Битва при Бадре была величайшей битвой в истории ислама. Конечно, мусульмане не раз одерживали грандиозные победы мирового масштаба, такие как битвы при Йармуке и Кадисии. Завоевания Египта, Сирии, Палестины, Африки, Испании, взятие Константинополя тоже относятся к разряду великих побед мусульманского оружия. Но все же значения и уровня Бадрской битвы этим победам не достичь. И вот почему: уникальность битвы при Бадре заключалась в том, что по ее итогам должна была решиться судьба ислама. Быть или не быть этой религии на планете Земля?! Недаром пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) в самый разгар этой битвы взывал к Аллаху нижеследующими словами: «О Аллах, если сегодня эти люди (имеются в виду мусульмане) будут уничтожены, некому будет поклоняться Тебе! О Аллах, если Ты пожелаешь, после этого дня никто не будет поклоняться Тебе!»
Прошло шесть столетий после этой битвы. Мусульмане за это время пережили немало грандиозных побед и не раз испытали горечь тяжелых поражений. Но настало время, когда в мире снова стал актуальным риторический вопрос, хотя и немного с другой формулировкой: «Быть или не быть господству исламу на этой земле?!» Говоря проще, останется ли ислам господствующей религией хотя бы одной страны мира. Вопрос этот возник в самый кровавый и насыщенный век Средневековья – в XIII веке. С одной стороны мусульман окружали крепости крестоносцев, постоянно подпитываемые свежими воинами с Запада, с другой – монголы, которые выдвинули политическую программу геноцида мусульман (т.н. «Желтый крестовый поход»). Дело даже дошло до того, что Чагатай – второй сын Чингисхана и Хранитель Яссы (что-то вроде Генерального прокурора) при своем брате, великом кагане Угедее как-то предложил массово кастрировать всех мусульман. Все великие ханы монголов люто ненавидели ислам и его последователей, так как считали шариат главной помехой для непоколебимого положения Великой Яссы (свода чингисхановских законов). Шиитскую же угрозу для мусульманской общины столетием ранее ликвидировал (как оказалось на время) прославленный Салах ад-Дин.
Проводить политику геноцида против мусульман Великий курултай монголов в 1253 году поручил хану Хулагу, который перепоручил это гнусное дело своему приближенному Китбуге. Нойон Китбуга был христианином несторианского толка и люто ненавидел мусульман. Идеалистические представления о христианах опытного военачальника, но простодушного степняка-монгола Китбуги сыграли злую шутку с реализацией порученного ему желтого крестового похода. Едва войдя на территорию Сирии, Китбуга почувствовал себя среди «своих» и потерял бдительность. Ведь соседняя с Сирией Святая Земля (Палестина) был буквально нашпигована крепостями крестоносцев. Да и в самой Сирии присутствие крестоносцев было весьма ощутимым. Китбуга был христианином и верил своим собратьям по вере, а между тем католики несториан за христиан не считали. Для католиков несториане были схизматиками и еретиками. В глазах католиков несториане были хуже, чем иноверцы. Всего этого неискушенный в догматах христианства Китбуга не знал и естественно не учитывал возможность удара в спину. И зря. Владетель Сидона Жюльен совершил грабительский рейд на беззащитное население Сирии, которое уже было как год под властью монголов. Сидонский сеньор Жюльен радуясь удачному набегу вернулся в свою крепость с добычей и пленными.
Китбуга и его несторианские воины был изумлены. Они считали, что такие набеги можно и нужно делать, но на врагов. Союзников трогать нельзя. Это закон. «Как же это знатный христианин мог совершить разбойное нападение на своего собрата?!» – недоумевали монголы. Сразу же было дано задание племяннику Китбуги с небольшим отрядом погнаться за рыцарями, чтобы выяснить недоразумение, освободить пленных и вернуть им принадлежащее имущество. Недальновидные рыцари увидев, что погоня малочисленна, повернули коней, окружили монгольский отряд… и всех монголов перебили.
Если подобное преступление произошло где-нибудь около Пуатье или Орлеана, особых последствий не было бы. Родственники погибшего подали бы в королевский суд, где дело лежало бы долго, пока не ушло в архив. Может быть, брат или отец погибшего прикончил бы при случае пару убийц, а потом все было предано забвению. Таковы преимущества цивилизации и блага культуры.
Но Китбуга был не француз, а найман. Получив свой первый урок по особенностям психологии крестоносцев, он пришел ярость и немедленно отправил сильное войско в Сидон для отмщения. Но жители крепости и их сеньор сумели спастись на галерах. Город был разрушен, а его стены срыты.
После сидонской трагедии пути монголов и крестоносцев разошлись окончательно. Последний «крестоносный» союзник монголов князь Антиохии Боэмунд VI был отлучен от церкви папой римским.
Во время этих событий мамлюкское войско Кутуза форсировало Синайскую пустыню и хлынуло в Палестину. Китбуга в свою очередь двинулся со своей армией к Назарету, чтобы остановить мамлюков. Все козыри были у него в руках. Опытный воин Китбуга знал, что кони мамлюков утомлены переходом из Египта в Святую Землю и отдохнуть им негде; в то время степень утомленности коней определяла исход сражения, как в наше время наличие бензина для машин. Но Китбуга вновь не принял во внимание фактора глупости крестоносцев.
Никто в мире не мог вообразить, что крестоносцы-христиане будут обсуждать возможности военно-политического союза с мусульманами против монголов (христиан-несториан). Это был нонсенс. Подобная возможность лежала вне возможностей нормального воображения. Рыцарский совет Акры уже было принял положительное решение о союзе с мусульманами против монголов, да помешал магистр тевтонского ордена. И все равно мамлюки остались в выигрыше: они стали гостями Акры, запаслись продуктами и сеном для лошадей, воины и кони основательно отдохнули. Кутуз видя подобную беспечность крестоносцев предложил было внезапно захватить Акру, но идею реализовать не удалось.
Христианские владетели других крепостей беспрепятственно пропускали мамлюков через свои земли (еще один непредвиденный удар для нойона Китбуги). И, наконец, 3 сентября 1260 года оба противника столкнулись при Айн-Джалуте (недалеко от Назарета). Спустя 636 лет после битвы при Бадре мусульмане и неверующие снова столкнулись в решающей битве.
Итак, на подходе к Айн-Джалуту войско мусульман было отдохнувшим, чего нельзя было сказать о войске монгольском. Монгольские кони были утомлены форсированным маршем, их поддерживала слепая вера в собственную непобедимость. Ведь до Айн-Джалута монголы еще не терпели поражений. Надежда на победу не оставляла монголов до конца.
Кутуз, используя численное превосходство, укрыл фланги в глубоких лощинах, а против главных сил Китбуги выставил авангард, под командованием Бейбарса. Монголы пошли в атаку, Бейбарс и его воины выдержали их напор. В военном искусстве тюркские военачальники Кутуз и Бейбарс ничуть не уступали монгольскому Китбуге. Фланговые части вышли из лощин и окружили монголов. Китбуга попал в плен.
Разгром был полный. Беглецы с поля боя тоже не уцелели. Их усталые кони не могли уйти от свежих, мамлюкских. Желтый крестовый поход окончился катастрофой. Перед смертью Китбуга вел себя как настоящий богатырь и был казнен. Он гордо сказал, что монголы зальют своим войском Египет – последний оплот и надежду мусульманского мира. Его словам не было суждено сбыться: междоусобица возникшая в Монгольском государстве после смерти великого хана Мункэ затянется до 1301 года и уничтожит военный потенциал монгольского народа.
Битва при Айн-Джалуте имела огромный психологический эффект: миф о непобедимости монгольской армии в поле пошатнулся, если не был развеян совсем; военный престиж мамлюков-бахритов был подтверждён, как и ранее, в битве при Мансуре против крестоносцев (1250). Гибель Китбуги и его ветеранов оказалось не отдельной потерей, а поворотной датой в истории, после которой логика вещей повлекла цепь событий по иному пути. С этого времени мамлюкские воины шли от победы к победе: в 1268 пала Антиохия, в 1277 Бейбарс одержал свою последнюю победу над монголами при Альбистане, после чего его преемник султан Калаун взял в 1289 Триполи, а в 1291 году Акру, Тир, восстановленный Сидон и Бейрут. В 1375 году мусульманами отвоевана Малая Армения (Киликия), после чего Ближний Восток из христианского превратился в мусульманский. После мамлюкской эпохи на политическую арену выйдут турки-османы и заставят трепетать весь мир своими удивительными военными победами.
P.S. Как некогда китайские хронисты назвали битву при Таласе в 751 году «Таласской катастрофой» (тогда мусульмане остановили китайскую экспансию Средней Азии), так и христианские историки называют это событие трагической случайностью и громадной катастрофой христианской истории. Для всех враждебно настроенных по отношению к исламу сил желтый крестовый поход был уникальным историческим шансом поставить на колени средневековую мировую мусульманскую общину.