Культу́рный геноци́д — термин, который можно определить как уничтожение культуры и системы ценностей этноса.
Термин «геноцид» был впервые введён в обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года («Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него») как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Лемкин рассматривал геноцид в восьми его проявлениях: политическом, социальном, культурном, экономическом, биологическом, физическом, религиозном и моральном. Основными являлись по его мнению три из них: биологический, физический и культурный. Культурный геноцид — уничтожение культурных, языковых и религиозных характеристик группы людей.При этом Лемкин не рассматривал культурный геноцид в отрыве от двух других видов геноцида.
Несмотря на то, что в проекте конвенции, подготовленном при участии Лемкина, содержался раздел о культурном геноциде, в окончательном варианте он был исключен из текста. Однако, один аспект культурного геноцида был возвращен в статью, а именно «насильственное перемещение детей из одной группы в другую». Внимание к культурному геноциду в основном привлекали представители аборигенных и коренных народов и их сторонники, а противниками включения культурного геноцида в конвенцию были колониальные державы.
Предлагаемое использование
Составители Конвенции о геноциде 1948 года рассматривали использование термина, но потом было решено термин не использовать.[7] Согласно юридическому определению – геноцидом считается действие, с намерением уничтожить расовую, религиозную, этническую или национальную группу как таковую.
В статье 7 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов от 1994 года использовали фразу "культурный геноцид", но точного определения этому термину дано не было.
Полный текст статьи звучит следующим образом :
Коренные народы имеют коллективное и индивидуальное право не подвергаться этноциду и культурному геноциду, включая предупреждение и возмещения:
(1) любое действие, имеющее своей целью или результатом лишение их целостности как самобытных народов или их культурных ценностей, или этнической самобытности;
(2) любое действие, имеющее своей целью или результатом лишение их земель, территории или ресурсов;
(3) Любая форма перемещения населения, целью или результатом которого является нарушение или подрыв любого их права;
(4) Любые формы ассимиляции или интеграции другими культурами, образами жизни , наложенных на них путем законодательных, административных или иных мер;
(5) Любые формы пропаганды, направленной против них.
Эта формулировка появилась только в статье. Декларация ООН о правах коренных народов была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ходе ее 62-й сессии в штаб - квартире ООН в Нью - Йорке 13 сентября 2007 года, но только упоминает «геноцид, или любой другой акт насилия" (единственная ссылка на геноцид в документе). Понятие "этноцид" и "культурный геноцид" был убран в итоговой версии которую приняла Генеральная Ассамблея, но Подпункты , отмеченные выше , из проекта были сохранены (в слегка расширенной форме).
ЭТНОЦИД
Этноци́д (от греч. ἔθνος — народ и лат. caedo — убиваю) — политика уничтожения национальной идентичности, самосознания народа.
Этноцид может проводиться как через политику ассимиляции, так и в процессе становления новых наций через уничтожение или изменение самосознания старых (или их части).
Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память или значительную её часть (см. манкурты), в ряде случаев также своё самоназвание, язык, культуру, вероисповедание, и ассимилируются либо занимают подчинённое, угнетённое положение в отношении тех, кто подверг их этноциду[1].
Иногда этноцидом называют физическое уничтожение именно по этническому признаку, чтобы подчеркнуть этот аспект (например, в связи с истреблением нескольких десятков тысяч индейцев в штате Мату-Гросу, Бразилия, на 39-й Всеамериканский конгресс по индейцам, 9 июля 1970 года в Лиме).
Разные авторы используют термин в разном смысле.
В определении геноцида, данном ООН, говорится о «предумышленном создании для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её».
Сознательная политика ассимиляции не является физическим уничтожением людей, но результат её проведения для национальных меньшинств, особенно малочисленных, всё тот же: сокращение (вплоть до полного исчезновения) числа людей, считающих себя принадлежащих к какой-либо национальной группе. Если же при этом применялись какие-либо меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы, то такие действия напрямую подпадают под определение именно геноцида, согласно резолюции ООН (260 А (III). Статья II, пункт d).