В Коране есть аяты, которые упоминают легендарного царя Талута (библ. Саул). Однако мусульмане мало что знают о жизни и деятельности этого человека. В основном, более-менее подробной информацией о Талуте обладают специалисты по истории Древнего Востока. Попытаемся и мы подробнее узнать об этой коранической личности.
Талут становится царем древних евреев ок. 1030 г. до н.э. В Коране сказано: «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраила (Израиля), живших после Мусы (Моисея)? Они сказали своему пророку: «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха» [аль-Бакара, 246]. Внимательно прочитав этот аят, трудно удержаться от восклицания: «Да зачем им нужен был царь, когда среди них жил пророк Самуил?!» (Пророк Самуил – один из крупных пророков, посланных Аллахом к евреям – жил в Раме, на холмах Эфраима с 1110 по 1020 гг. до н.э.).
Обратимся снова к аятам Корана: «Их пророк сказал им: «Аллах назначил вам царем Талута (Саула)». Они сказали: «Как он может стать нашим царем, если мы более достойны править, чем он, и он лишен достатка в имуществе?» Он сказал: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью. Аллах дарует Свое царство, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» [аль-Бакара, 247].
Бедный Талут не казался древним евреям подходящей кандидатурой на роль царя. Знать сынов Исраила сразу же невзлюбила его. Это подтверждается и антимонархическим памфлетом Первой книги Самуила. Мирская жизнь увлекла прежде воинственных сынов Исраила, т.к.«…когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих…» [аль-Бакара, 246]. Как пишет ученый Сиддики, они трусили перед врагом не потому, что у них не было сильного вождя, который отдавал бы им приказы. Это трусость коренилась в их страхе смерти и в их слишком большой любви к мирской жизни и земным наслаждениям. Поэтому пророк Самуил сомневается в них: «Может ли быть, что если вам будет предписано сражаться, вы не станете сражаться?» [аль-Бакара, 246].
Недаром Аллах назначил Талута царем древних евреев. Он обладал многими достоинствами. Будучи последователем пророка Самуила, он боролся за чистоту монотеизма (единобожия). Так, в частности, Талут активно выступил против древнего и широко распространенного в Ханаане культа духов предков. Царь, доблестный воин Талут предпринимает реорганизацию военных сил и создает постоянную армию, состоящую частью из добровольцев, частью из ополченцев. Войско делится на «тысячи» и «сотни». Во главе армии стоит Авнер, его двоюродный брат или дядя.
Царь Талут правил из Гив‘ы в уделе Бинйамина, превратив этот город в столицу – Гив‘ат-Шаул (в районе которого пребывал знаменитый Ковчег Завета). Кстати о Ковчеге Завета: как указано в аятах Корана, евреи времен Талута неохотно (и даже враждебно) приняли тот факт, что Аллах назначает им такого царя. «Они сказали: «Как он может стать нашим царем, если мы более достойны править, чем он, и он лишен достатка в имуществе?» [аль-Бакара, 247]. Слов пророка Самуила о назначении царем Талута Самим Аллахом для них было недостаточно. Им нужно было чудесное знамение. И Аллах явил им это знамение. «Их пророк сказал им: «Знамением его царствия станет то, что к вам явится сундук с миром от вашего Господа. В нем будет то, что осталось после семьи Мусы (Моисея) и семьи Харуна (Аарона). Его принесут ангелы. Это будет знамением для вас, если только вы являетесь верующими» [аль-Бакара, 247]. Как пишет ученый Маудуди, ковчег содержал освященное наследие дома Мусы и Харуна (мир им!), и помимо всего прочего – фрагменты каменных скрижалей с заповедями, которые Муса получил на горе Синай, а также оригинал Торы, написанной под руководством Мусы и переданной левитам. Ковчег захватили их враги, но он внушал им такой страх, что они, в конце концов, отослали его сынам Израиля, привязав его к повозке, которую тащили две дойные коровы. Так как повозка достигла сынов Израиля без возницы, очевидно, что ангелы по приказу Господа привели ее к ним.
Продолжим рассмотрение аятов Корана: «Когда Талут (Саул) отправился в путь с войском, он сказал: «Аллах подвергнет вас испытанию рекой. Кто напьется из нее, тот не будет со мной. А кто не отведает ее, тот будет со мной. Но это не относится к тем, кто зачерпнет пригоршню воды». Напились из нее все, за исключением немногих из них. Когда же он и уверовавшие вместе с ним перебрались через нее, они сказали: «Сегодня мы не справимся с Джалутом (Голиафом) и его войском». Но те, которые твердо знали, что встретятся с Аллахом, сказали: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» Аллах – с терпеливыми» [аль-Бакара, 249].
Опытный стратег Талут знал, что слабые духом воины могут создать панику во время сражения и «заразить» страхом надежных и храбрых солдат. Поэтому он проверяет свое войско. И не зря. Большая часть войска напилась из реки (скорее всего из реки Иордан) и была не допущена к участию в сражении. Талут позволил перейти реку только тем, кто не пил из нее или зачерпнул рукой один раз. Причем те воины, которые зачерпнули воды из реки один раз, испугались многочисленности вражеского войска, а те воины, которые беспрекословно исполнили приказ царя, проявили великое упование на Аллаха. Как прекрасны их слова, которые вошли в текст Корана:«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!»[аль-Бакара, 249]. И не менее прекрасна их молитва при виде Джалута и его войска: «Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми» [аль-Бакара, 250]. При виде многочисленного и превосходящего войска врагов, при виде огромного знаменитого воина Джалута, верующие в Аллаха из числа современников Талута проявили великую стойкость и терпение, которая дала свои блестящие плоды по воле Аллаха. «Они разгромили их по воле Аллаха. Дауд (Давид) убил Джалута (Голиафа), и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал. Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам» [аль-Бакара, 251]. В этой битве будущей пророк, царь и зять Талута (а в это время рядовой солдат из народного ополчения) – Дауд с помощью пращи в единоборстве побеждает Джалута и приносит победу своему войску.
История царя Талута красноречиво показывает о том, что и в древние времена верующие в Аллаха испытывали великие трудности, которые не слоимили их дух и веру в Единого Аллаха. Они были из числа различных народов, но их объединяла великая цель – заслужить довольствие Всевышнего Аллаха.