Испытания имама Ахмада бин Ханбала (да будет доволен им Аллах)
Испытания имама Ахмада бин Ханбала (да будет доволен им Аллах)
7 лет назад 9751

Предисловие

В начале нашего рассказа о михне т.е. испытаниях, затронувших улемов Уммы т.е мусульманской общинынам придется упомянуть о самом опасном и страшном из них, а именно, об  испытании на приверженность к суждению относительно сотворения Корана.Именно этому испытанию был подвергнут  в свое время Имам Ахмад бин Ханбал, да смилуется над ним Аллах. Это испытание, можно уверенно ставить на первое место в списке всех трудностей навалившихся на плечи благочестивых улемов общины.

И ни смотря на то, что трудностей и испытаний выпавших на долю ученых много, мы хотим остановиться именно на этом, по нескольким важным причинам:

  1. Это испытание коснулось мусульманского вероубеждения, в то самое время, когда Умма была как никогда сильной и величавой. Причиной ее появления были муътазилиты [1].
  2. Власть, со всем своим аппаратом полностью поддерживала политику притеснения не лояльных к себе ученых. Предводители муътазилитов, такие как Бишр аль-Мадриси, Ахмад бин Абу Дуад и другие, смогли держать в обмане три поколения аббасидских халифов, а именно аль-Ма`муна, аль-Муътасима и аль-Уасика. Они смогли убедить их принять убеждения заблудшей секты муътазилитов и выступить с насильственной политикой навязывания этого убеждения всему населению. Власть имела силу, противостояние ей была равносильно смерти, однако находились смельчаки, защищавшие истинность положения сути.
  3. Это испытание не коснулось одного лишь Имама Ахмада. Ему подверглись практически все, и стар и млад, ученый и невежа, рабы и свободные. Даже пленники у врагов должны были высказать свою позицию относительно сотворения Корана. Угодные халифу освобождались, а те, кто говорил истину оставались в муках у врага, без надежды на выкуп со стороны своего государства.
  4. В этом испытании никто не смог проявить стойкость кроме Имама Ахмада. Многие ученые были вынуждены под страхом смерти, либо по неволе, склониться к требованию халифа. А те, кто был настойчив говорить истину умерли под гнетом в муках. В зинданбыли брошены аль-Бути, Мухаммад бин Нух, Наъим бин Хамад и другие. Имаму Ахмаду досталась самая тяжелая ноша, его стойкость и непоколебимость вдохновили многих людей на противостояние. Народ стал говорить то, что говорил он, а именно истину, которую он давал им много лет.
    И если бы не предопределение Аллаха и стойкость Имама Ахмада, народ бы впал в заблуждение, а вместе с ним может быть и вся Умма.
    Именно поэтому аль-Мазини, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Абу Бакром Аллах защитил Умму во время хуруб ар-ридда [2], а Имамом Ахмадом во время михны (т.е. испытания)».

Немного из его биографии

Имам по роду занятий,  Шейх Ислама по праву, Имам суннитов, знаток преданий, обладатель великого знания, имам всех мусульман и основатель одной из четырех правовых школ — Абу Абдулла Ахмад бин Мухаммад бин Ханбал аш-Шайбаний родился в 780 году (164 х.) в Мерве, провинции Хоросана. Его отец умер, когда младенец был еще в утробе своей матери. Мать вместе с сыном были вынуждены переехать в Багдад. В пятнадцать лет, в 170 г. по х., в год смерти Имама Малика Ахмад вступает на путь поиска знаний. Его интересовала наука о пророческих преданиях, хадисах. На поиски достоверных из них у него уходило много времени. Ему приходилось посещать отдаленные места дабы записать хадис из уст правдивейших передатчиков. После сорока лет он женится, к тому времени список его передатчиков и их хадисов, по словам аль-Хафиза Абу Зуръа, достигал «в тысячу тысячей хадисов». Ему по праву дали тогда имя самого знающего исламского ученого  своего времени.

Каким он был по нраву

Он обладал всеми качествами, которыми должны были обладать мужи. Качествами для перенесения трудностей михны. Слова его соответствовали делам, а дела словам. Он был усерден в поклонении и совершении религиозных обрядов, искренним и честным, смиренным и покорным Богу. Перед ним были выложены все богатства мирской жизни, однако он предпочел остаться бедняком. Ему были предложены все посты и чины, однако отказался и от них. Ночи он проводил в мольбах и молитве, в поминаниях и плачах. Дни он проводил в поисках знаний, давал уроки и фетвы.

Его финансовое положение было плачевным. Иногда он голодал сутками, годами забывал об обновках. Иной раз ему приходилось оставлять свои сандали в качестве залога у лепешечника в обмен на кусок хлеба. Дабы найти средства на научную поездку в Йемен некоторое время он работал носильщиком на рынке. Но ни смотря на все эти трудности сердце его было наполнена верой, люди заряжались позитивом от одного взгляда и приветствия с ним.

Паломничество в Мекку он совершил пять раз, три из них пешком из Багдада. Каждую ночь он совершал по триста ракъатов в молитве, а когда был подвергнут мукам и бичеванию совершал только сто пятьдесят из них.

Имея огромное усердие искать знания и совершать благое, он был очень набожным человеком и очень боялся Аллаха. При упоминании смерти и Господнего расчета в Судный День, он отказывался от еды и питья, пока окончательно голод не одолевал его.

Он избегал народной славы, не любил когда его хвалили. Был близок к беднякам и аскетам. При первой возможности молвил за них слово перед халифами. Был скромным, не любил роскошь и их хозяев.

Периоды михны

Первый период: С чего все началось.

Мусульмане были единой общиной. Вера их была чистой и правильной, выходившей из одного пророческого источника, пока к ним не пришла великая смута. Был убит Зун-Нурайни Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах. Он пал мученической смертью, будучи принявшим к себе несправедливость заблудших. И началось разногласие в общине, свершилась битва при Сиффине и верблюжья битва. Начались проникать неуместные нововведения в религию.

Первое отклонение от истины возникло с появлением секты хариджитов, которые сочли некоторых лучших сподвижников безбожниками. После появились и  рафидиты. Каждый раз когда возникала секта возникала и секта ей противостоящая. Когда пришли хариджитыпоявились и мурджииты, которые не особо вдавались в благие поступки, они говорили что наличие имана (т.е веры) доказывает словесное выражение, но никак не поступки. Рафидитам противостояли насибиты, кадаритам, которые отрицали божье предопределение противостояли  джабриты, считавшие, что человек вообще не имеет право выбора тех или иных поступков, злых или добрых, исполнять их за него решал сам Господь а не человек, из-за не имением воли. С появлением муътазилитов и джахмитов,отрицавших атрибуты появились и муджассимиты, которые уподобляли атрибуты и качества Творца с Его творениями.

Однако при всем своем многообразии все эти секты были подавлены главенством шариата и социальной приверженностью к пречистой сунне, а также многими омеядскими и аббасидскими халифами, сторонниками чистого учения. Многие основатели сект были убиты, такие как Джаъд бин Дирхам глава таътилитов, Джахм бин Сафуан глава кадаритов, Мугира бин Саид и другие. Остальные сектанты были вынуждены скрываться под страхом смерти. Никто среди их последователей не мог поднять головы, пока на трон не взошел аль-Ма`мун аббасидский халиф.

Аль-Ма`мун любил рационализм в науках и философию предшественников. На средства казны он построил дом, где содержал переводчиков греческой философии. Дом этот он назвал «домом мудрости». С того самого времени с этого дома стали выходить задатки нововведений, которые под покровом добрых намерений начали проникать во дворец аль-Ма`муна и окутывать его разум и разбрызгивать яд муътазилизма в его голове. В последствии этого он решает взять на государственное содержание предводителя муътазилитов Бишра аль-Мариси.

Во времена правления отца аль-Ма`муна ар-Рашида аль-Мариси был в бегах, так как за его голову была назначена награда. Под покровительство халифа попали и другие главы муътазилитов как Ахмад бин Абу Дуад, Абу аль-Хузайль аль-Ъилаф, Самама бин Ашрас и другие.  Под влиянием этих людей аль-Ма`мун принял муътазилитский калам, отличительной чертой убеждения которого было в следующем:

  1. Муътазилииты отрицали атрибуты и приветствовали неверие в них. Они отрицали их вечность, в том числе вечность атрибута речи, поэтому они говорили, что Коран есть творение.
  2. Они отрицали Божье предопределение аль-кадар и говорили, что сам человек творец своих поступков.
  3. Они говорили о промежуточном состоянии т.е. аль-манзиля бэйн аль-манзилятэйн, или наименовании и суждении аль-асма ва аль-ахкям где мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними.
  4. Неверный догмат об обещаниях и угрозах Аллаха, а также о том, что совершивший тяжкий грех вечен в аду, а также, что в обязанности Аллаха входит введение верующего в рай согласно Его обещанию и ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало муътазилитов и хариджитов.
  5. Неверный догмат относительно обязанности повелевать благое и запрещать порицаемое, где они говорили, что «данное понимание истолковывается как вооруженное сопротивление правителям».

Аль-Ма`мун, по началу, будучи убежденным в правдивости этой ереси никого не склонял к этому. Более того, он сильно побаивался порицаний шейхов и улемов, а также их возможности повлиять на общину начать противостоять против него. Однако он все же рискнул ненавязчиво привлекать к своему убеждению других, кого мог.

Когда все попытки склонить на свою сторону улемов были безуспешными, под наущением Ахмада бин Абу Дуада и Бишра аль-Мариси аль-Ма`мун решает насильно заставить улемов перейти на его сторону.

Под страхом угроз и расправы аль-Ма`мун в 218 году по хиджре, повелевает своему человеку, главе багдадской полиции Исхаку бин Ибрагиму собрать всех улемов и провести опрос на факт лояльности к  халифскому двору относительно сотворенности Корана. Улемам был прочитан указ халифа, где говорилось о расправе, лишении жалования и изгнании с постов и чинов всех тех, кто стал бы отрицать суждение о сотворенности Корана. И вот с того самого времени начался период великой михны, огромный груз которого возложил на свои плечи Имам Ахмад.

Второй период михны: Имам Ахмад и аль-Ма`мун аббасидский

Имама Ахмада вместе с другими учеными привели во дворец. Исхак бин Ибрахим, глава полиции, стал их допрашивать и всячески напоминая им о последствиях «неправильно выбранной позиции относительно сотворенности Корана». Когда Имам Ахмад увидел как улемы стали отвечать (кто под страхом потерять имущество и пост, кто по неволе), что Коран был сотворен, очень сильно разозлился. Он настоятельно решил вопреки всему говорить лишь правду и только правду.

После первого дня допросов Имам Ахмад вернулся в свою мечеть, его окружила толпа и стала пытливо спрашивать кто из улемом перешел на позицию халифа. Однако он, решительно отказался называть их имена, дабы не очернить их авторитет перед общиной. Но вскоре все узнали кто солгал, а кто сказал правду.

Вести о результатах допроса дошли до халифа. В это время он был в поездке в Тартусе, что в приграничной зоне с византийцами. Аль-Ма`мун очень сильно разгневался, он велел снова собрать всех улемов, которые отказались признавать догмат сотворенности Корана и провести жесткий допрос еще раз. Исхаку бин Ибрахиму он велел прибегнуть к жестким мерам и угрозам. На этот раз догмат сотворения Корана признали все, кроме четырех улемов, Ахмада бин Ханбала, Мухаммада бин Нуха, аль-Каваририй и Саджады.

Исках приступил к обещанному. Он водворил их всех в зиндан, велел бичевать их до отречения. Под натиском мучительных ударов аль-Каваририй и Саджада вынуждены были отречься от ранее сказанного. На своей позиции оставались Ахмад бин Ханбал и Мухаммад бин Нух.

Исхак должил халифу о стойкости двоих оставшихся. В бешенстве аль-Ма`мун вытаскивает свой меч из ножен и приказывает привести их обеих в кандалах к нему в Тартус, где он своими руками обезглавит их в случае отказа принять последнее его предложение.

Ахмада бин Ханбала и Мухаммада бин Нуха везут в Тартус. По дороге, с ними происходят события, которые укрепили дух Имама и его соратника и еще раз доказали, что весь народ все это время были вместе с ними в своих мольбах к Богу, хотя ничем другим они не могли им помочь.

В ста фарсахах от Багдада, на берегу Ефрата их догнал простой мусульманин, занятие которого было чистить шерсть животных. Он сказал, что целенаправленно шел к ним из самой пустыни, что бы сказать одно: «О Ахмад! Если истина станет причиной твоей смерти ты умрешь мучеником, а если с ней ты останешься жив, то проживешь жизнь с честью. Тебе ничего не остается в случае твоей смерти как войти в рай!». Имам Ахмад очень воодушевился этими словами и конвой тронулся дальше.

Возле окрестности Хан Имам Ахмад встретился с одним из своих старых друзей Абу Джаъфаром аль-Анбарий. Последний в спешке перебрался через Ефрат дабы успеть встретиться со своим другом перед его отправкой в Тартус. Когда Имам увидел его он обрадовался и сказал: «О Абу Джаъфар зачем ты заставил себя в муках пройти столько времени в пути и перебраться через Ефрат?». На что Абу Джаъфар ответил: «О друг мой, на тебя сегодня смотрит вся община, люди равняются на тебя. И если ты ответишь им, что Коран сотворен, люди станут говорить тоже что и ты. Но если ты не ответишь того, чего они хотят, то тем самым ты спасешь многих людей от погибели. Но даже если ты согласишься и ответишь им и халиф оставит тебе жизнь, то ты все равно мертвец. Лучше уж тогда выбрать смерть на пути истины. Побойся Аллаха, будь стоек и не говори им того, чего они желают услышать от тебя!». Имам Ахмад услышав это разрыдался, он неоднократно просил друга повторять сказанное и говорил: «Да, велик Аллах!».

О друг мой, на тебя сегодня смотрит вся община, люди равняются на тебя. И если ты ответишь им, что Коран сотворен, люди станут говорить тоже что и ты. Но если ты не ответишь того, чего они хотят, то тем самым ты спасешь многих людей от погибели. Но даже если ты согласишься и ответишь им и халиф оставит тебе жизнь, то ты все равно мертвец. Лучше уж тогда выбрать смерть на пути истины. Побойся Аллаха, будь стоек и не говори им того, чего они желают услышать от тебя!»

По дороге, в ночных стоянках, Имам Ахмад проводил время в молитвах. Он молил Аллаха не дать ему встретиться с аль-Ма`муном и не видеть его до конца дней своих. В месяц Раджаб в 218 году по хиджре аль-Ма`мун в не всякой болезни и хвори внезапно испустил дух. Услышана была мольба Имама Ахмада.

Третий период михны: Имам Ахмад и халиф аль-Муътасим аббасидский

Этот период был самым тяжелым в жизни Имама Ахмада, где он снова ясно дал понять выбранную свою позицию. Отстаивая то же самое умер его соратник Мухаммад бин Нух после тяжелых мучений от гнета, и Имам остался один.

Аль-Муътасим по натуре не был сторонником муътазилизма и даже по началу не был вовлечен в эту идеологию. Но любовь к своему умершему брату и его наставление побудило продолжить гнет в еще сильной форме по отношению к Имаму Ахмаду. Первым делом на троне аль-Муътасим велел доставить в кандалах Имама Ахмада в Багдад и заключить его в тесную темницу. После долгого пребывания в темнице в месяц Рамазан Имам Ахмад сильно заболел и его перевели в более широкое место с другими заключенными. Там Имам Ахмад пробыл тридцать месяцев.

Во время его заключения к нему приходили сторонники и предводители муътазилизма в надежде переубедить его, но все попытки не давали результатов. Наконец они решают провести с Имамом открытый диспут,на который приходит сам халиф аль-Муътасим.

Давайте представим то сборище. Имам Ахмад один, вокруг него собрались практически все, вельможи и вазиры, правители и бичевальщики, ученые заблудшей секты, и все остальные.

Первым выступил халиф. Видя что слова его не влияют на Имама он велит вступить в диспут другим ораторам, однако всех их побеждает Имам. Ведь Имам приводил доводы из Корана и Сунны, тогда как муътазилиты приводили доводы греческих философов. Имам говорил им: «Приведите мне хоть что либо из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника».

Сын прежнего главы багдадской полиции Исхака бин Ибрахима, ставший на его место Рахман бин Исхак был из тех, кто защищал Имама Ахмада бин Ханбала. Он сказал халифу аль-Муътасиму: «О повелитель правоверных! Я знаю Имама на протяжении тридцати лет, он ученый, правовед, он лишь желает тебе быть покорным Богу, совершать паломничество и бороться с неверными». Однако Ахмад бин Дуад в клятвах не переставал побуждать аль-Муътасима убить его, «так как он был безбожником и еретиком».

Диспут длился три дня. Это был месяц Рамазан. Все доводы еретиков были парированы Имамом. На четвертый день халифу все это надоело и он приказывает бичевать его без устали по очереди. Увидев стойкость Имама на своем слове халиф решает отпустить его, однако этому препятствует Ахмад бин Дуад, который сказал: «О повелитель правоверных, что скажут люди? Они скажут, что он одолел двух халифов, а третьего одурманил  своими лживыми словами».

Согласившись с его словами халиф приказывать продолжать бичевать Имама. Когда ударов стало семнадцать халиф подошел к Имаму и спросил его: «Ахмад, зачем ты губишь себя? Ведь я желаю тебе добра». Ужайф, главарь одного из гарнизонов аль-Муътасима стал колоть Имама мечом и кричать: «Взгляни! Ты хочешь одолеть их всех!?». Другие стали говорить: «Горе тебе  халиф, имам твой сел на твою голову!». Третьи кричали: «О повелитель правоверных, ты ведь в посте, стоишь на солнце, позволь нам покончить с ним, мы возьмем на себя ответственность за его смерть!». Халиф подошел к Имаму и спросил: «Ну, что ты скажешь Имам?». Но Имам Ахмад был настойчив, он говорил им: «Приведите мне хоть что либо из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника». Халифу ничего не оставалось как приказать бичевать его дальше. Затем он подошел к нему и снова сказал: «Ну скажи хоть что нибудь из подобного и я своими руками развяжу тебя!». Однако Имам дал понять что никогда и ни за что не изменит своей вере. В конце концов от длительных ударов Имам потерял сознание, его спина бы разодрана до костей.

После всех этих мук, халиф понял, что никогда не сможет сломить Имама Ахмада. Созвав всех его родственников и соседей, боясь народного волнения, он решает на глазах у них дать ему свободу, дабы они смогли видеть воочию, что Имам еще жив. Несмотря на то, что халиф имел власть и силу, духовная сила Имама была намного величественней всего того что имел халиф.

После продолжительного пребывания под гнетом Имам Ахмад наконец возвращается домой. Он понимал, что аль-Муътасим был одурманен лживыми словами сектантов. Все причиненные им ему обиды он простил, когда услышал радостную весть об открытии Амурии, в 223 году по хиджре.

Четвертый период михны: Имам Ахмад и аль-Васик аббасидский

Возвратившись домой Имам Ахмад долгое время лечился. Его навещали его друзья и люди из общины. Понемногу он давал ученикам уроки а людям фетвы, пока не умер аль-Муътасим.

На его место взошел его сын аль-Васик. С малых лет он воспитывался на убеждениях Ахмада бин Дуада. Он был ярым сторонником еретической мысли муътазилитов, и с силой принуждал принять его идею  других. Ахмаду бин Дуаду он распускает руки  и велит бороться с отказавшимися. Человека, который отказывался говорить, что Коран сотворен разводили с его женой. Учителям велели обучать детей их убеждениям. Дело дошло до того, что Ахмад бин Дуад сам единолично принялся допрашивать мусульманских пленников попавших к римлянам. Тех, кто говорил что Коран сотворен он выкупал, а тех, кто отрицал это он оставлял умирать в плену у врага.

Дело дошло своего апогея. Нововведение стремительно распространялось. Муътазилитыокончательно управляли людьми. По причине этого, один из багдадцев которого звали Ахмад бин Насер альХузаъий решает собрать группу и свергнуть халифа аль-Васика аббасидского. Они приходят к Имаму Ахмаду за фетвой, позволявшей бы им законным путем выйти на восстание. Однако Имам не соглашается на это и призывает их к терпению. И если бы сам Имам возглавил бы восстание никто не стал бы упрекать его за это, ведь он за столько лет притерпелся  от этих правителей. Он говорил, что тяжелых последствий будет еще больше от этого восстания нежели блага. И действительно так и случилось, аль-Хузаъи со своими людьми потерпели поражение, многие отказались и вернулись в свои дома.

Имам Ахмад сыграл большую роль в том, что бы восстанию не было места быть, однако на это добро аль-Ваиск ответил злом. Он приказал насильно изгнать Имама Ахмада из Багдада. Некоторое время Имам был вынуждено скрываться в домах своих учеников, в надежде обойти изгнание. В те дни он даже не мог открыто выходить на молитву и к своим урокам. Это продолжалось до тех, пор пока аль-Васик аббасидский не скончался в 231 году по хиджре. И тогда Имам смог выйти к людям и начать давать уроки.

Аль-Мутаваккиль новый халиф был сторонником Сунны. Первым делом он упразднил ересь, распространившуюся во время правления аль-Васика. Однако и при его правлении Имаму Ахмаду не удалось избежать смуты. На этот раз его испытанием было не зло  а добро. Аль-Мутаваккиль стал осыпать Имама деньгами и подарками, тем самым он хотел склонить его к переезду из Багдада в Самиру и обучать его сына аль-Муътазза. Однако Имам Ахмад решительно отказался делать это тем самым вызвав к себе вражду халифа.

Хвала в адрес Имама бин Ахмада

Люди услышав о стойкости Имама относительно михны стали неимоверно хвалить его за этот поступок. Похвала достигла такого предела, что стала выходить за рамки шариата. В книге хильят аль-аулия Абу Наима аль-Исбаханий о биографии Имама Ахмада можно встретить примеры таких высказываний.

Здесь мы решили ограничиться лишь достоверными источниками, передавших слова о похвалах Имама.

Кутайба бин Саид сказал: «Самым лучшим мужем наших дней считается аль-Мубаррак, затем этот человек — имея ввиду Имама Ахмада бин Ханбала. Если ты увидешь человека любящего Имама Ахмада, то знай, что он из общины суннитов. Если бы он дожил до времен ас-Саурий, аль-Аузаъий и аль-Лайса, то был бы самым лучшим из них». Он также говорил: «Если бы не ас-Саури то богобоязненность исчезла бы, если бы не Ахмад люди впали бы в нововведение. Ахмад поистине Имам всех людей!».

Аш-Шафии сказал: «За пределами Багдада я не встретил никого лучше, боле знающего, более богобоязненного чем Имам Ахмад бин Ханбал. Он даже лучше, на мой взгляд, чем Саид бин Джубайр в свое время, так как у Саида тогда были равные ему, а у Имама Ахмада нет».

Бишр аль-Хафи говорил: «Имам Ахмад занял позицию пророков. Когда он был испытуемым и злом и добром он все это время был связан с Богом».

Заключение

В этой михне, которая охватила тогда всю мусульманскую общину, никто не выстоял кроме Имама Ахмада бин Ханбала. Три аббасидских халифа имея власть над землями с востока до запада не смогли сломить его. Среди них были те, которые угрожали ему, истязали его в темницах и пытались убить его, даже некоторые улемы были на стороне халифов. Но все они потерпели поражение. Он не отрекся от того, что было в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника. Во избежания смерти некоторые советовали принять ему ат-такию, т. е. скрыть свою позицию внутри но высказать обратное. Однако он счел, что ат-такию может принять лишь слабый человек, который не мог защитить истину. Имамам вроде него не подобало принимать ат-такию, ведь на них равнялась вся община. Имам Ахмад четко понимал, что высказав ложь он стал бы причиной заблуждения всей Уммы. И когда перед михной не осталось никого кроме него одного он ощутил большую ответственность и решил идти до конца. Его стойкость была ради Аллаха и Его религии, о такой стойкости Всевышний Аллах сказал в Коране: (Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения.) Сура ас-Саджа: 24. 

Перевод: http://alfarabinur.kz

1 комментарий