Истории философии сегодня представлена в европейских терминах, но при более пристальном взгляде оказывается, что многие философские идеи были развиты мусульманскими мыслителями, среди которых Ибн Рушд занимает одно из важнейших мест, пишет сайт TRT World.
Известный как «принц науки», Ибн Рушд был человеком эпохи Возрождения за 300 лет до рождения европейского Возрождения.
Его работы в области философии, исламского права, юриспруденции, медицины, астрономии, математики, физики и географии удивляют своей ясностью и интеллектуальной остротой. Вот почему этот мусульманский эрудит считается одним из величайших исламских философов в рамках перипатетической традиции, основанной на трудах греческого философа Аристотеля.
Чем западный мир обязан исламской цивилизации?
В то время как современный мир склонен полностью отодвигать на второй план роль мусульманских мыслителей в продвижении научного знания, Ибн Рушд, который был главным толкователем трудов Аристотеля, имел большое влияние как на еврейский, так и на христианский мир, и его вклад в философию помог сформироваться европейскому Возрождению и Просвещению.
Фреска итальянского живописца XV века Рафаэля «Афинская школа» изображает Аристотеля, Платона и других великих греческих философов того времени, и среди этих прекрасных умов представлен образ Ибн Рушда.
В своей книге “Несогласованность несогласованности” Ибн Рушд защищал Аристотеля и делал сильный акцент на важности естественных законов против мнения тех, кто утверждал, что Бог вызывает каждое событие в природе. Ибн Рушд утверждал, что мы также можем воспринимать естественные законы как субъекты, определяющие события в окружающем нас мире. Например, если бумага горит, когда к ней прикасается огонь, то это происходит не по воле Бога, а потому, что естественный закон предписывает, чтобы огонь сжигал бумагу. Ибн Рушд утверждал, что для понимания Вселенной необходимо понять естественный закон. Вопреки взглядам атеистов, Ибн Рушд признавал, что Бог создал естественные законы, утверждая при этом, что один лишь Бог не может нести ответственность за то, что происходит вокруг нас.
Ибн Рушд отстаивал свободу рационального поиска и стремился примирить философию и религию, открывая путь для внедрения научных знаний в исламское руководство – мысль, которая спустя столетия стала одним из краеугольных камней арабского Возрождения в 19 веке, а также революционной арабской весны в 21 веке.
Вспоминая о своих привычках, Ибн Рушд говорил, что он писал или читал, не пропуская ни одного дня, кроме тех дней, когда он потерял отца и женился. Его труды превышают 20 000 страниц.
По словам легендарного немецкого врача и историка медицины Макса Мейерхофа, среди медиков преобладали “философские предубеждения”, и все же Ибн Рушд, который был энциклопедически образованным и чье знание распространялось на различные области, выделялся как один из величайших научных умов.
Ибн Рушд интересовался главным образом анатомией и объяснил причину этого, сказав, что практика вскрытия укрепляет веру. Еще одной причиной его интереса к анатомии было то, что он рассматривал человеческое тело как “замечательное творение Аллаха”.
С другой стороны, в науке неврологии он предположил существование болезни Паркинсона, приписав сетчатке фоторецепторные свойства. Выводы и взгляды Ибн Рушда на чувствительность сетчатки и функции глаза рассматриваются в различных публикациях.
“Канон врачебной науки” Ибн Сины: медицинская энциклопедия мусульманского Востока.
Работа Ибн Рушда по инсульту дополнила работы Ар-Рази и Ибн Сины, заменив довольно простую модель галенистов византийского периода, более детальными классификациями, которые предполагали “мозговое” и “сосудистое” происхождение болезни, игнорируя “цереброваскулярную” этиологию.
Он также выявил проблемы, основанные на сексуальной и эректильной дисфункции, и первым назначил лекарства для их лечения. При лечении этих заболеваний он предложил метод лечения, заключающийся в назначении испытанных препаратов. Кроме того, он исследовал природу и качество териака как противоядия от ядов помимо средства для лечения болезней.
Среди его работ наиболее известными оставались работы, посвященные философии, медицине, логике и юриспруденции. Несмотря на то, что религиозные, философские и юридические труды Ибн Рушда были изучены более тщательно, чем его медицинские книги, он написал 20 книг по медицине, которые включали передовые знания.
Знаковым вкладом Ибн Рушда в медицину стала его книга “Ал-Куллият фи т-Тыбб “(“Коллигет” или “Общие сведения о медицине”), написанная между 1153 и 1169 годами. Она была переведена на латынь и иврит 90 лет спустя, и служила учебным пособием в Европе до 18 века.
Лекарственные травы в традиционной исламской медицине.
Эта работа представляет собой краткое изложение медицинской науки того времени, которая была разделена на семь книг: “Ташрих аль-альда” (“Анатомия органов”), “Ас-сыхха” (“Здоровье”), “Аль-марад” (“болезнь”), “Аль-аламат” (“Симптомы”), “Аль-адвия ва-л-агзия” (“Лекарства и продукты питания”), “Хифз ас-сыхха” (“Гигиена”) и “Шифа аль-амрад” (“Терапия”).
Ибн Рушд родился в 1126 г. в Кордове (некогда столице мавританской Испании), его полное имя было Абу аль-Валид Мухаммад ибн Ахмад Ибн Рушд. На Западе он известен как Аверроэс.
Он происходил из знатной семьи. Его отец и дед были судьями в Кордове, что позволило ему преуспеть в изучении коранического права и теологии, благодаря традиции юридической и государственной службы его предков.
Считается, что дед Ибн Рушда был автором знаменитого трактата по маликитскому праву “Китаб аль-мугад димат аль-мумаххидат”.
Ибн Тудаил (Абубасер), визирь-философ при альмохадском халифе, представил Ибн Рушда ко двору. В 1169 году он был назначен судьей в Севилье. Затем в 1171 году его перевели в Кордову, где он оставался судьей в течение 10 лет.
Этот период времени позволил Ибн Рушду написать комментарии и толкования к трудам Аристотеля, в том числе к «Метафизике», и к «Государству» Платона. В 1182 году он был вызван в Марракеш и стал личным врачом халифа Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура.
Почему мусульманский мир отстал в своем научном развитии?
После возникновения оппозиции со стороны богословов против его сочинений Ибн Рушд впал в немилость халифа, был обвинен в ереси и отправлен в изгнание.
Тем временем халиф приказал сжечь все книги Ибн Рушда, кроме его трудов по медицине, арифметике и элементарной астрономии. Через некоторое время халиф отменил изгнание и призвал его обратно.
Ибн Рушд умер в Марракеше в 1198 году, где и был похоронен. Через три месяца его тело перевезли в его родную Кордобу. Его произведения в будущем имели сильное влияние на великие умы по всему миру.
Исламосфера