Бит­ва при Айн-Джа­лу­те (битва между монголами и Бейбарсом)
Бит­ва при Айн-Джа­лу­те (битва между монголами и Бейбарсом)
7 лет назад 6617 alfarabinur.kz/
Закария Нурлан

Бит­ва при Бад­ре бы­ла ве­ли­чай­шей бит­вой в ис­то­рии ис­ла­ма. Ко­неч­но, му­суль­ма­не не раз одер­жи­ва­ли гран­ди­оз­ные по­бе­ды ми­ро­во­го мас­шта­ба, та­кие как бит­вы при Йар­му­ке и Ка­ди­сии. За­во­е­ва­ния Егип­та, Си­рии, Па­лес­ти­ны, Аф­ри­ки, Ис­па­нии, взя­тие Кон­стан­ти­но­по­ля то­же от­но­сят­ся к раз­ря­ду ве­ли­ких по­бед му­суль­ман­ско­го ору­жия. Но все же зна­че­ния и уров­ня Бад­р­ской бит­вы этим по­бе­дам не до­стичь. И вот по­че­му: уни­каль­ность бит­вы при Бад­ре за­клю­ча­лась в том, что по ее ито­гам долж­на бы­ла ре­шить­ся судь­ба ис­ла­ма. Быть или не быть этой ре­ли­гии на пла­не­те Зем­ля?! Не­да­ром про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) в са­мый раз­гар этой бит­вы взы­вал к Ал­ла­ху ни­жес­ле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «О Ал­лах, если се­год­ня эти лю­ди (име­ют­ся в ви­ду му­суль­ма­не) бу­дут унич­то­же­ны, не­ко­му бу­дет по­кло­нять­ся Те­бе! О Ал­лах, если Ты по­же­ла­ешь, пос­ле это­го дня ни­кто не бу­дет по­кло­нять­ся Те­бе!»

Про­шло шесть сто­ле­тий пос­ле этой бит­вы. Му­суль­ма­не за это вре­мя пе­ре­жи­ли не­ма­ло гран­ди­оз­ных по­бед и не раз ис­пы­та­ли го­речь тя­же­лых по­ра­же­ний. Но на­ста­ло вре­мя, ког­да в ми­ре сно­ва стал ак­ту­аль­ным ри­то­ри­чес­кий во­прос, хо­тя и не­мно­го с дру­гой фор­му­ли­ров­кой: «Быть или не быть гос­под­ст­ву ис­ла­му на этой зем­ле?!» Го­во­ря про­ще, ос­та­нет­ся ли ис­лам гос­под­ст­ву­ю­щей ре­ли­ги­ей хо­тя бы од­ной стра­ны ми­ра. Во­прос этот воз­ник в са­мый кро­ва­вый и на­сы­щен­ный век Сред­не­ве­ковья – в XIII ве­ке. С од­ной сто­ро­ны му­суль­ман окру­жа­ли кре­пос­ти крес­то­нос­цев, по­сто­ян­но под­пи­ты­ва­е­мые све­жи­ми во­и­на­ми с За­па­да, с дру­гой – мон­го­лы, ко­то­рые вы­дви­ну­ли по­ли­ти­чес­кую про­грам­му ге­но­ци­да му­суль­ман (т.н. «Жел­тый крес­то­вый по­ход»). Де­ло да­же до­шло до то­го, что Ча­га­тай – вто­рой сын Чин­гис­ха­на и Хра­ни­тель Яс­сы (что-то вро­де Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра) при сво­ем бра­те, ве­ли­ком ка­га­не Уге­дее как-то пред­ло­жил мас­со­во каст­ри­ро­вать всех му­суль­ман. Все ве­ли­кие ха­ны мон­го­лов лю­то не­на­ви­де­ли ис­лам и его по­сле­до­ва­те­лей, так как счи­та­ли ша­ри­ат глав­ной по­ме­хой для не­по­ко­ле­би­мо­го по­ло­же­ния Ве­ли­кой Яс­сы (сво­да чин­гис­ха­нов­ских за­ко­нов). Ши­ит­скую же угро­зу для му­суль­ман­ской об­щи­ны сто­ле­ти­ем ра­нее лик­ви­ди­ро­вал (как ока­за­лось на вре­мя) про­слав­лен­ный Са­лах ад-Дин.

Про­во­дить по­ли­ти­ку ге­но­ци­да про­тив му­суль­ман Ве­ли­кий ку­рул­тай мон­го­лов в 1253 го­ду по­ру­чил ха­ну Ху­ла­гу, ко­то­рый пе­ре­по­ру­чил это гнус­ное де­ло сво­е­му при­бли­жен­но­му Кит­бу­ге. Ной­он Кит­бу­га был хрис­ти­а­ни­ном не­сто­ри­ан­ско­го тол­ка и лю­то не­на­ви­дел му­суль­ман.  Иде­а­лис­ти­чес­кие пред­став­ле­ния о хрис­ти­а­нах опыт­но­го во­ена­чаль­ни­ка, но прос­то­душ­но­го степ­ня­ка-мон­го­ла Кит­бу­ги сыг­ра­ли злую шут­ку с ре­а­ли­за­ци­ей по­ру­чен­но­го ему жел­то­го крес­то­во­го по­хо­да. Ед­ва вой­дя на тер­ри­то­рию Си­рии, Кит­бу­га по­чув­ст­во­вал се­бя сре­ди «сво­их» и по­те­рял бди­тель­ность. Ведь со­сед­няя с Си­ри­ей Свя­тая Зем­ля (Па­лес­ти­на) был бук­валь­но на­шпи­го­ва­на кре­пос­тя­ми крес­то­нос­цев. Да и в са­мой Си­рии при­сут­ст­вие крес­то­нос­цев бы­ло весь­ма ощу­ти­мым. Кит­бу­га был хрис­ти­а­ни­ном и ве­рил сво­им со­брать­ям по ве­ре, а меж­ду тем ка­то­ли­ки не­сто­ри­ан за хрис­ти­ан не счи­та­ли. Для ка­то­ли­ков не­сто­ри­а­не бы­ли схиз­ма­ти­ка­ми и ере­ти­ка­ми. В гла­зах ка­то­ли­ков не­сто­ри­а­не бы­ли ху­же, чем ино­вер­цы. Все­го это­го не­ис­ку­шен­ный в дог­ма­тах хрис­ти­ан­ст­ва Кит­бу­га не знал и ес­тест­вен­но не учи­ты­вал воз­мож­ность уда­ра в спи­ну. И зря. Вла­де­тель Си­до­на Жюль­ен со­вер­шил гра­би­тель­ский рейд на без­за­щит­ное на­се­ле­ние Си­рии, ко­то­рое уже бы­ло как год под властью мон­го­лов. Си­дон­ский сень­ор Жюль­ен ра­ду­ясь удач­но­му на­бе­гу вер­нул­ся в свою кре­по­сть с до­бы­чей и плен­ны­ми.

Кит­бу­га и его не­сто­ри­ан­ские во­и­ны был изум­ле­ны. Они счи­та­ли, что та­кие на­бе­ги мож­но и нуж­но де­лать, но на вра­гов. Со­юз­ни­ков тро­гать не­льзя. Это за­кон. «Как же это знат­ный хрис­ти­а­нин мог со­вер­шить раз­бой­ное на­па­де­ние на сво­е­го со­бра­та?!» – не­до­уме­ва­ли мон­го­лы. Сра­зу же бы­ло да­но за­да­ние пле­мян­ни­ку Кит­бу­ги с не­боль­шим от­ря­дом по­гнать­ся за ры­ца­ря­ми, что­бы вы­яс­нить не­до­ра­зу­ме­ние, осво­бо­дить плен­ных и вер­нуть им при­над­ле­жа­щее иму­щест­во. Не­даль­но­вид­ные ры­ца­ри уви­дев, что по­го­ня ма­ло­чис­лен­на, по­вер­ну­ли ко­ней, окру­жи­ли мон­голь­ский от­ряд… и всех мон­го­лов пе­ре­би­ли.

Если по­доб­ное пре­ступ­ле­ние про­изо­шло где-ни­будь око­ло Пу­атье или Ор­ле­а­на, осо­бых по­след­ст­вий не бы­ло бы. Род­ст­вен­ни­ки по­гиб­ше­го по­да­ли бы в ко­ро­лев­ский суд, где де­ло ле­жа­ло бы дол­го, по­ка не ушло в ар­хив. Мо­жет быть, брат или отец по­гиб­ше­го при­кон­чил бы при слу­чае па­ру убийц, а по­том все бы­ло пре­да­но заб­ве­нию. Та­ко­вы пре­иму­щест­ва ци­ви­ли­за­ции и бла­га куль­ту­ры.

Но Кит­бу­га был не фран­цуз, а най­ман. По­лу­чив свой пер­вый урок по осо­бен­нос­тям пси­хо­ло­гии крес­то­нос­цев, он при­шел ярость и не­мед­лен­но от­пра­вил силь­ное вой­ско в Си­дон для от­мще­ния. Но жи­те­ли кре­пос­ти и их сень­ор су­ме­ли спас­тись на га­ле­рах. Го­род был раз­ру­шен, а его сте­ны сры­ты.

Пос­ле си­дон­ской тра­ге­дии пу­ти мон­го­лов и крес­то­нос­цев ра­зо­шлись окон­ча­тель­но. По­след­ний «крес­то­нос­ный» со­юз­ник мон­го­лов князь Ан­тио­хии Бо­э­мунд VI был от­лу­чен от церк­ви па­пой рим­ским.

Во вре­мя этих со­бы­тий мам­люк­ское вой­ско Ку­ту­за фор­си­ро­ва­ло Си­най­скую пу­с­ты­ню и хлы­ну­ло в Па­лес­ти­ну. Кит­бу­га в свою оче­редь дви­нул­ся со сво­ей ар­ми­ей к На­за­ре­ту, что­бы ос­та­но­вить мам­лю­ков. Все ко­зы­ри бы­ли у не­го в ру­ках. Опыт­ный во­ин Кит­бу­га знал, что ко­ни мам­лю­ков утом­ле­ны пе­ре­хо­дом из Егип­та в Свя­тую Зем­лю и от­дох­нуть им не­где; в то вре­мя сте­пень утом­лен­нос­ти ко­ней опре­де­ля­ла ис­ход сра­же­ния, как в на­ше вре­мя на­ли­чие бен­зи­на для ма­шин. Но Кит­бу­га вновь не при­нял во вни­ма­ние фак­то­ра глу­пос­ти крес­то­нос­цев.

Ни­кто в ми­ре не мог во­об­ра­зить, что крес­то­нос­цы-хрис­ти­а­не бу­дут об­суж­дать воз­мож­нос­ти во­ен­но-по­ли­ти­чес­ко­го со­юза с му­суль­ма­на­ми про­тив мон­го­лов (хрис­ти­ан-не­сто­ри­ан). Это был нон­сенс. По­доб­ная воз­мож­ность ле­жа­ла вне воз­мож­нос­тей нор­маль­но­го во­об­ра­же­ния. Ры­цар­ский со­вет Ак­ры уже бы­ло при­нял по­ло­жи­тель­ное ре­ше­ние о со­юзе с му­суль­ма­на­ми про­тив мон­го­лов, да по­ме­шал ма­гистр тев­тон­ско­го ор­де­на. И все рав­но мам­лю­ки ос­та­лись в вы­иг­ры­ше: они ста­ли гос­тя­ми Ак­ры, за­пас­лись про­дук­та­ми и се­ном для ло­ша­дей, во­и­ны и ко­ни ос­но­ва­тель­но от­дох­ну­ли. Ку­туз ви­дя по­доб­ную бес­печ­ность крес­то­нос­цев пред­ло­жил бы­ло вне­зап­но за­хва­тить Ак­ру, но идею ре­а­ли­зо­вать не уда­лось.

Хрис­ти­ан­ские вла­де­те­ли дру­гих кре­пос­тей бес­пре­пят­ст­вен­но про­пус­ка­ли мам­лю­ков че­рез свои зем­ли (еще один не­пред­ви­ден­ный удар для ной­о­на Кит­бу­ги). И, на­ко­нец, 3 сен­тяб­ря 1260 го­да оба про­тив­ни­ка столк­ну­лись при Айн-Джа­лу­те (не­да­ле­ко от На­за­ре­та). Спус­тя 636 лет пос­ле бит­вы при Бад­ре му­суль­ма­не и не­ве­ру­ю­щие сно­ва столк­ну­лись в ре­ша­ю­щей бит­ве.

Итак, на под­хо­де к Айн-Джа­лу­ту вой­ско му­суль­ман бы­ло от­дох­нув­шим, че­го не­льзя бы­ло ска­зать о вой­ске мон­голь­ском. Мон­голь­ские ко­ни бы­ли утом­ле­ны фор­си­ро­ван­ным мар­шем, их под­дер­жи­ва­ла сле­пая ве­ра в соб­ст­вен­ную не­по­бе­ди­мость. Ведь до Айн-Джа­лу­та мон­го­лы еще не тер­пе­ли по­ра­же­ний. На­деж­да на по­бе­ду не остав­ля­ла мон­го­лов до кон­ца.

Ку­туз, ис­поль­зуя чис­лен­ное пре­вос­ход­ст­во, укрыл флан­ги в глу­бо­ких ло­щи­нах, а про­тив глав­ных сил Кит­бу­ги вы­ста­вил аван­гард, под ко­ман­до­ва­ни­ем Бей­бар­са. Мон­го­лы по­шли в ата­ку, Бей­барс и его во­и­ны вы­дер­жа­ли их на­пор. В во­ен­ном ис­кус­ст­ве тюрк­ские во­ена­чаль­ни­ки Ку­туз и Бей­барс ни­чуть не усту­па­ли мон­голь­ско­му Кит­бу­ге. Флан­го­вые час­ти вы­шли из ло­щин и окру­жи­ли мон­го­лов. Кит­бу­га по­пал в плен.

Раз­гром был пол­ный. Бег­ле­цы с по­ля боя то­же не уце­ле­ли. Их ус­та­лые ко­ни не мог­ли уй­ти от све­жих, мам­люк­ских. Жел­тый крес­то­вый по­ход окон­чил­ся ка­та­стро­фой. Пе­ред смертью Кит­бу­га вел се­бя как на­сто­я­щий бо­га­тырь и был каз­нен. Он гор­до ска­зал, что мон­го­лы за­льют сво­им вой­ском Еги­пет – по­след­ний оплот и на­деж­ду му­суль­ман­ско­го ми­ра. Его сло­вам не бы­ло суж­де­но сбыть­ся: меж­до­усо­би­ца воз­ник­шая в Мон­голь­ском го­су­дар­ст­ве пос­ле смер­ти ве­ли­ко­го ха­на Мун­кэ за­тя­нет­ся до 1301 го­да и унич­то­жит во­ен­ный по­тен­ци­ал мон­голь­ско­го на­ро­да.

Бит­ва при Айн-Джа­лу­те име­ла ог­ром­ный пси­хо­ло­ги­чес­кий эф­фект: миф о не­по­бе­ди­мос­ти мон­голь­ской ар­мии в по­ле по­шат­нул­ся, если не был раз­ве­ян со­всем; во­ен­ный прес­тиж мам­лю­ков-бах­ри­тов был под­тверж­дён, как и ра­нее, в бит­ве при Ман­су­ре про­тив крес­то­нос­цев (1250). Ги­бель Кит­бу­ги и его ве­те­ра­нов ока­за­лось не от­дель­ной по­те­рей, а по­во­рот­ной да­той в ис­то­рии, пос­ле ко­то­рой ло­ги­ка ве­щей по­влек­ла цепь со­бы­тий по ино­му пу­ти. С это­го вре­ме­ни мам­люк­ские во­и­ны шли от по­бе­ды к по­бе­де: в 1268 па­ла Ан­тио­хия, в 1277 Бей­барс одер­жал свою по­след­нюю по­бе­ду над мон­го­ла­ми при Аль­бис­та­не, пос­ле че­го его пре­ем­ник сул­тан Ка­лаун взял в 1289 Три­по­ли, а в 1291 го­ду Ак­ру, Тир, вос­ста­нов­лен­ный Си­дон и Бей­рут. В 1375 го­ду му­суль­ма­на­ми отво­е­ва­на Ма­лая Ар­ме­ния (Ки­ли­кия), пос­ле че­го Ближ­ний Вос­ток из хрис­ти­ан­ско­го пре­вра­тил­ся в му­суль­ман­ский. Пос­ле мам­люк­ской эпо­хи на по­ли­ти­чес­кую аре­ну вый­дут тур­ки-ос­ма­ны и за­ста­вят тре­пе­тать весь мир сво­и­ми уди­ви­тель­ны­ми во­ен­ны­ми по­бе­да­ми.

P.S. Как не­ког­да ки­тай­ские хро­ни­с­ты на­зва­ли бит­ву при Та­ла­се в 751 го­ду «Та­лас­ской ка­та­стро­фой» (тог­да му­суль­ма­не ос­та­но­ви­ли ки­тай­скую экс­пан­сию Сред­ней Азии), так и хрис­ти­ан­ские ис­то­ри­ки на­зы­ва­ют это со­бы­тие тра­ги­чес­кой слу­чай­ностью и гро­мад­ной ка­та­стро­фой хрис­ти­ан­ской ис­то­рии. Для всех враж­деб­но на­стро­ен­ных по от­но­ше­нию к ис­ла­му сил жел­тый крес­то­вый по­ход был уни­каль­ным ис­то­ри­чес­ким шан­сом по­ста­вить на ко­ле­ни сред­не­ве­ко­вую ми­ро­вую му­суль­ман­скую об­щи­ну.

0 комментариев