолютно реальным прототипом сказочной Шехерезады.