Мулла Насреддин Ходжа – мудрец, известный во всем мусульманском и некоторых частях немусульманского мира с XVI века. Исторические документы свидетельствуют, что он жил в 13 веке в Анатолии (совр. Турция). Он был ученым (алим) или, по крайней мере, образованным человеком. Его шутки, которые люди веками передавали друг другу, полны не только острого юмора, но и глубокой житейской мудрости, пишет сайт Muslim Heritage.
Ходжа Насреддин, известный также как Мулла Насреддин или просто Насреддин, является главным героем огромного количества забавных историй, которые рассказывают в различных регионах по всему миру, особенно в странах Ближнего и Среднего Востока. Эти истории изображают Насреддина в разных ситуациях, и через его точку зрения они с юмором преподносят уроки на различные жизненные темы. Великая прелесть сказок муллы Насреддина заключается в том, что они смешны, но несут в себе философский смысл и заставляют задуматься.
Согласно различным источникам, Ходжа Насреддин был философом, мудрецом, остроумным человеком с хорошим чувством юмора. Его истории рассказывались почти по всему мусульманскому миру, распространившись в Персии, Аравии, Африке и вдоль Шелкового пути в Китай и Индию, а затем также в Европе. Конечно, все эти истории, которые приписываются Ходже на протяжении примерно 700 лет, произошли не от него. Большинство из них являются продуктом коллективного юмора мусульманских народов. Насреддин известен нам в мире под разными именами. Основные варианты таковы: турки говорят “Насреддин Ходжа”, для казахов он – “Қожа Насыр”; греки называют его “Ходжа Насреддин”, а у азербайджанцев, афганцев и иранцев он известен как “Молла или Мулла Насреддин”; в фольклоре арабских народов Ближнего Востока и Северной Африки он – “Джуха”. 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО “Годом Насреддина Ходжи”.
Биографический очерк
Рассказы, приписываемые Насреддину Ходже, можно найти в рукописях уже с XV века. Самая ранняя история обнаружена в книге Абу-л-Хайра Руми “Салтук-наме” (1480). Согласно этой книге, Насреддин был дервишем и мюридом Сейида Махмуда Хайрани в Акшехире, на северо-западе современной Турции. Другие анекдоты о нем цитируются на турецком языке в книге рассказов Лами Челеби (ум. 1531) “Лета’иф”. Однако среди летописцев нет согласия относительно историчности Ходжи Насреддина. В то время как Лами Челеби упоминает Насреддина как современника Шейяда Хамзы (14 век), решающее влияние на последующую народную традицию и, в частности, на более поздние европейские ученые дискуссии оказывает Эвлия Челеби, посетивший предполагаемую могилу Насреддина в Акшехире в 17 веке и цитирующий анекдот, в котором Насреддин беседует с монгольским правителем Тамерланом, умершим позже в 1405 г.
В более поздние века Хусейн Эфенди (ум. 1880), муфтий Сиврихисара, пишет в «Меджмуа-и Маарифе», что Насреддин родился в 1208 г. в деревне Хорту (ныне Насреддин Ходжа) в районе Сиврихисара и умер в 1284 г. в Акшехире, куда он переехал. Согласно этому источнику, он получил образование в школах Сиврихисара и Коньи. Он изучал фикх (юриспруденцию) и познакомился с Мевляной Джалал ад-Дином Руми (1207-1273) в Конье, а также учился у него суфизму. Он последовал за Сеидом Махмудом Хайрани, выбрав его в качестве своего шейха. Также он отправился в Акшехир и там женился. Он стал имамом, а потом и судьей. В этом городе его высокое чувство юмора и умные комментарии, решения и анекдоты сделали его заметным членом общества.
Тем не менее, о жизни Насреддина Ходжи есть очень мало достоверных фактов. Несомненно, что он жил в Анатолии во второй половине XIII века. Также вполне вероятно, что он родился в Хорту, деревне в Сиврихисаре в районе Акшехира в конце XIII в., затем поселился в городе Акшехир, после чего переехал в Конью. Его могила находится в городе Акшехир, недалеко от Коньи. На его могиле есть железная дверь с огромным висячим замком. Но если кто-то намеревается нанести ему визит, то незачем впадать в уныние из-за запертой двери. Вокруг могилы нет никаких стен.
На кладбище Мевляны Джалал ад-Дина Руми есть надгробный камень, который, как говорят, принадлежит дочери Насреддина Фатиме. Согласно эпитафии на нем, она скончалась в 1326 г. Этот надгробный камень подтверждает, что Наср ад-Дин жил в конце 13-го века около Коньи.
Рассказы о Насреддине начали собираться с 15-го века. Но впервые они были напечатаны в 1837 г. в Стамбуле в «Матбаа-и-Амире» (Королевская типография) под названием “Летаиф-и-Хадже Насреддин” (“Приятные истории Ходжи Насреддина”). Первая его миниатюра появилась в рукописи XVII в., хранящейся сейчас в библиотеке дворца-музея Топкапы. На этой миниатюре он изображен сидящим задом наперед на своем осле.
Начиная с турецкой традиции, Насреддин вскоре стал известен во всех провинциях Османской империи. Кроме Турции, рассказы о Насреддине получили распространение у разных народов – албанцев, арабов, азербайджанцев, бенгальцев, боснийцев, татар, индийцев, пуштунов, иранцев, хорватов, народов Средней Азии и Кавказа.
Анекдоты, приписываемые Насреддину, раскрывают сатирическую личность с острым языком, который он не боялся использовать даже против самых тиранических правителей своего времени. Он является символом ближневосточной саркастической, ироничной и сатирической комедии и бунтарских чувств людей против несправедливых правителей. Истории о Насреддине также представляют критическое отношение к господствующей социальной морали, в рамках которой люди преследуют свои эгоистические интересы, игнорируя добрые дела в отношении других людей.
Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьева “Повесть о Ходже Насреддине”, состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира. По этим книгам сняты фильмы “Насреддин в Бухаре” и “Насреддин в Ходженте”.
Несколько анекдотов о Ходже
Всем не угодишь
Как-то Насреддин Ходжа шел в деревню со своим сыном. Мальчик ехал верхом на осле. По дороге они встретили двух женщин и услышали, как одна говорит другой: «Ох уж эта молодежь! Мальчик спокойно едет на осле, когда его старый отец идет пешком. Удивительно!»
«Отец», – сказал мальчик, – «ты настоял на том, чтобы я ехал верхом, не так ли? Давай же, не отказывайся, садись на осла!». И они отправились дальше, Ходжа – верхом на осле, мальчик – пешком. Спустя некоторое время им повстречались два одиноко бредущих старца.
«Эй, старик!», сказали они. «Твои кости уже высохли и состарились. Ты стоишь одной ногой в могиле. А твой отпрыск, разве он заслужил того, чтобы высохнуть как ты? Пусть он едет верхом!» Когда они прошли мимо, Ходжа посадил сына на осла вместе с собой. Они ехали вдвоем под палящим солнцем и приблизились к кучке зевак, сидевших вдоль дороги.
«О, какая жестокость! Бедное животное! Ему слишком тяжело везти двоих! Бедная тварь почти умирает!» «О, ради Бога!», сказал Ходжа. Он слез с осла, и они пошли рядом, гоня осла перед собой. Но в следующий момент столкнулись с двумя мужчинами, которые стояли у дороги.
«О, Аллах! Посмотрите на этих идиотов! Осел идет впереди, прыгает и скачет, не имея груза на своей спине, а они идут следом, истекая потом и покрываясь пылью. Какие же глупые люди бывают на свете!»
Наконец Ходжа обернулся к сыну и сказал: «Вот видишь! Да здравствуют те, кто может избежать людской молвы! Всегда найдется кто-то недовольный тем, что ты делаешь. Поэтому трудись только ради Аллаха».
Задом наперед
Однажды Ходжа и его ученики направлялись на занятия. Ходжа сидел задом наперед на своем осле. «Ходжа», – спросили его, – «скажи, ради Бога, почему ты так сидишь? Разве это удобно?» «Если я сяду по-другому», – ответил он, – «вы будете у меня за спиной, и я не увижу ваших лиц. Ехать, так как я, гораздо лучше».
Разве мы не переезжаем сюда?
Однажды ночью вор проник в дом Ходжи и украл все. Когда он ушел, Ходжа схватил первую вещь, которая попалось ему под руку (это оказалось сито), и пошел за ним. Он шел за вором до самого его дома и даже попытался войти вместе с ним. Удивленный вор сказал: «Что ты делаешь в моем доме?» «Ты несешь сюда все наши вещи», – сказал Ходжа, – «я подумал, что мы тоже переезжаем».
Проповедь в мечети
Однажды Ходжа Насреддин, взойдя на минбар в мечети, сказал: “Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?” Ему ответили: “Нет, не знаем”. Тогда Ходжа сказал: “Раз вы не знаете, так что мне вам и говорить”. С этими словами он сошел с минбара и пошел своей дорогой.
Когда в следующий раз он снова взошел на минбар и предложил тот же вопрос, община ему ответила: “Знаем”. — “Ну, коли вы знаете, значит, мне нет надобности и говорить”. Так сказал Ходжа и опять удалился. Община, пораженная, решила, если Ходжа взойдет еще раз на минбар, ответить: “Одни из нас знают, а другие нет”.
Поднявшись как-то опять на минбар, Ходжа по обыкновению обратился к народу со своим вопросом. Ему ответили: “Одни из нас знают, другие нет”. Ходжа, сохраняя на лице серьезность, воскликнул: “Великолепно! Пусть тогда те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают”.