Величайшим памятником позднеандалусской архитектуры считается Альгамбра (точнее, Альхамбра) – дворец-крепость, возвышающаяся на одном из склонов Сьерры-Невады, господствующем над городом Гранадой. Своим названием Альгамбра обязана красному цвету своих крепостных стен (аль-хамра – по-арабски «красная»). Начало строительства Альгамбры относится еще к ХIII в., когда ее сделал своей резиденцией Мухаммад ибн аль-Ахмар. Но основная часть дворцовых сооружений была воздвигнута в ХIV в. при султане Мухаммаде V, правившем с перерывом с 1354 по 1391 г., а свой окончательный вид Альгамбра обрела в начале ХV в. Главная часть крепостного ансамбля, дворец, включала залы для парадных и дипломатических приемов, не сохранившуюся до наших дней мечеть и разнообразные помещения для эмира, его жен и свиты.
В центре дворца Альгамбры под углом друг к другу располагаются два внутренних дворика – Миртовый и Львиный, – вокруг которых в соответствии с традицией восточноарабской архитектуры группируются все залы для официальных приемов, жилые комнаты и служебные помещения. В центре Львиного Дворика находится его главная достопримечательность – фонтан, чашу бассейна которого поддерживают двенадцать скульптур львов, извергающих из пасти струи воды. По окружности чаши высечена надпись с восхвалением султана Мухаммада V.
Дворец строился в эпоху заката былого арабского могущества в Испании, и время наложило свой отпечаток на характер архитектуры Альгамбры. Его строители стремились не столько к монументальности форм, сколько к изяществу отдельных деталей, уделяя особое внимание оформлению внутренних покоев дворца.
Для украшения интерьера строители не пожалели ни мрамора, ни драгоценных металлов, ни ярких красок. Архитектурные элементы дворца и разнообразные декоративные детали, из которых слагается облик интерьеров, проникнуты единым орнаментальным ритмом. Каждая декоративная деталь, будь то мозаика из цветных камней, роспись или рельефный орнамент, не только украшает основные плоскости и линии дворца, но и подчеркивает своим расположением соотношение его форм и пропорций. Стены, своды и полы покрыты мраморной инкрустацией – богатой мозаикой из цветных камней, образующих изящные геометрические фигуры.
Огромное впечатление производит орнаментация интерьеров дворца. В основном это плоскостная орнаменатально-декоративная резьба, в узоре которой преобладают схематизированные и получившие форму геометрических фигур растительные мотивы, и тончайшая связь арабских надписей, поражающих изощренностью своего рисунка. То там, то здесь эпиграфический орнамент воспроизводит строки из стихов гранадского поэта Ибн Зумрука (1333-1399) с восхвалением Мухаммада V. Подобно арабской средневековой поэзии или восточному ковру, ажурные узоры образуют здесь сложное сочетание повторяющихся элементов орнамента, вообще характерная для арабского средневекового искусства, создает ощущение абстрактной логичности и помогает гармонично связать архитектурные детали постройки и рисунок покрывающего ее узора. Под «кружевом» кажущегося прозрачным узора исчезает ощущение мощной каменной кладки стен.
Альгамбра справедливо считается образцом восточной роскоши в архитектуре и одним из самых замечательных памятников андалусского зодчества – значительнейшей из мет, оставленных на земле Испании арабо-мусульманской культурой. Многие из восходящих по времени мавританского господства и поныне бытующих в Испании легенд и преданий в той или иной мере связаны с Альгамброй и ее историей.