Исторические свидетельства
После начала пророческой миссии Мухаммада ﷺ этот мир изменился, и началось ускорение развития человечества.
На фоне переживаемого Европой глубокого упадка исламская культура в халифате характеризовалась бурным подъёмом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи: химии, физике, математике, географии, медицине, астрономии, историографии, фармакологии, лингвистике, философии и др.
Мусульманский мир познакомил Западную Европу со многими сельскохозяйственными продуктами. В VIII в. мусульмане выращивали в Испании рис, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали производство хлопка.
Поливное земледелие нашло применение в Европе благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъёма воды, орошения и осушения почвы. Арабы также распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем над распределением воды.
Уже в VIII в. в Самарканде и Бухаре работали бумажные мастерские. В Европе бумажные мельницы заработали лишь четыре века спустя благодаря привезённой арабами в Испанию бумаге.
Мастерские городов мусульманской Испании не знали себе равных в изготовлении шёлковых, парчовых, шерстяных тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кожи и оружия – доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. Благодаря мусульманам Андалусии в Европе появились зачатки гончарного производства и изготовления фаянса.
Багдадская школа переводчиков
В эпоху аббасидского халифата мусульманская наука получила особое развитие. При халифе Харуне ар-Рашиде (768–808 гг.) и его сыне аль-Мамуне научная деятельность переживала небывалый подъём: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки.
В Багдаде, столице халифата, сложилась знаменитая школа переводчиков, в которой на арабский язык переводились греческие, сирийские и пехлевийские сочинения по всем научным областям.
На арабском языке получили новое рождение философские труды Аристотеля, Платона и неоплатоников, естественнонаучные трактаты Евклида, Архимеда и Птолемея, медицинские трактаты Гиппократа.
Уже позже эти труды, исключительно благодаря переводам с арабского на латынь, с комментариями таких известных мусульманских мыслителей, как Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд), увидит Западная Европа.
Так, в Толедо (Испания) на протяжении XII в. существовала школа, созданная в 1130 г. по инициативе архиепископа Кастилии дона Раймундо, где переводили с арабского на латинский язык наиболее значительные труды по астрономии, медицине, физике, математике, ботанике и философии.
Таким образом, арабский язык становится для европейцев проводником прогресса, науки и культуры, поэтому христианская молодёжь проявляет огромный интерес к арабскому языку и литературе.
Один из противников мусульманской культуры в IX в. Кордуан Альваро с сожалением писал: «Все молодые одарённые христиане знают только арабский язык и литературу. Они с большим рвением читают и изучают арабские книги и заявляют, что эта литература восхитительна…»
Колоритная и известнейшая фигура того времени – монах Герберт из Аурилака (940/950–1003 гг.). В 999 г. он под именем Сильвестра II стал первым Римским Папой французского происхождения.
Будущий Папа обучался различным наукам в мусульманской Испании, а для этого он предварительно изучил арабский язык, которым впоследствии овладел в совершенстве. Проведя три года в Толедо, он под руководством мусульманских учёных изучал астрономию, географию, математику, химию и другие науки.
После возвращения Герберта из Испании европейцы, ошеломлённые его познаниями, нарекли его… колдуном! Этот анекдотичный факт ярко иллюстрирует отставание Европы от мусульманской цивилизации в ту эпоху. Репутация Папы-«колдуна» сохранилась за Гербертом до самой смерти.
Именно благодаря ему европейская арифметика была обновлена введением девяти арабских цифр от 1 до 9. До Герберта эти цифры не использовались за пределами мусульманского мира. Использование арабских цифр заметно упростило решение арифметических задач.
Химия
Мусульмане достигают ярких успехов в математике, географии и химии. В последней особенно проявил себя Джабир ибн Хайян (721–805 гг.), названный в Британской энциклопедии основоположником химии.
Именно он ввёл основные понятия химии: кристаллизация, растворение, перегонка. Смешивание красящих веществ, окрашивание, извлечение минералов и металлов, плавление – все эти технические процессы на непревзойдённом уровне использовались мусульманами в производственных целях.
Минералогия
Особое значение для развития мировой минералогии имел труд великого учёного аль-Бируни (973–1050 гг.) «Собрание сведений о познании драгоценных металлов», в котором подробно описано более 50 минералов, руд, металлов, сплавов.
Аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Лишь через четыре века в Европе немецкий учёный Георг Агрикола (1494–1555 гг.) создал основы научной минералогии.
Аль-Бируни широко применял математический анализ, создал капитальные труды по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, определил окружность Земли и задолго до Коперника (1543 г.) высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, с той лишь разницей, что никто за это не сжигал его труды и не предавал учёного анафеме.
Что касается сочинения Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», то оно было запрещено церковью вплоть до 1828 г. Неслучайно известный историк Джордж Сартон назвал первую половину XI в. «эпохой аль-Бируни».
Оптика
В области оптики мусульманские учёные также оказали существенное влияние на европейскую науку. В XIII веке польский учёный Витело пишет сочинение по оптике, которое в сущности является лишь компиляцией знаменитого труда «Аль-Маназир», созданного руками мусульманского учёного Ибн аль-Хайсама ещё в Х веке.
Ссылки на мусульманских учёных и на работу аль-Хайсама в обработке Витело найдены в записных книжках учёного и художника Леонардо да Винчи, которого называют титаном Возрождения в Европе.
Неслучайно Стенвуд Кобб, основатель Всемирной ассоциации прогрессивного просвещения, сказал: «Ислам был фактически родоначальником эпохи Возрождения в Европе».
География
Благодаря арабским путешественникам Европа впервые получила ценные и достоверные сведения о Китае, Индонезии и других странах Индокитая. Автор работы «Путешествие» Ибн Батута за 25 лет странствий посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Индию, Цейлон и Китай, обошёл берега Индийского океана, пересёк Чёрное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.
Арабский путешественник аль-Идриси (1100–1165 гг.), ездивший по Пиренейскому полуострову, Франции, Англии, Малой Азии по поручению сицилийского короля Роджера II, составил карту мира и «Книгу Роджера» – ценнейший источник по истории и географии Европы и Африки.
Кстати, благодаря именно мусульманским путешественникам и торговцам Ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, Сомали, Эритрее, а также в Китае и Мали.
Астрономия
Астрономия обогащалась важными открытиями благодаря исследованиям мусульманских учёных. Аль-Мамуном, халифом и одновременно учёным, была предпринята попытка замерить окружность Земли.
У него при дворе работал математик аль-Хорезми (787 – ок. 850 гг.), который принимал участие в измерениях. Именно благодаря его сочинениям в Европе распространилась цифровая символика с нулём.
От арабского слова «сыфр» («ноль», «пустой») произошло латинское слово «cifra» («цифра»), также первоначально означавшее «ноль», откуда через французское слово «chiffre» произошло русское «шифр».
Аль-Хорезми – автор научного трактата «Книга о восстановлении и употреблении» («Китаб аль-джабр ва-ль-мукабала»), в котором были приведены правила решения уравнений, а также употреблён термин «аль-джабр», от которого и произошло название европейской алгебры.
Латинский термин «algorithmi» («алгоритм») – это транслитерация арабского имени аль-Хорезми. Сегодня алгоритм – одно из основных понятий математики и кибернетики.
В VIII–XV веках в арабских странах появляются так называемые «зиджи» – справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами.
Европейцы познакомились с астрономией, плоской и сферической тригонометрией именно из переводов «зиджей» мусульманских учёных, например, известных астрономов аль-Хазини и аль-Батани, которые осуществили самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить таблицы котангенсов.
Наибольших успехов в сфере астрономии добился, пожалуй, учёный, государственный деятель и просветитель Улугбек (1393–1449 гг.). В 1428-1429 гг. он построил в Самарканде самую значительную обсерваторию Средневековья, оснащённую первоклассным для того времени оборудованием, размеры и возможности которой потрясали воображение европейцев.
Чего стоил один лишь уникальный 40-метровый мраморный секстант, установленный в области меридиана! В своём главном сочинении «Новые астрономические таблицы» Улугбек дал сведения о положении 1018 звёзд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени.
В XV в. Европа получает уникальные для себя сведения в области астрономии из трудов учёных самаркандской школы, возглавляемой Улугбеком. В 1648 г. в Оксфорде был опубликован каталог неподвижных звёзд из «зиджа» Улугбека в латинском переводе Джорджа Гревса (1602–1652 гг.).
Медицина
Особого расцвета достигает в мусульманском халифате медицина. Исламские хирурги использовали анестезирующие средства, когда в Европе об этом даже и не помышляли. В то время европейские врачи «отключали» своих пациентов ударом твёрдых предметов по голове. Гарантии на пробуждение от такого наркоза никто не давал.
Бертран Рассел, английский учёный и философ ХХ в., лауреат Нобелевской премии пишет: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммада, тогда как Европа была погружена в варварство.
Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «тёмным веком», но только в Европе он был тёмным, фактически – только в христианской Европе, так как Испания, которая была мусульманской, имела блестящую культуру».
В области анатомии арабский учёный Ибн ан-Нафис в XIII веке первым дал описание системы кровообращения. В 975 г. персидский учёный Абу Мансур аль-Харави опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.
В одном только Багдаде насчитывалось около 60 аптек, были созданы фармацевтические лаборатории, в которых создавались новые медикаменты и изучались незнакомые лекарственные растения. Для сравнения достаточно сказать, что в России первая аптека появилась спустя только восемь веков, при царе Петре I.
Мусульманский философ и врач Ибн Сина (Авиценна) (980–1037 гг.) оставил после себя 156 трудов, охватывающих все области естественных наук, и стал непререкаемым авторитетом в медицине. По некоторым данным, он написал 456 сочинений на арабском языке и 23 – на таджикском.
Наиболее значительный труд Авиценны «Канон врачебной науки» лёг в основу программы медицинских факультетов Европы. Его книги на протяжении 600 лет являлись основными учебными пособиями для студентов всех европейских университетов.