Крупнейший в мире специалист по истории религий, автор множества бестселлеров на религиозные темы, англичанка Карен Армстронг наделена редкостными достоинствами: с завидной учёностью и блистательным даром говорить просто о сложном. Карен Армстронг (род. 14.11.1944) – известный историк религии, а её книги переведены почти на все языки мира. Живёт Армстронг в Лондоне. После событий 11 сентября 2001 г. она часто выступает на конференциях, телевидении и радио, в газетах и журналах по обе стороны Атлантики, в положительном свете освещая вопросы, связанные с Исламом. Кроме того, она приняла участие в трёх документальных телефильмах об Исламе, где выступила в качестве эксперта.
Почему сегодня мы решили уделить внимание личности английской писательницы? Ответ прост. В своих книгах Карен Армстронг просто и доступно раскрывает историю единобожия, говорит о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение) и Коране, объясняет сложные для западного обывателя исламские понятия и категории. В своих публичных выступлениях она не менее красноречиво доносит до слушателей красоту Ислама, а значит, она – объективный человек, который здраво рассуждает и обладает непредвзятым мнением. Сегодня, когда мир окутан паутиной стереотипов и мифов об Исламе, каждый, кто красиво и достойно представляет Ислам, – наш друг. Представители других конфессий охотнее выслушают того, кого они менее других ассоциируют с навязанными им стереотипами, и в этом отношении у Карен Армстронг завидный потенциал для общения с людьми на Западе.
С тем, чтобы ещё раз порадоваться за Ислам и за друзей Ислама, предлагаем вашему вниманию краткий обзор выступлений Карен Армстронг и цитаты из её работ.
О Пророке ﷺ
«Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) был человеком, который столкнулся с абсолютно безнадёжной ситуацией. Практически на целом континенте люди постоянно убивали друг друга в бесконечных и безнадёжных столкновениях из-за кровавой мести, стремительно падая в омут насилия и войны. Чувствовалось, что это общество катится в пропасть, и не было никакого просвета. Он один подарил им надежду. В течение 23 лет он принёс мир и новую надежду в Аравию и новый маяк для всего мира.
Он шёл, чтобы предупредить людей Мекки и её окрестностей и своё собственное племя, курайшитов, что если они, объединившись, не начнут создавать более справедливое и достойное общество, восстановив старые племенные ценности: уход за бедными, сиротами, вдовами, угнетёнными, то произойдёт страшная катастрофа. Он принёс людямнравственное, моральное, этическое и социальное послание: мы все равны перед Богом, и мы должны относиться друг другу хорошо, с состраданием, сочувствием и справедливостью».
О джихаде. Отрывок из книги «Мухаммад: история Пророка»
«На Западе часто представляют Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) кем-то вроде верховного военачальника, размахивающего мечом, чтобы силой оружия навязать Ислам сопротивлявшемуся миру. В действительности было совершенно по-другому. Коран начал призывать мусульман Медины к участию в джихаде. Корень слова «джихад» подразумевает большее, чем «священная война». Он означает физическое, моральное, духовное и интеллектуальное усилие в борьбе. В арабском языке есть много слов для обозначения вооружённой борьбы: харб (война), сира`а (бой), ма'арака (битва) или катл (убийство), которые Коран вполне мог использовать, если для достижения цели главным средством была бы война. Вместо этого он выбрал менее конкретное, более многозначное, с широким диапазоном оттенков слово – джихад.
Джихад не является одним из пяти столпов Ислама. Вопреки общераспространённому на Западе мнению, это не главная опора религии. Посвящение себя борьбе на всех фронтах – моральном, духовном и политическом – было и остаётся долгом мусульман. Они призваны создать, в соответствии с Божьим замыслом, справедливое и достойное общество, в котором не эксплуатируют бедных и слабых. Военные действия, может быть, и необходимы иногда, но это лишь незначительная часть джихада, или борьбы. Согласно известному преданию (хадису), Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!), возвращаясь после боя, сказал: «Мы возвращаемся из малого джихада к большому джихаду», более трудной и решающей борьбе, чтобы победить силы зла в самих себе и в своём обществе, во всех мелочах повседневной жизни. Мусульмане уважают миротворческие мотивы проповеди Иисуса (мир ему), но допускают, что иногда необходимо применять силу. Если тиранам и безнравственным режимам не оказывать военного сопротивления, зло захлестнёт весь мир.
Большинство христиан согласятся с такой концепцией справедливой войны, признавая, что единственное эффектив¬ное средство против Гитлера или Чаушеску – это силовое противодействие и вооружённая борьба. Вместе того чтобы быть пацифистской религией, подставляющей другую щёку, Ислам таким образом борется против несправедливости. Возможно, мусульманин чувствует, что его священный Долг – защищать слабых и угнетённых. Это и есть их неизменный отклик на идеалы Корана».
О Пророке (да благословит его Аллах и приветствует!) и Хадидже (да будет доволен ею Аллах!)
«Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) всегда очень настоятельно утверждал о том, что он не божественный образ (личность), и всегда предупреждал своих последователей не делать с ним того, что христиане сделали с Иисусом (мир ему): возвысив его, они стали говорить, что он – божество. Он был обычным человеком, и мусульмане восприняли это серьёзно. Но они утверждают, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) является совершенным и лучшим человеком. Если бы вы взглянули на Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), то поняли бы, каким совершенным создал его Творец.
Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) всегда был на стороне защиты прав женщин. Когда любимая жена Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), Хадиджа (да будет доволен ею Аллах!), возможно ослаблённая лишениями, умерла, это стало очень сильным ударом для него. Мне кажется, он скучал по ней всю свою жизнь».
О Коране
«…Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) почувствовал себя полностью окутанным чувством божественного присутствия. Он рассказывал, что это был ангел, который зажал его в сильных объятиях, и он чувствовал, как будто все силы выжаты из его тела. И голос сказал ему: "Читай". А Мухаммад сказал: "Я не умею читать". Голос снова сказал: "Читай. Читай". А потом сжал его так сильно, что это было просто невыносимо, и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) почувствовал первые вдохновенные слова нового писания на арабском языке, которые сошли с его уст. И Ислам пришёл в мир… Куда бы он ни посмотрел, повсюду был Джабраил (мир ему). Не просто один ангельский образ, но и присутствие, бытие, сила. Вот как удивительно, чудесно, совершенно необыкновенно и неописуемо Бог даёт нам о себе знать…
Коран является прекрасной и самой удивительной речью. Никакой перевод на другой язык не может передать его сути, потому как он (Коран) ниспослан на арабском языке, который сам по себе является удивительным. Когда первые мусульмане услышали Коран, они полностью приняли сердцем послание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)».
Приняла ли Карен Армстронг Ислам?
Вы и сами имели возможность убедиться, как красиво Карен Армстронг осуществляет конфессиональный диалог. Конечно, она пишет и говорит о том, что связано с её работой, с её профессиональной деятельностью. Но когда такие высокообразованные представители западной интеллигенции открыто и непредвзято представляют миру Ислам и его идеи, возможно, сами того не подозревая, они осуществляют даават – приглашение к Исламу. Выступления и книги Карен Армстронг радуют мусульман, имевших возможность ознакомиться с её работами, и даже дали повод предположить, что она приняла Ислам.
Это оживлённо обсуждается участниками англоязычной исламской блогосферы, но официальным подтверждением об этом факте мы не располагаем. Всевышний Аллах знает лучше, а мы выразим благодарность Карен Армстронг за её профессионализм и открытость мышления и пожелаем всего наилучшего.