РАЗДЕЛЕНИЕ В КОРАНЕ МЕЖДУ ТРЕМЯ ВИДАМИ ЖЕНЩИН
РАЗДЕЛЕНИЕ В КОРАНЕ МЕЖДУ ТРЕМЯ ВИДАМИ ЖЕНЩИН
2 года назад 19465
Подготовила Райхана Мухаммад

РАЗДЕЛЕНИЕ В КОРАНЕ МЕЖДУ ТРЕМЯ ВИДАМИ ЖЕНЩИН: 

1). СУПРУГОЙ (завджа زوجة);

2). ЖЕНОЙ (имра'а امرأة);

3). СПУТНИЦЕЙ (сахиба صاحبة)

КОГДА ЖЕНЩИНА БУДЕТ СУПРУГОЙ, КОГДА ЖЕНОЙ, КОГДА СПУТНИЦЕЙ? 

Священный Коран провел чёткую грань между понятиями супруга и жена (زوجة و امرأة):

Если между мужчиной и женщиной существует лишь физическая близость, то в этом случае она является для мужа только женой (имра'атуху امراته).

Если же половая связь сопровождается единомыслием, гармонией, любовью и придерживанием единого вероубеждения, то в этом случае она для мужа является супругой.

Примером на слово «зауджа» (супруга), можно привести аят, где Всевышний Аллах говорит:

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих СУПРУГ для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих»[1].

Или:

وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا

«Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших СУПРУГАХ и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных»[2].

В этих двух аятах указание на то, что супругой может стать только та, которая поддерживает тебя как в мирском, так и в религиозном плане. Отрадой глаз может стать только верующая и богобоязненная жена, которая следует с тобой по прямому пути, поэтому ее Коран нарек «супругой», а ни просто женой. Но та, которая не держится с тобой прямого пути, не имеет права называться супругой, она лишь жена.

Упоминая наших праведных матерей, Коран назвал их «азуадж» (أزواج), что даёт смысл именно супруга, а ни жена, потому что они были на едином убеждении с пророком صلى الله عليه وسلم, то есть их мужем, всегда его поддерживали и покинули этот мир в довольстве Аллаха и Его посланника صلى الله عليه وسلم.

Говорит Всевышний Аллах:

النَّبِيُّ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنفُسِهِمْ وَأَزْوَاجُهُ أُمَّهَاتُهُمْ

 «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его СУПРУГИ — их матери»[3]. 

Однако, в силу каких-то причин и обстоятельств, если между мужчиной и женщиной, помимо половой связи, не установлена душевная связь или единомыслие, то Коран называет такую женщину «ЖЕНОЙ», подобно тому как в суре ат-Тахрим, Всевышний Аллах употребил слово «ИМРА'А», а ни ЗАВДЖА, когда речь идёт о жене Нуха и Люта عليهما السلام и не сказал Всевышний Аллах «супруга Нуха» или «супруга Лута», а ясно сказал «жена Нуха» и «жена Лута»:

Говорит Всевышний Аллах:

ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا لِّلَّذِينَ كَفَرُوا امْرَأَتَ نُوحٍ وَامْرَأَتَ لُوطٍ

*«Аллах привел в качестве примера о неверующих ЖЕНУ Нуха (Ноя) и ЖЕНУ Лута (Лота)...»*[4]

Поистине, обе эти женщины были неверующими, несмотря на то, что были жёнами пророков, но их неверие (куфр) не позволило им стать супругами своих мужей. По этой причине они лишь жены, которые находились под их покровительством.

Также Коран назвал не супругой, а женой Фараона, Асию бинт Музахим:

Сказал о ней Всевышний Аллах:

وَضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا لِّلَّذِينَ آمَنُوا امْرَأَتَ فِرْعَوْنَ

*«А в качестве примера о верующих Аллах привел ЖЕНУ Фараона...»*[5]

Потому что между ней и Фараоном не было душевной связи, любви и гармонии, ибо она верующая, а он неверный. По этой причине она для него не супруга (зауджа), а всего лишь жена (имра'а).

Из прекрасного толкования Корана слов завджа и имра'а, также можно привести пример Закярии عليه السلام, когда он взмолился к Аллаху с просьбой наследника, то сказал:

وَكَانَتِ امْرَأَتِي عَاقِرًا فَهَبْ لِي مِن لَّدُنكَ وَلِيًّا

*«...потому что ЖЕНА моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника...»*

Как видим из аята, Закярия عليه السلام, употребил слово «жена», а ни «супруга», а как известно, его жена была верующей. Так почему он не сказал супруга? На это есть свое объяснение.

Учёные говорят, что возможно между ним и его женой были разногласия и отсутствие согласия по причине того, что она не рожала в течении многих лет, и поэтому пророк Закярия упомянул ее, как жена, а ни супруга.

Но после того, как Всевышний Аллах исправил его жену и известил своего пророка вестью о Яхье, то его жена стала для него супругой и в довод приведем аят, где ее Всевышний Аллах назвал ее «завджа» - супруга:

فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَوَهَبْنَا لَهُ يَحْيَى وَأَصْلَحْنَا لَهُ زَوْجَهُ

*«Мы ответили на его мольбу, даровали ему Йахью (Иоанна) и сделали его СУПРУГУ способной на это...»*[6]

Также мы найдём, как Священный Коран разоблачает семью абу Ляхаба — его отношения с его женой, когда Всевышний Аллах говорит о них:

وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ

*«Жена его будет носить дрова...»[7]*

То есть, не смотря на то, что оба они были неверующими и ненавидели религию Аллаха, не смотря на то, что они держались единого порочного убеждения, и враждовали против посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, между ним и его женой постоянно возникали проблемы, ссоры и неурядицы. По этой причине, о его жене Всевышний Аллах не сказал, что она супруга абу Ляхаба, хотя была его единомышленницей, но названа она женой из-за постоянных ссор между ней и её мужем.

В судный день, когда прервутся все узы, будь то физические или душевные, между мужчиной и женщиной, то в этот день различения жена превратится в сахиба (صاحبة), то есть, в спутницу.

Об этом сказал Всевышний Аллах:

يَوْمَ يَفِرُّ الْمَرْءُ مِنْ أَخِيهِ، وَأُمِّهِ وَأَبِيهِ، وَصَاحِبَتِهِ وَبَنِيهِ

*«...в тот день человек бросит своего брата, свою мать и своего отца, свою жену (сохибатихи, то есть свою спутницу) и своих сыновей...»*[8]

Пусть Всевышний Аллах дарует нам отраду глаз из наших супругов и потомства, аминь!


[1] (ар-Рум, 21).
[2] (аль-Фуркан, 74)
[3] (аль-Ахзаб, 6).
[4] (ат-Тахрим, 10).
[5] (ат-Тахрим, 11).
[6] (аль-Анбийа, 90).
[7] (аль-Масад, 4).
[8] (Абаса, 34-36).

0 комментариев