Имам аль-Маргинани[1] — один из величайших ученых в истории Ислама и в истории именно ханафитского мазхаба, в частности — автор великой книги по ханафитскому фикху “Аль-Хидая”. С тех пор, как он написал эту книгу, и до наших дней она осталась главной книгой для изучения мазхаба — для понимания его правил, доводов и логики.
Рождение имама
Его имя — Бурхануддин Абуль-Хасан Али ибн Абу Бакр ибн Абдуль-Джалиль ибн аль-Халиль ас-Садыки, то есть он был потомком Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Более он известен как аль-Маргинани или аль-Фиргани, что означает “из Ферганской долины” (на территории современного Узбекистана).
Родился великий имам после намаза аср в понедельник 8-го Раджаба 511-го года, о чем пишет имам аль-Лякнави, а умер, прожив жизнь, наполненную знанием и поклонением, 14-го Зуль-Хиджжа 593-го года. И похоронен он в Самарканде.
Положение имама аль-Маргинани в шариатских науках
Имам аль-Маргинани уже при жизни достиг известности и славы, и его учитель, имам аль-Исбиджаби, разрешил ему выдавать фетвы, когда ему было двадцать лет. В одной из рукописей “Аль-Хидаи”, которая датируется 609-м годом, о нем сказано:
“Муфтий Шама и Китая”.
Ученые следующего за ним поколения, такие как аль-Мубарак аль-Ирбили, называют его как хафизом мазхаба и муджтахидом.
Имам аль-Кураши упоминает, что он познал восемь наук иджтихада: науки о Коране, Сунне, иджме, рациональные науки и кыяс, науку об определениях и доводах (мантык), грамматику, язык и морфологию, науку об отмененном и отменяющем, о причинах ниспослания, джарх ва таадиль и науку о статусе передатчиков.
Имам аз-Захаби сказал о нем:
“Один из ученых Средней Азии. Светоч знаний”.
А Амир аль-Иткани, один из толкователей “Аль-Хидаи”, назвал его шейхом аль-Ислам.
Ибн Абидин сказал о нем:
«Автор книги “Аль-Хидая”, великий имам, величайший ханафитский ученый, способный определять достоверные мнения (тасхих ва тарджих)».
Учителя имама аль-Маргинани
Имам, как многие ученые его времени, обучался у многих ученых. Он учился у ученых своей местности, а также совершил хадж в 544-м году, что позволило ему встретиться и с учеными Мекки и Медины.
Знатоки его биографии выделяют порядка тридцати его учителей, из которых самым известным был, безусловно, имам Али ибн Мухаммад аль-Исбиджаби (умер в 535-м году), автор шарха “Мухтасара” имама ат-Тахави.
Также среди его известных учителей — имам ас-Садр аш-Шахид (умер в 536-м году), но для нас, наверное, будет самым известным из них имам Наджмуддин Умар ан-Насафи (умер в 537-м году), автор «Акыды ан-Насафии», который — в свою очередь — был имамом в области акыды, фикха, тафсира[2] и хадиса.
Имам аль-Маргинани прошел “Сунан” имама ат-Тирмизи и получил иджазу по нему от Абу Мухаммада Саида аль-Маргинани.
Среди учителей имама аль-Маргинани Ибн аш-Шихна упоминает Кадихана (умер в 592-м году), известного ханафитского факиха, который, хоть и был его учителем, умер раньше него на год.
Ученики имама аль-Маргинани
Среди самых известных его учеников и тех, кто передает от него “Аль-Хидаю”, — Мухаммад ибн Абдус-Саттар аль-Кардари Хуварзада, которого, как и имама ас-Сарахси, называли "Шамс аль-аимма» (“солнце имамов”).
У него же учились его дети, из которых, как пишет имам аль-Кураши, известными стали его сын Мухаммад и сын Умар.
Книги имама аль-Маргинани[3]
- “Бидая аль-мубтади”. Это основной матн, к котором впоследствии имам напишет свой шарх. Эта книга представляет собой собрание тем двух самых известных матнов мазхаба времен имама аль-Маргинани: “Мухтасара” имама аль-Кудури и “Аль-Джами ас-сагыр” имама Мухаммада.
Имам аль-Хамили изложил эту книгу в стихах в 4250-ти строках, а это изложение сократил Абу Бакр Мулла аль-Ахсаи, назвав получившееся сочинение «Тухфат ат-тулляб». Оно состоит из 1950-ти строк и издано вместе с ее толкованием.
- “Ат-Таджнис валь-мазид”. В этой книге собраны фетвы поздних ханафитских ученых по вопросам, которые не разбирали ранние муджтахиды, и имам в этой книге завершил работу, начатую его учителем Садром аш-Шахидом. Книга издана в двух томах.
- “Мухтарат ан-навазиль”. Это книга по фикху, в которой собраны редкие и частные вопросы. Книга намного меньше, чем “Аль-Хидая”, и издана одним томом.
- “Аль-Хидая”. Это самая известная книга имама. На самом деле, это сокращение другого его шарха, который назывался «Кафия аль-мунтахи» и который имам посчитал слишком длинным: он начал сокращать его и так завершил книгу “Аль-Хидая”.
“Аль-Хидая”
Эта книга по праву считается гордостью ханафитского мазхаба, и Анвар Шах аль-Кашмири сказал, что книги, равной этой по уровню сочетания фикха, усуль аль-фикха и хадиса, в других мазхабах не существует.
Имам аль-Иткани (умер в 751-м году), один из толкователей этого труда, сказал:
«“Аль-Хидая” — это книга больших (кибар), но я же из числа маленьких (сыгар)».
Обычно “Хидаей” завершалось в медресе обучение мазхабу, и самые крупные ученые своего времени преподавали ее.
В истории мазхаба были ученые, которые знали наизусть не просто сам матн “Бидая аль-мубтади”, но и саму “Аль-Хидаю” полностью, и шейх Бакдаш перечисляет в своем предисловии имена двенадцати таких ученых.
Как мы говорили, сама основа книги — сокращение “Мухтасара” аль-Кудури и “Джами Сагыр”. Имам аль-Маргинани расположил главы, как в “Джами Сагыр” имама Мухаммада. Поэтому после раздела о поклонении идет раздел о никахе, хотя у Кудури потом идет раздел о торговле, но в самом разделе он упоминает темы из “Мухтасара” Кудури, а в конце — из “Джами Сагыр”, и это, как правило, самые сложные темы раздела.
Также имам часто ссылается на позицию шафиитского мазхаба, приводя доводы ханафитов, будь то хадис, фетва сподвижников или кыяс, и отмечает разногласия между имамами мазхаба: имамом Абу Ханифой, имамом Зуфаром, имамом Абу Юсуфом и имамом Мухаммадом.
Имам аль-Маргинани написал сам матн и шарх в разные периоды времени, и поэтому его позиция в шархе в некоторых вопросах отличается от позиции в матне.
Когда имам аль-Маргинани пишет о разногласии в мазхабе, после он называет доводы каждой из сторон, и мнение, доказательство которого он приводит последним, он считает более сильным.
Имам аль-Маргинани — это один из муджтахидов мазхаба, и он обладает научной компетенцией выносить суждения о том, какое мнение в случае разногласий между имамами мазхаба — более сильное. И не всегда в этом разногласии отдается предпочтение имаму Абу Ханифе: иногда предпочтение может отдаваться его ученикам, и это может произойти потому, что изменилось время и урф, или потому, что имам мог счесть доводы его учеников более сильными. Это нам говорит о том, что мазхаб — не слепое копирование одного мнения, но школа, в которой решения пересматриваются последующими поколениями, а доводы имамов обсуждаются и критикуются, но на это имеют право только те, кто достиг уровня, который им это позволяет.
Толкования книги “Аль-Хидая”[4]
- 1. “Шарх аль-Викая”. “Аль-Викая” — это краткое изложение тем из книги “Аль-Хидая”, которую написал для своего внука Тадж аш-Шариа аль-Махбуби, а его внук Садру-шариа аль-Махбуби эту книгу прокомментировал, и поэтому ее можно отнести к толкованиям некоторых частных тем “Аль-Хидаи”.
- 2. “Аль-Кифая”. Это толкование Джамалюддина аль-Хаварезми аль-Кирляни (умер в 767-м году). Это сравнительно небольшое толкование некоторых мест в “Аль-Хидае”, книга издавалась до революции в Казани и издавалась на полях вместе с “Фатх аль-Кадир”.
- 3. “Аль-Иная”. Это толкование написал имам Акмалюддин аль-Баберти (умер в 786-м году), который был крупным знатоком фикха и усуль аль-фикх. Книга была очень популярна среди османов, и Саади Чаляби написал примечания к ней.
- 4. “Аль-Биная”. Это толкование написано Бадруддином аль-Айни (умер в 855-м году), который был ханафитским факихом и крупным мухаддисом, известным своим толкованием “Сахиха” аль-Бухари «Умдат аль-Кари». Это самое полезное толкование для студента, где автор пытается упростить и подробно объяснить темы “Аль-Хидаи”, так что это незаменимое толкование.
- 5. “Фатх аль-Кадир”. Это толкование написал великий знаток фикха, усуля и хадисов имам Ибн аль-Хуммам (умер в 861-м году). Это вершина в области фикха, усуля и хадиса, и она очень повлияла на развитие мазхаба впоследствии. Такие ученые, как Ибн Нуджейм, Шурунбуляли и Ибн Абидин, опирались на этот труд. Но книга написана крайне сложным языком, это труд для специалистов и преподавателей “Аль-Хидая”, у которых нет сложностей с пониманием самого текста, но которые хотят углубиться в историю вопроса и понять основы, на которых основаны те или иные решения. Однако эта книга никак не поможет понять сам текст. Автор книгу полностью не закончил: начиная с раздела аль-вакалят идет уже толкование Кади Заде, которое называется «Натаидж аль-афкар».
- 6. “Хашия” аль-Лякнави. Это небольшие пояснения имама Абдуль-Хайя аль-Лякнави, которые очень полезны и сильно облегчают понимание текста даже почти без более объемных толкований.
В наши дни завершилась подготовка к изданию толкования имама аль-Иткани, которое называется «Гаят аль-баян». Оно еще не издано, но скоро должно появиться.
Так как в “Аль-Хидае” упоминается множество хадисов, ханафитские мухаддисы уделяли особое знание тахриджу хадисов, то есть поиску источников, в которых приводятся хадисы, на которые ссылается имам аль-Маргинани. И главная такая книга — “Насб ар-рая” имама аз-Зайляи (умер в 672-м году). Она была издана шейхом Юсуфом аль-Бинори, а затем переиздана шейхом Мухаммадом Аввамой, но ее тираж закончился, и шейх сейчас работает над новым изданием с добавлением других тахриджей к “Аль-Хидае”, что должно стать энциклопедией доводов ханафитского мазхаба.
Шафитский факих и мухаддис Ибн Хаджар аль-Аскаляни кратко изложил книгу “Насб ар-рая”. Его изложение называется “Ад-Дирая” и издано в трех томах.