Ахмад Дидат. Жизнь, посвящённая призыву
|
06:40 |
«Он слушал аяты из суры «Ясин» по местному исламскому радио, когда у него началась агония. По воле Всевышнего он скончался. Мы скорбим, но наша печаль светла, ибо мы знаем, что смерть — по предопределению», — добавил Юсуф. После вечерней молитвы (магриб) шейх Дидат был похоронен на городском кладбище Верулама. Для участия в похоронах выдающегося мусульманского ученого в ЮАР прибыли сотни людей со всего мира. Они отдали последний долг человеку, который воодушевлял представителей азиатской общины ЮАР в сложное для них время, а также возвысил голос мусульман в стране, где ислам — отнюдь не самая популярная из религий. Гроб с телом шейха, накрытый зеленой тканью, в день смерти до 17:00 находился в гостиной его дома. Затем началась похоронная процессия, которую возглавил мусульманский ученый, муфтий Замбии - Исмаил Менк. Г-жа Хава Дидат, 84-летняя вдова покойного, одетая в белую бурку (индо-пакистанская модель никаба) и джильбаб, весь день провела возле его гроба, принимая соболезнования женщин. Последние 9 лет жизни мужа она провела у его постели, выполняя работу медсестры и сиделки. По словам их сына, она ни на минуту не позволяла себе расслабиться и впасть в отчаяние. Свои соболезнования жене покойного выразили представители других религиозных конфессий и политических организаций. В частности, лидер индуистов ЮАР, г-н Ашвин Трикамджи, подчеркнул, что «исламское сообщество страны понесло серьезную и невосполнимую потерю», а также отметил активность шейха Дидата в процессе диалога между различными религиозными конфессиями страны. По словам Трикамджи, имя А. Дидата стало синонимом сближения между южноафриканцами, исповедующими различные религии. А вот что рассказывает об А. Дидате его соседка Рехана Бадат: «Его знали очень многие, однако он был очень скромным человеком. Имея возможность жить в роскоши, он предпочитал жить скромно, во многом себе отказывая». Семья покойного продолжает получать сотни писем с соболезнованиями. Яркая биография В период апартеида Ахмед Дидат, основатель Международного центра исламского призыва и Института «Ас-Салам» в г. Дурбан (ЮАР), выступил против засилья христианского миссионерства и традиционного господства западной культуры. Публично обсуждая религиозные вопросы с некоторыми высокопоставленными представителями христианских церквей, он помог мусульманам, уставших ощущать себя «гражданами второго сорта», вновь обрести уверенность в себе. За 60 лет преподавательской, общественной и наставнической деятельности А. Дидата многие люди обратились в ислам. А. Дидат родился в июле 1918 г. В августе 1927 г. он перебрался в семьей в Южную Африку. С 9 лет он стал помогать отцу. Изучив английский алфавит в медресе «Анджуман», он освоил английский язык и поступил в школу, став за шесть месяцев лучшим учеником в своем классе, и затем окончил обучение с отличием. Однако из-за финансовых трудностей Дидат вскоре был вынужден прервать учебу, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Свою первую работу он получил в магазине около Миссии Адама — института на окраине Дурбана, пропагандировавшего христианство и обучавшего его основным положениям. Студенты Миссии часто подходили к начальнику Ахмеда, который был мусульманином, призывая его обратиться в христианство. Это злило юного Ахмеда, и он решил разузнать все об исламе и христианстве. Успешная деятельность Следует отметить, что его жизнь круто изменила проштудированная им (наравне с Библией) книга «Изхар уль-хак», написанная в форме религиозного диалога между христианским священником и имамом. Первая лекция, которую он прочитал в 1940 г., называлась «Пророк Мухаммад — Посланник мира». Она состоялась в деревенском кинотеатре и собрала аудиторию из 15 человек. Впоследствии его лекции стали посещать тысячи людей. Он строил свои чрезвычайно популярные аналитические выступления об исламе и противоречиях в Библии на сравнительном религиоведении. Его доводы часто пытались оспаривать десятки недовольных и несогласных, однако многих его лекции приводили в ислам. В Кейптауне он выступал с лекциями в Центре доброй надежды. Многих мусульманских жителей этого города привезли сюда из Индонезии и Малайзии в качестве рабов или пленных. Они чувствовали себя ущемленными в правах и устали от положения «граждан второго сорта». Поэтому отношение к его лекциям в Кейптауне было крайне благожелательным. К 50-м г.г. прошлого века число тех, кто хотел послушать Ахмеда Дидата, приблизилось к 40 тысячам. Поэтому в 1957 г. был создан Центр исламского призыва, занимавшийся издательством книг и сбором средств для чтения лекций. Вскоре один из друзей Ахмеда Дидата пожертвовал центру 70 акров земли на южном побережье ЮАР. Впоследствии на этой базе возник центр «Ас-Салам», где Ахмед Дидат обучал молодых мусульман вплоть до 1973 г., т.е. пока не вернулся в Дурбан с намерением сосредоточиться на чтении лекций. Еще одной вехой в его жизни стала конференция Всемирной ассоциации мусульманской молодежи в Эр-Рияде, состоявшаяся в 1976 г. и принесшая ему международное признание. А в 1981 г., в присутствии 20-тысячной аудитории, он успешно провел дискуссию с дурбанским епископом Хосе Макдауэлом на тему: «Был ли распят Иисус?» В июле 1985 г. А. Дидат согласился на участие в дебатах с американским миссионером, проф. Флойдом Кларком, в лондонском Альбертхолле на тему о распятии Иисуса (мир ему). А после этого он совершил ряд поездок в Данию, Марокко, Швецию, Кению и Австралию, а также участвовал в дебатах с Джимми Свиггартом в США на тему «Является ли Библия словом Бога»? В 1989 г., в США шейх Ахмед Дидат в присутствии 8-тысячной аудитории провел успешную дискуссию с епископом англиканской церкви Джеми Стюартом на тему: «Является ли Евангелие Священной Книгой?» С каждой поездкой у него появлялись и новые друзья, и новые оппоненты. Вскоре основанный Ахмедом Дидадом Центр, ныне называющийся «Международный центр исламского призыва», переместился в более просторные помещения. Там шейх Ахмед стал обучать многочисленных представителей различных религий, приходивших (в том числе и) для того, чтобы указать ему на его ошибки. Но в результате очень многие из них обращались в ислам. Среди них был и один человек, который начал дискутировать с шейхом Ахмедом, когда ему было за сорок. Шли годы, он задавал шейху все новые вопросы и, в итоге, в 63-летнем возрасте принял ислам. Но когда он пришел к шейху с этой радостной новостью, то узнал, что тот серьезно болен. В мае 1996 г. в результате инсульта шейх Ахмед Дидат оказался прикованным к постели. Паралич лишил его возможности говорить и глотать. С близкими он общался движениями глаз и век. Попечители Международного центра исламского призыва смогли найти ему замену лишь через три года — назначив нового президента.
|
Ахмад Дидат. Жизнь, посвящённая призыву
|
