Наш мир – мир испытаний. Блага и возможности, которые предоставляются в здешнем мире, на самом деле даются человеку с целью испытания на прочность веры и преданности Всевышнему. В аяте говорится, что в Судный день человек будет призван к ответу за все, что ему было предоставлено (Сура «ат-Такасур», 102/8).
Имам Раббани говорил:
«Самое ценное время – это молодость, ее нужно тратить на самые достойные дела».
Что же считается самыми достойными делами в этом мире испытаний?
Для мусульманина – это следование предписаниям священного Корана и сблюдение суннам нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) своим примером и исключительным образом жизни был живым толкованием Корана.
Например, каждый молодой человек, проснувшись утром, должен задать себе следующие вопросы и оценить, насколько его ответы соответствуют воле Всевышнего:
– Как я открыл свою книгу жизни этим утром?
– Смог ли я возблагодарить Всевышнего, который подарил мне новый день?
– Смогу ли я удержать свой язык от пустых и грубых разговоров, лжи и сплетен, осуждений и споров, не уколоть чью-то душу острым шипом?
– Смогу ли я сегодня смотреть доброжелательно с любовью и состраданием на все создания из благодарности к их Создателю?
– С кем и в какой степени я смогу сегодня поделиться пожалованными мне Аллахом благами? Ведь Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Самый благочестивый человек – тот, что приносит пользу другим людям» (Байхаки, «Шуаб», VI, 117).
– Смогу ли я сегодня насладиться тем, что порадую кого-нибудь из верующих? Смогу ли я утешить и заставить улыбнуться какого-либо огорченного человека? Смогу ли я расположить к себе чью-то душу?
– Насколько я смогу сегодня помочь своими словами, действиями и сердцем людям, которые нуждаются в постижении истинной веры? Смогу ли я, запретив им плохое и дозволив благое, молиться об их вступлении на истинный путь? Смогу ли я своим поведением стать для них примером мусульманина?
– Смогу ли я сегодня обрести нового друга во имя Аллаха? Со сколькими своими друзьями я смогу возобновить дружбу?
– Смогу ли я сегодня обратиться к кому-либо из друзей Всевышнего для того, чтобы избавиться от личных недостатков и слабостей? Постараюсь ли я сегодня побыть вместе с праведниками или благочестивыми людьми? Наряду с этим, смогу ли я побеспокоиться о том, чтобы уберечь свое сердце от общения с лжецами и грешниками?
– Смогу ли я сегодня заняться чем-либо, что повысит мой уровень знаний, расширит мое сознание?
– Смогу ли я сегодня быть внимательным к тому, является ли дозволенным, сомнительным или запретным моя еда, питье, одежда?
– Сколько страниц я сегодня смогу прочесть из самого ценного, что подарил мне Аллах – священного Корана? Смогу ли я осмыслить переданные мне в нем сообщения и применить их соответствующим образом на практике?
– Смогу ли я сегодня простить и по-доброму отнестись к человеку, который причинил мне зло или грубо обошелся со мной?
Сегодняшний прагматичный/эгоистичный мир поставил человека в зависимость от личной выгоды. В результате этого, наша духовная жизнь подверглась разрушениям. Наши души испытывают духовный кризис. Распущенность, алкогольная и наркотическая зависимость отравляют общество. В результате всего этого количество случаев самоубийств достигло невиданных в истории человечества масштабов. Увеличилось число людей с психическими расстройствами. Это также, несомненно, является наглядной демонстрацией духовной нищеты.
Не нужно забывать о том, что у нас есть высшая цель – позаботиться о будущей жизни. По этой причине, в повседневной жизни необходимо обратить особенное внимание на следующее:
Прежде всего, нужно уделять важное внимание намазу -- беседе со Всевышним. Чтобы повысить свою социализацию среди мусульман, нужно постараться выполнять его коллективно. Потому что без намаза нет мусульманина. Когда мы слышим азан, то должны приостановить ход своей жизни. Наш мир формирует намаз. В качестве другой особенности, нужно постараться воспользоваться продуктивностьюрассветных часов. Ведь тот, кто встает на рассвете, имеет крепкую защиту от дневных проблем, неудач и препятствий.
Мы также будем обращать серьезное внимание на свою пищу. Потому что дозволенная еда (не запрещенная Исламом и заработанная честным трудом) будет укреплять человека на пути его служения Всевышнему. В то время как запретный кусок вносит в душу беспечность и печаль, тревогу и напряжение.
У нас должны быть ежедневные, недельные, ежемесячные и даже годовые планы. Ведь кораблю, не имеющему курса, не сможет помочь никакой ветер.
В центре наших идеалов всегда должно быть согласие со Всевышним.
Вместо того, чтобы подстраиваться к обстановке, мы должны стремиться к честности, искренности, иметь характер и быть цельной личностью.
Нужно выбирать друзей среди благочестивых людей. Потому что, общаясь с беспечными, невежественными, глупыми и порочными людьми, человек незаметно для себя заражается от них разрушительным ядом. Под таким негативным влиянием его сердце также мертвеет.
Согласно преданию, благочестивый Иса (алейхиссалям) произнес:
– Остерегайтесь общаться с мертвыми, ибо ваши сердца тоже омертвеют!
У него спросили: «А кто есть мертвые?».
Он ответил:
– Мертвые – это те, кто погряз в миру и, соответственно, забыл о будущей жизни (Абу Талиб аль-Мекки, Куту’ль-Кулуб, Бейрут, 1426, том I, с. 176).
Шейх Сади, приведя в пример рассказ о сахабах, таким образом поведал о важности общения с благочестивыми людьми и избегания грешников:
«Одна душа преданно охраняла благочестивых людей и заслужила упоминания в Коране.А жены благочестивых Нуха (алейхиссалям) и Лута (алейхиссалям), общаясь с грешниками, впали в богохульство и отправились в Ад».
Благочестивый имам Газали в одном из своих наставлений говорил:
«Дитя мое! Нужно крайне внимательно относиться к тому, с кем ты находишься рядом. Знай, что корзина отборных яблок не сможет исправить одно попавшее в нее гнилое яблоко. Однако одно такое яблоко может послужить причиной порчи всех остальных. Поэтому будь всегда среди благочестивых людей!»
Человек не должен впадать в грехи, прельстившись своей силой и перспективами в дни молодости. Ведь за этим могуществом непременно последует период слабости и упадка. Испытываемое в старости раскаяние не вернет упущенные возможности, не успокоит душевную тоску и муку.
Не нужно успокаивать себя такими эгоистичными и дьявольскими мыслями: «Я сейчас очень молод, впереди долгие годы, как бы то ни было, я в будущем раскаюсь и стану благочестивым человеком». Ведь для смерти нет определенного возраста. Можно умереть в любое время. Если прогуляться по кладбищу, то можно увидеть несчетное количество могил людей, которые умерли гораздо более молодыми.
Мухаммед Масум Сирхинди (рахматуллахи алейх) сделал очень глубокомысленное наставление одному из своих молодых учеников:
«Дитя мое! Самое ценное время жизни – это молодость. Эти дни, когда человек силен, а его органы здоровы, пройдут, и наступит самый бессильный период жизни.Как жаль, что самое ценное – познание Всевышнего, человек откладывает на старость, до которой, возможно, не доживет.Самое ценное время жизни люди тратят на самые позорные вещи – свои эгоистичные желания и капризы.Не забывай: «Многие из тех, кто откладывал на завтра, погибли!»
Это в мире весна каждый год наступает заново. Однако весна нашей жизни – молодость никогда не вернется. Если молодежь не проникнется Кораном и сунной, то завтра у нее останутся только вздохи сожаления.
Прекрасно сказал поэт Руми:
«Счастлив тот человек, который считает трофеем дни молодости и выплачивает свой долг верующего.То есть, выполняет свои религиозные и человеческие обязанности.Он старается выполнить свой долг в то время, когда его тело здорово, а в сердце и членах достаточно сил.
Ведь период молодости похож на свежий зеленый сад. Он дает множество плодов. В старости тело слабеет и осыпается, как неплодородная земля. На солончаках никогда не растут хорошие растения».
Да пожалует и облегчит Всевышний всем нам возможность прожить плодотворную жизнь в атмосфере нравственности и духовности Корана и Сунны.И не позволит, обманувшись своей молодостью, силой и возможностями, забыть об ожидающих впереди трудных переходах.
Аминь…