Вифлеем – город, который получил мировую известность благодаря появлению там на свет одного из величайших пророков Аллаха, Исы (алейхиссалям), или, как его называют христиане, Иисуса. Название этого населенного пункта происходит от арабского слова Байт-Лам, что означает «Дом мяса». Город находится на территории современного Западного берега, в Палестине, 10 километров южнее Иерусалима.
У мусульман нет достоверных данных, где точно появился на свет пророк Иса (алейхиссалям). В Коране сказано: «[Марйам] забеременела им (т. е. 'Исой) и удалилась с ним подальше [от людей]. Она подошла к стволу пальмы и, не в силах терпеть родовые схватки, воскликнула: "Как бы я хотела умереть раньше и быть навсегда забытой!" Тогда ['Иса] воззвал из лона: "Не тревожься, твой Господь заставил течь возле тебя ручей. Так [пригни] к себе ствол пальмы и потряси его — на тебя посыплются свежие финики» (Сура «Марьям», 19 / 22 – 26).
Ислам пришел на земли Палестины, преобразив духовную и общественную жизнь людей. В 637 году мусульмане под руководством второго праведного халифа, Умара бин Аль-Хаттаба (радыяллаху анху) вошли в Вифлеем и Иерусалим. Предания свидетельствуют, что палестинский патриарх тепло принял его и попросил обеспечить безопасность храмов. Халиф посетил церковь Рождества в Вифлееме и церковь Гроба Господня в Иерусалиме, однако отказался молиться, опасаясь создать прецедент.
Во время посещения храма в Иерусалиме Умар (радыяллаху анху) вошел в христианскую святыню и сидел там вместе с сахабами до наступления времени богослужения. Однако он воздержался от молитвы и сказал: «Если бы я совершил здесь поклонения, то люди затем сказали бы: «Умар молился тут» (Тарик ибн Халдун, 2 / 225).
Ежегодно миллионы верующих посещают эти церкви, однако мало кто задумывается о том, что благодаря мудрости и толерантности исламского халифа они остались неприкосновенными и сохранились до наших дней. Интересно также, что в Вифлееме есть мечеть «Умар». Возле нее растут две пальмы, посаженные мусульманами в попытке объяснить повествование о рождении Исы (алейхиссалям) в аяте. Благочестивая Марьям обхватила ствол финиковой пальмы, чтобы облегчить родовую боль.
Вифлеем стал частью «Юнд Филастин» - военных округов халифата Омеядов и Аббасидов в провинциях Биляд аль-Шам (Сирия), которые перешли к мусульманам после освобождения в 637 году. Этот город переходил от одного мусульманского правителя к другому, и в 1099 году при господстве Аль-Хакима бин Амр-Аллаха из династии Фатимидов церковь Рождества оказалась в опасности, хотя не была снесена.
Мусульманское владычество продолжалось в Вифлееме во времена Фатимидов и турков-сельджуков – до завоевания этих территорий крестоносцами, которые заменили греческое православное духовенство римско-католическим. Гармония, справедливость и свобода вернулись в город в 1187 году, когда султан Египта и Сирии Салах аль-Дин из династии Айюбидов освободил Вифлеем от крестоносцев. Римские клерики были вынуждены покинуть город, и греческие священнослужители вновь вернулись в свои церкви.
Вифлеем переходил от одного мусульманского правителя к другому до тех пор, пока в итоге он не оказался в руках османов в 1517 году. Он оставался территорией Османской империи до начала Второй мировой войны, управлялся Британским мандатом с 1920 по 1948 годы и в итоге стал частью оккупированных территорий Палестины.
В то время как Вифлеем часто ассоциируется с христианством, не стоит забывать, что этот город также важен для мусульман и является важным символом Ислама. Байт-Лам вместе с Иерусалимом напоминает о толерантности этой религии, зафиксированной в договоре халифа Умара (радыяллаху анху) с христианами Палестины: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Слуга Всевышнего Умар, командующий правоверных, предоставляет жителям Палестины уверенность в безопасности их собственности, церквей, крестов, больных и здоровых людей, а также возможность свободно совершать все ритуалы их религии. Церкви не будут захвачены мусульманами или уничтожены, вся их собственность будет неприкосновенна» (Тарик Табари, «Великие арабские завоевания»).