Его имя Мухаммад бин Абдаллах бин Мухаммад бин Ибрахим ат-Танджи, более известный как Ибн Батута. Родился он в селении Танжи, возле Феса, в 703 году по хиджре, что соответствовало 1304 году по григорианскому летоисчислению, в месяц раджаб.
Его отец Абдаллах ал-Лавати был кади (судьей), сына считал своим преемником, поэтому Ибн Батута с малых лет знал наизусть Коран. Помимо этого, Ибн Батута обучился религиозным наукам, литературе, поэзии. Рос он чистым и благородным юношей, в полной любви к знаниям и уважении к ученым. Но по воле Всевышнего, Ибн Батута так и не углубился в юриспруденцию, его сильно влекло к путешествиям и странствиям.
И вот, в возрасте двадцати двух лет, в 1325 году Ибн Батута намеревается к первому своему большому путешествию, паломничество к Дому Аллаха в Мекке и к могиле святого пророка в Медине. Преднамеренно молодой паломник выходит в путь не с караваном паломников, как это было принято делать, а совсем с незнакомым ему караваном путников и торговцев. Таким образом, в пути он кочует то с одним караваном, то с другим, дабы не пропустить самых интересных моментов быта людей новых земель, их занятий и их самобытности.
Во время путешествия Ибн Батута обнаружил для себя интересную закономерность. Каждый путник, относясь к тому или иному классу, останавливался погостить у друзей из своего же сословия, к примеру, филологи останавливались у своих друзей филологов, законоведы останавливались у своих друзей законоведов, купцы у купцов. Когда Ибн Батуту представили как молодого законоведа он безумно был счастлив и доволен этим. С того самого момента, молодой путник останавливался на ночлег только в домах уважаемых законоведов и юристов.
Вклад Ибн Батуты
В своих путешествиях Ибн Батута обнаружил единство мусульманской уммы . Когда он выходил в первый свой путь денег у него было немного, но благодаря братству, благосклонности к путникам и поддержке многих незнакомых ему людей он смог воплотить в реальность свои самые сокровенные мечты путника – посмотреть мир. Представьте себе, первое паломничество Ибн батуты заняло ровно двадцать четыре года. В этот период времени путешественник побывал в Марокко, в Алжире, в Траблусе, в Египте, оттуда он направился в Палестину, Ливан, Сирию и Хиджаз (аравийский полуостров), где совершил хадж (паломничество). Из Мекки он направился в Ирак, Иран и окрестности Анадолу. Через год он вернулся и совершил свое второе паломничество. Затем, Ибн Батута отправился в Йемен, оттуда в восточную Африку и снова через Амман и Бахрейн вернулся в Мекку, где совершил ритуалы хаджа.
После очередного паломничества Ибн Батута направился в Индию, Харасан, Туркистан, Афганистан. В Дели он несколько лет прослужил в качестве судьи по маликисткой юриспруденции при дворе султана Мухаммадшаха. Когда султан (в 1342 году) отправил делегацию к циньскому императору Ибн Батута отправился вместе с ними. На обратном пути путешественник побывал на малых островах Индокитая, Мальдивах и к 1347 году прибыл в арабские страны. Через тюркские и персидские земли, через Ирак, Сирию и Палестину Ибн Батута прибыл в Мекку и совершил свое четвертое паломничество. После этого он намеревается вернуться в свои родные земли. На обратном пути пройдя Египет, Тунис, Марокко в 1349 году он прибывает в Фес.
Когда Ибн Батуту спрашивали о том, как он достиг счастья повидать столько земель и стран, он говорил, что «причиной всему этому было мое четырехкратное паломничество в Мекку». Через малое количество времени Ибн Батута отправляется в свое второе великое путешествие, не удержавшись от тяги к странствиям. На этот раз он решает посетить Андалусию. Побывав в Гибралтаре и Гранаде он возвращается в Фес. В 1352 году Ибн Батута отправляется в Судан, Мали и другие африканские страны. Через два года в 1354 году он снова возвращается в Фес.
За долгие годы своих путешествий Ибн Батута освоил лекарское дело. В пути он много болел и излечивал себя сам по воле Всевышнего. Нужно сказать, что путешествие навсегда проходило гладко. Он много раз подвергался грабежам и чудом оставался жив, терпел кораблекрушения и выходил невредимым из воды.
Общее количество времени, в котором Ибн Батута провел в странствиях и путешествиях составило около двадцати восьми лет. В этот период времени Ибн Батута раскрыл для арабов много тайн и интересных моментов из жизни чужеземцев, в частности он рассказал, как китайцы используют бамбук, и как люди применяют уголь.
Моменты из жизни Ибн Батуты
За годы странствий Ибн Батута овладел двумя основными языками мусульманского мира, персидским и тюркским, прошел более сто двадцати тысяч километров, большинство по морю, подвергался грабежам пиратов и разбойников, чуть не погибал в пустынях и зарослях, не раз спасался от плена и смерти.
Говорят, что Ибн Батута был очень чувствительным человеком. В своем рассказе он говорит: «однажды я прибыл в Тунис с некоторыми путниками. На встречу к нам вышли толпы людей. Оказалось, что они встречают шейха Абдаллах аз-Зубайди иАбу Абдаллаха ан-Нафрави. Люди оказали им почет, стали расспрашивать их о делах, а ко мне не подошел ни один человек, и мне стало очень грустно, что я стал плакать. Но к счастью, меня заметили некоторые паломники, и утешил своими разговорами и рассказами, пока мы полностью не вошли в город». Стоит также отметить, что не смотря на свои долгие странствия, он очень сильно тосковал по своим родителям, по своему дому. Волею Всевышнего случилось так, что родители его умерли, когда его не было рядом с ними. Услышав весть о смерти своей матери, он сильно жалел, что не смог ее повидать, но отбросив все свои дела, он отправился к ее могиле.
Ибн Батута при дворе султана Абу Аннана аль-Марини рассказывал о своих необычных странствиях по миру, о диковинках и невиданных вещах. Люди страстно слушали его рассказы и весть об это дошла до султана. По приказу султана его писарь Мухаммад бин Джузай аль-Кальбий стал записывать все, что говорил ему шейх Ибн Батута и к 1356 году была закончена книга рассказов Ибн Батуты, которая стала называться как: тухфат ан-назар фи гараиб аль-амсар ва аджаиб аль-асфар, что в переводе звучит как: «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» . Эта книга послужила для многих ученых источником ценных данных на многие годы. Она была переведена на многие языки, в частности на английский язык в 1829 году, в 1853 году на французский и в 1912 году на немецкий, а также она была переведена и на турецкий язык.
В 1378 году (в 779 году по хиджре) великого путешественника не стало. Он был похоронен в городе Тандже. Кто посетит Магриб увидит в этом городе улицу, названную в его честь, где он жил незадолго до своей смерти, а недалеко от центрального рынка находится его могила.