«Любой, кто станет внимательно изучать "Сахих" имама Муслима, поймёт, что он был таким великим имамом, подобных которому нет в поздние века, а из его современников мало кто мог бы сравниться с ним»
Имам ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат», 2/289.
Полное имя имама Муслима – Абуль-Хусайн Муслим-бин-Хаджадж ан-Нишапури. Он родился в 822 году (206 г.х.) в Нишапуре, городе относящемся к провинции Хорасан, которая в наши дни относится к северо-восточной части Ирана, граничащей с Туркменистаном.
Будущий алим с малых лет начал свой путь постижения исламских наук. Первые уроки он получил у своего отца, который уделял большое внимание воспитанию и образованию сына. А в дальнейшем его учителями были огромное количество богословов, среди которых особо выделяются такие известные личности, как основатель собственного мазхаба имам Ахмад, всемирно известные мухаддисы имам аль-Бухари и Исхак бин Рахувайхи, и многие другие.
Особенно тёплые отношения у него сложились с имамом аль-Бухари, с которым имам Муслим поддерживал тесную связь, почитал и восхвалял его. Однажды, проявляя уважение и почтение к имаму аль-Бухари, он поцеловал его в лоб и попросил разрешения поцеловать ноги, но скромный и праведный мухаддис, конечно, не позволил это сделать. Имам Муслим был восхищён знаниями аль-Бухари в области хадисов и поэтому до конца своей жизни был его преданным учеником.
Имам Муслим мог позволить себе самозабвенно заниматься своим любимым делом – наукой о хадисах, так как занимался торговлей и располагал достаточными средствами для покрытия собственных нужд, а также для осуществления поездок по разным городам в поисках доселе неизвестных ему хадисов. Благодаря этому немаловажному обстоятельству в последующие годы имаму Муслиму посчастливилось посетить страны Ближнего Востока. В частности он ездил в Ирак к имаму Ахмаду ибн Ханбалу, в Медину к шейху Саиду ибн Мансуру, в Египет к Умару ибн Давуду, а затем объездил всю Среднюю Азию, посетил учёных Бухары, Самарканда и других мусульманских научных центров того времени.
Объездив множество мусульманских городов и обучившись у разных богословов своего времени, имам Муслим приступил к передаче собранных им знаний. Перу именитого мухаддиса принадлежат коло двух десятков трудов, большинство из которых посвящены науке о хадисах и их передатчиках.
«Сахих Муслим»
Однако книгой, принёсшей имаму наибольшую известность, по праву считается его сборник достоверных хадисов известный как «Сахих Муслим». Об этой своей книге учёный сказал: «Я составил этот сборник, выбрав для него хадисы из 300 тысяч хадисов, услышанных мною». При этом в сборник вошли только 7190 изречений Пророка ﷺ, из них без повторений всего 2200 хадисов.
По единогласному мнению учёных Ислама, «Сахих Муслим» как и «Сахих аль-Бухари» считаются самыми авторитетными книгами в Исламе после Священного Корана.
Говоря о «Сахихе Муслима», некоторые ученые даже называют его более важной книгой, чем сборник достоверных хадисов аль-Бухари. Однако, как отметил именитый богослов имам ан-Навави: «Несмотря на такое мнение, сборник имама аль-Бухари все же достовернее и в нём больше пользы. Вместе с тем, книга имама Муслима считается лучше в вопросах раскрытия подробностей и тонкостей иснадов» (Тахзиб аль-асма уа аль-люгат, 2/289).
Всего в «Сахихе» имама Муслима 52 раздела (о браке, о правилах наследования, о жертвоприношении, о пророках, хадисы этического и медицинского содержания и т.п.). Хадисы в нём распределены по определённым темам (аля-ль-абваб). Как отмечает выдающийся мусульманский богослов Кади Ийяд, первый хадис, приводимый в каждом разделе, выступает в качестве основы, а остальные играют роль комментария к нему.
Условия, по которым имам Муслим определял достоверность хадисов
1. Завершённость санада. Т.е. все передатчики хадиса, от начала (от лица, передающего хадис) до конца (до сподвижников), должны услышать содержание хадиса непосредственно друг от друга.
2. Добросовестность. Т.е. каждый передатчик должен быть совершеннолетним, разумным, смиренным перед Аллахом и Его Посланником ﷺ, и благочестивым.
3. Память. Т.е. способность передатчика передавать сообщения в неизменном виде, как он услышал его (устно или письменно).
4. Отсутствие противоречий между передаваемыми сообщениями. Т.е. какой-либо хадис, передаваемый передатчиком, не должен противоречить хадисам, передаваемым другими передатчиками, или хадису, переданным передатчиком, превосходящим его по уровню.
5. Отсутствие недостатков в сообщении. Т.е. отсутствие в санаде (цепочка передатчиков) и матне (текст хадиса) факторов, способных ослабить сообщение.
Учёные-богословы всегда уделяли большое внимание «Сахиху» Муслима. Наилучшее свидетельство тому — множество комментариев, наиболее известными из которых являются «Икмаль аль-му‘лим би-фава’ид Муслим» («إِكمَالُ المُعْلِمِ بفَوَائِدِ مُسْلِم») кади ‘Ийада, «Аль-минхадж фи шарх Сахих Муслим бни аль-Хаджжадж» («المنهاج في شرح صحيح مسلم بن الحجاج») имама ан-Навави и «Икмаль икмаль аль-му‘лим» («إكمال إكمال المعلم») Мухаммада ибн Халифы (ум. в 827/1424 г.).
В дальнейшем, для удобства пользования этим огромным трудом, в разное время учёные составили несколько сокращённых вариантов «Сахиха», в которых имена передатчиков хадисов опускались.
Категории хадисов
Квалифицируя хадисы по степени важности, авторитетности и достоверности, богословы разделили их на следующие категории:
1. Первое место занимают хадисы, приводящиеся и у имам аль-Бухари и у имама Муслима. Они получили название «согласованные» (муттафак алейхи). Они считаются самыми лучшими и, если можно так выразиться, «главными» хадисами. Многие положения исламского вероубеждения, правил совершения намаза, поста, закята, хаджа, другие законы Ислама подтверждаются именно такими хадисами.
2. Второе место занимают хадисы, присутствующие только у имама аль-Бухари, но отсутствующие у имама Муслима. Подобные хадисы также являются достоверными, и пользоваться ими также необходимо, но в тоже время по уровню достоверности они ниже предыдущих.
3. Третья категория – хадисы, которые приводит только имам Муслим и не приводит имам аль-Бухари.
4. Четвёртая категория – это опять же достоверные хадисы, которые приводятся в других источниках кроме «Сахихов» аль-Бухари и Муслима, и которые соответствуют условиям достоверности, предъявляемым к хадисам.
Как известно у всего созданного есть конец. И конечно же, имаму Муслиму тоже был отпущен свой срок жизни, который он прожил более чем достойно. И самым ярким свидетельством этому служит его столь драгоценный дар для Ислама и мусульман как «Сахих Муслим».
Скончался богослов в 875 году (261 г.х.) в месяце Раджаб в возрасте 55 лет. Случилось это в его родном городе Нишапур, где он и похоронен.
Говорят, что Муслим ибн Хаджадж скончался из-за того, что за один раз съел большое количество фиников. Странствуя по страницам книг, в поисках одного редкого хадиса, он попросту не заметил как переел финиками. Это и стало причиной смертельного исхода.