Обязанности жены в Шариате: Обязаны ли жены работать по дому?
Обязанности жены в Шариате: Обязаны ли жены работать по дому?
6 лет назад 14503 annisa-today.ru/

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас несет ответственность и будет спрошен об обязанностях… Мужчина отвечает за обеспечение дома, а женщина отвечает за содержание дома и детей своего мужа» (“Сахих” аль-Бухари, 5200). Имам аль-Хаттаби объясняет: «Что касается семейных обязанностей мужчины, это присматривать, управлять делами, соблюдать права членов семьи на получение пропитания и заботливое отношение. Что касается обязательств женщин, к ним относятся содержание дома в хорошем виде и забота о подопечных: членах семьи, гостях, слугах» (А’лям аль-хадис, 1:580)[1].

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) определил, чтобы его дочь Фатима (да будет доволен ею Аллах) отвечала за работу по дому, в то время как ее муж Али (да будет доволен им Аллах) нес ответственность за дела вне дома (Мусаннаф ибн Аби Шайба, 29677)[2]. Абид ас-Синди поясняет, что «дела вне дома» относятся к «собиранию дров, снабжению водой, а также обеспечению всем необходимым», в то время как «работа по дому» включает в себя «помол, выпекание и замешивание (теста)» (Тавали аль-ануар, 6:410)[3]. Подобная работа была тяжелой для Фатимы (да будет доволен ею Аллах), так что она пожаловалась Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) на отметины на руках и попросила нанять слугу. На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что лучше ей будет читать тасбих перед сном, чем нанять слугу (“Сахих” аль-Бухари, 5361). Автор «Аль-Хидая», имам аль-Маргинани объясняет это так: «Если женщина может сама хлопотать по дому, она должна готовить, печь (и выполнять работу по дому), потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) закрепил эти обязанности по дому за Фатимой (да будет доволен ею Аллах)» (Мухтарат ан-навазиль, 2:194)[4].

Иными словами, жены, которые могут выполнять работу по дому и происходят не из состоятельных семей, где обычно есть слуги и помощники, должны заниматься домом. Имам ас-Сарахси объясняет: «Обязательно для замужней женщины удовлетворять потребности мужа. Ей предписано выполнять обязанности по дому, помимо религиозных предписаний (хоть это и не правовое принуждение), а именно: подметать дом, стирать одежду, готовить и печь так же, как ухаживать за ребенком» (Аль-Мабсут, 5:209)[5]. Другими словами, подобно тому как кормить ребенка грудью естественно для матери, так и выполнение  работы по дому обязательно для нее.

В одной из версий случая с Фатимой (да будет доволен ею Аллах), перед тем как убедить ее сделать тасбих перед сном, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Поминай Аллаха, Фатима, выполняй долг перед Господом и занимайся делами своей семьи» («Сунан» Абу Дауда, 2988)[6]. Абид ас-Синди говорит, что этот хадис подтверждает, что «каждая женщина, способная работать по дому, должна это делать» (Саваль аль-ануар, 6:411)[7], поясняя, что, «раз повеление относится к Фатиме, оно тем более справедливо по отношению к остальным женщинам» (там же)[8].

Ниже приведено несколько хадисов, относящихся к этому вопросу.

Асма и Зубайр (да будет доволен ими Аллах)

Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах), рассказывала: “Зубайр женился на мне, когда у него не было состояния: ни раба, ни чего-либо, помимо верблюда и лошади. Поэтому я кормила его лошадь, набирала воду, латала ковш из кожи и замешивала (муку). Я не очень хорошо пекла, мои соседи из числа ансаров, добросовестные достойные женщины, занимались этим. Также я носила на своей голове финиковые косточки с владений Зубайра, которыми Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) одарил его. Эта земля находилась в двух милях от меня. Однажды я шла с финиковыми косточками на голове и встретила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в компании группы ансаров. Он приказал верблюду спешиться и позвал меня, чтобы я могла сесть позади. Мне было неловко отправляться в путь с мужчинами, я вспомнила ревнивый нрав Зубайра — он был самым ревнивым из людей! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) понял, что я смутилась, и продолжил путь. Я пришла к Зубайру и рассказала ему: “Я встретила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда несла финиковые косточки на голове, с ним была группа сподвижников, и он заставил верблюда опуститься на колени, чтобы я поехала на нем. Но я постеснялась, вспомнив твою ревность”. Он ответил: “Клянусь Аллахом, то, что ты носишь финиковые косточки на голове, труднее для меня, чем если бы ты поехала с ним”. В конце концов Абу Бакр прислал мне слугу, который взял на себя заботы о лошади, и это было словно он освободил меня!” (“Сахих” Бухари, 5224)[9]

Примечание:

Это произошло до повеления носить хиджаб (парда/разделение между полами) (Фатх аль-Бари, 11:675)[10], поэтому Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) предложил ей поехать с ним. По одной версии Асма говорила: “Я выполняла домашнюю работу для Зубайра” (“Сахих” Муслима, 5687)[11]. Имам аль-Газали приводит этот случай в своем труде “Ихья улюм ад-дин”, призывая жен выполнять работу по дому (Ихья улюм ад-дин, 3:232-3). Кади Ияд поясняет, что работа, которую выполняла Асма (да будет доволен ею Аллах), была вне дома: к примеру, забота о лошади и доставка финиковых косточек, — что не было обязательным для нее, а скорее дополнительным (Икма аль-Мулим, 7:75).

Аиша и Посланник Аллаха (да благословит Аллах и приветствует)

Сподвижник из числа ахль ас-суффа передает, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) пригласил его и группу других сподвижников, живших под навесом мединской мечети, к себе и сказал: «Покорми нас, Аиша». Спустя некоторое время она принесла кое-что из еды, и он добавил: «Принеси нам еще, Аиша», — и она дала еще немного, и потом он велел: «Дай нам попить, Аиша», — и она принесла бутылку молока… (“Мусаннаф” Абд ар-Раззака, 20712; “Муснад” Ибн Аби Шейба, 607, “Сунан” Абу Дауда, 5040). Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) чистил зубы сиваком и отдавал Аише (да будет доволен ею Аллах), чтобы она его помыла. Однажды он сказал ей: «Принеси нож и наточи его камнем» (“Сахих” Муслима, 5086). Тем не менее, одной из сторон превосходного и благородного характера Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было и то, что он помогал в работе по дому (“Сахих” Бухари, 676).

Умм Сулейм и Абу Тальха (да будет доволен ими Аллах)

Анас (да будет доволен им Аллах) передает: «Сын моего приемного отца Абу Тальха от моей мамы Умм Сулейм умер (в отсутствие Абу Тальхи). Она сказала своей семье: «Не рассказывайте Абу Тальхе о сыне, пока я не поговорю с ним наедине». Когда он вернулся, она накрыла ужин, накормила, напоила его. После она нарядилась для него наилучшим образом. Затем между ними была близость. Когда Умм Сулейм увидела, что он удовлетворен, спросила: «Абу Тальха, как ты считаешь, если семье дали нечто взаймы, а затем потребовали долг обратно, могут ли они удерживать это?» Он ответил: «Нет». Она сказала: «Тогда получи награду (за проявленное терпение) по поводу (смерти) сына!» Абу Тальха разозлился: «Ты позволила мне быть в оскверненном состоянии и только потом сообщила мне о смерти сына?» Он отправился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и поведал ему о том, что произошло. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах) сказал: «Аллах благословил вас обоих прошлой ночью». Некоторое время спустя она забеременела (“Сахих” Муслима, 6317)[12].

Все эти хадисы показывают, что сподвижники заботились о том, как наилучшим образом выполнить свои обязательства и уменьшить бремя своих супруг. Их главной задачей было не получить наибольшую выгоду от брака, а больше отдавать и вносить свой вклад в отношения. Следовательно, как мы видим на примере Асмы и Зубайра (да будет доволен ими Аллах), Асма заботилась о Зубайре, а Зубайр беспокоился об Асме. И на примере Умм Сулейм (да будет доволен ею Аллах) мы узнаём, что такое поведение стоит больших усилий и может стать причиной благословения. 

0 комментариев