История Аль-Джахиза началась в Басре, городе, выросшем вокруг гарнизонной крепости, который ныне находится на территории Ирака. Будущий писатель и ученый появился на свет в 776 году н.э. в бедной семье, что вовсе не мешало ему развиваться, время от времени убегая из дома, для того чтобы постигать таинства мира. В подростковом возрасте он проводил часы напролет в мечети, где собирались взрослые за философскими дискуссиями. Аль-Джахиз родился, что называется, в нужное время. Халифат династии Аббасидов в 8 – 9 веках, переживал период культурных и интеллектуальных открытий, книги становились общедоступными, и повышать свой уровень знаний было относительно легко. Испытывая жажду ко всему новому, Аль-Джахиз стал изучать арабскую поэзию, филологию, историю, анализировал труды Аристотеля, вчитывался в Коран.
В своих воспоминаниях, Аль-Джахиз рассказывал, что до двадцати лет он продавал рыбу, но однажды мать подарила ему набор тетрадей, сказав при этом, что уверена в успешном литературном будущем сына. Он сам тогда не мог поверить в свои силы, но настойчиво продолжал погружение в арабскую грамматику, поэзию, риторику, историю и зоологию. В 816 году Аль-Джахиз переехал в Багдад, который на тот момент являлся столицей халифата Аббаситов, где был открыт Дом Мудрости. Кроме научных изысканий, Аль-Джахиз стал преподавать детям халифа Аль-Мамуна, который проникся расположением к рассудительному молодому человеку. Правда, учительская карьера мудреца продолжалась не долго, из-за того, что дети побаивались взгляда Аль-Джахиза. Оказывается, имя, под которым он стал известен миру, значит «человека с выпученными глазами». Именно так и выглядел ученый, настоящее имя которого Абу Усман Амр ибн Бахр.
По заверениям современников, Аль-Джахиз пользовался таким высоким авторитетам среди знати, что мог свободно входить и выходить по своему желанию из помещений халифа, где проходили аудиенции и встречи на высоком уровне. Уважение к ученому мужу возникало из трудолюбия, которое сказывалось на результатах его аналитических изысканий и естественных экспериментов, помещавшихся в книгах ученого. Он стал автором таких трактатов, как «Книга об арабах и мавали», «Книга о кахтанитах и аднанитах», «Книга о рудниках и слово о драгоценных камнях и различных минералах», «Книга красноречия», «Послание Фатху Хакану о достоинствах тюрков и остального халифского войска» и еще трех сотен сочинений.
В «Трактате об африканцах» ученый писал следующее: «Они всегда веселые, улыбающиеся, лишенные злости, что является признаком благородного характера. Бог не делает их черными, это среда сделали их таковыми. Лучшим доказательством этого является то, что есть черные племена, среди арабов, например тех, что живут в области Харра. Газели, страусы, насекомых, волки, лисы, овцы, ослы, лошади и птицы, которые живут там, все черные. Это результат влияния окружающей среды, природных свойств воды и почвы, интенсивность тепла Солнца». О животной мимикрии и биологической адаптации Аль-Джахиз остановился в «Книге животных», которая оказалась самым первым трактатом по зоологии на арабском языке. Писатель оказался первым мусульманским биологом, который обратился к разработке теории эволюции. В немалой степени, спустя тысячу лет его труды повлияли на работы Жана Батиста Ламарка и Чарльза Дарвина.
Интересно то, что язык Аль-Джахиз обладал богатством красок, и зачастую был пропитан ироническими нотками. Так, рассказывая о мире животных, писатель мог сравнивать его обитателей с людьми, и их характерами. Изящно и с юмором, приводя отрывки из стихотворений, а также древние пословицы и афоризмы, писатель прибегал к различным литературным приемам, выдвигая порой смехотворные доводы, заставляющие самого читателя анализировать информацию.
Многие его книги насыщены шутками и едкими выпадами, что отлично продемонстрировано в «Послание о квадратности и округлости» и в «Книге о скупых». Последняя была издана в Советском Союзе, и содержала сборник рассказов и анекдотов о постоянном споре между скупостью и щедростью. Весело порицая скупость и жадность, Аль-Джахиз раскрывает характеры горожан того времени, обычаи, фольклор и язык. Остроумная манера изложения производила впечатление не только на современников автора, но и на литераторов последующих поколений, некоторые из которых сравнивали Аль-Джахиза с французским философом Мишелем де Монтенем. Аль-Джахиз был не первым арабским писателем, но его произведения обрели ту форму, которую можно назвать совершенной, в которой тема повествования полностью раскрывается для широкого круга читателей. Язык автора живой, с многочисленными отступлениями, живописными описаниями и уместными объяснениями иностранных слов в тексте. Благодаря своему остроумию и не в последнюю очередь необычному внешнему виду, мудрец сам превратился в героя многочисленных историй. В мусульманском мире его не редко называют шутником, потому как Аль-Джахиз никогда не терял чувства юмора. Возможно, именно оно продлевало ему жизнь, ведь писатель прожил более 90 лет. Да и то, мыслитель умер в результате несчастного случая, оказавшись придавленным весом книжных шкафов, как бы это странно не звучало. Аль-Джахиз жил с легкостью, точно также он жонглировал темами. Неизменное чувство юмора позволили ученому поднимать серьезные вопросы и акцентировать внимание на них. Нужно сказать, что многие не разделяли взглядов Аль-Джахиза, отмечая неуместность применения юмора в сочинениях. Но абсолютно ясно, что мудрец обладал удивительным воображением, за проекциями которого могло не успевать большое количество его современников. При этом в очерках о знаменитых арабских мыслителях отмечается, что он вместе с Умаром Аль-Хаттабом и Хасаном Аль-Басри может быть назван личностью, «из-за которой арабам могли позавидовать другие народы».
Современные арабские ученые утверждают, что ко всем заслугам Аль-Джахиза стоит отнести то, что он оказался одним из основоположников литературного течения «навадир». Для своего времени оно казалось инновационным, и развивалось на протяжении последующих десятилетий. В нем сочетаются цитаты из Корана и размышления о сущем, излагаемые в форме диалогов, а также описания комических историй из жизни общества. Этот синтезированный жанр лежит близко к басне или народному рассказу, в которых всегда просматривается мудрая мысль предков или совет читателю из области этики.
К сожалению, в мире нет ничего постоянного, и рукописи тоже горят. Из всего наследия Аль-Джахиз в полном объеме до наших дней дошло около тридцати трактатов, еще полсотни сохранились частично. Но даже по этим текстам можно представить величие ума Аль-Джахиза, одного из самых выдающихся писателей арабского мира средних веков.
Автор: Вадим Куликов
Источник: http://umma.org.ua/ru