Как хвалить ребенка и как наказывать? Оказывается, это очень глубокий вопрос, затрагивающий и наши личностные черты, и социальные установки.
Почему важно хвалить
В основном все родители искренне хотят детям добра и, даже наказывая, преследуют благую цель. Почему тогда ребенок не видит, что мама и папа его любят? Даже мы, взрослые, помним, что во многих ситуациях чувствовали нелюбовь. Потому что ощущаем, что нас любят, когда наши потребности удовлетворяются, а когда они ущемляются, — скорее наоборот, нелюбовь.
Ребенка необходимо хвалить. Бывает, школьник написал целое сочинение, но забыл одну-единственную запятую, а учительница красной ручкой поставит галочку на полях, да еще напишет размашисто «будь внимателен, сложноподчиненное предложение!», и поставит не пять, а четыре. А то, что в этом сочинении было много интересных мыслей, не отметит никак. Когда хорошее не замечается, нарушается потребность ребенка в принятии и уважении, потребность быть любимым, потребность в смысле. Его при этом могут любить и уважать, но он этого не чувствует.
При похвале важно не навешивать ярлыков, нужно отмечать поступок, дела. Если дочь приносит вам нарисованный цветочек, можно сказать: «Какая ты умница, просто талант». А можно: «Давай посмотрим, что у тебя. Шесть лепестков, очень органично, почти как живой». Я обращаю внимание на то, что она сделала. Я не говорю, какая она, а говорю о ее работе. А она поймет, что это она хорошая, раз так нарисовала.
Цель похвалы — мотивировать человека на хорошее. Таким образом мы удовлетворяем потребность в одобрении, принятии, принадлежности, в любви.
Я хороший, и ты тоже
В детстве мама или папа нам говорят: «Катя хорошая девочка, дружи с ней, а Люда плохая — держись от нее подальше». Мир разделяется на хороших и плохих, а я оказываюсь где-то посередине. Когда я знакомлюсь с человеком, сразу хочу его отнести к той или другой категории. Но бывают ли плохие люди? Нет! Плохих людей не существует, бывают плохие поступки.
Каждый человек должен четко ощущать, знать: «Я – хороший». Это опора для каждого ребенка. Не «ты хороший, потому что получил пятерку», а чувствовать, что он безусловно хороший, «по определению», и любят его просто за то, что он есть. Но если по какой-то причине этого ощущения нет, ребенка убедили, что он плохой, его личность становится неустойчивой, в ней развивается внутренний конфликт.
Зачем мы наказываем
Чаще всего родители, наказывая ребенка, ставят перед собой следующие задачи: исправление, подчинение, чтобы знал, как нельзя и как нужно. Также наказание бывает из чувства страха, чувства вины.
Но если спросить взрослого, какие чувства он сам испытывал в детстве, когда его наказывали, особенно физически, — то он скажет об одиночестве, ненависти, боли, желании отомстить, удивлении, обиде, злости. Ребенок, конечно, может в том числе думать: «Я не буду так делать», «Я родителей довел», «Я виноват». Но наравне с этим может испытывать и радость по поводу того, что спровоцировал у родителя такой выплеск эмоций («он хуже, чем я»); удовлетворение, что на него, наконец, обратили внимание; решимость продолжать в том же духе, отторжение.
Таким образом, если наказание, как сильнодействующее лекарство, может быстро и эффективно достигнуть целей, то только с огромным количеством побочных эффектов. Притом мы решим далеко не все задачи, которые перед собой ставили, и, напротив, достигнем того, что не входит в наши планы.
Правильное наказание
Иначе работает наказание последствием: если ты не прекратишь ломать игрушки брата, мы не купим тебе новых в течение определенного периода. Последствие — лишение привилегий, но не ущемление базовых потребностей. Нельзя наказывать лишением пищи, воды. Нельзя ставить под угрозы целостность тела.
Тем самым ребенок предупрежден, у него есть выбор, и он знает, что ответственность лежит на нем. При этом он всегда должен чувствовать себя в безопасности. И очень важно разлеплять личность и действие. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо». Не «я не буду играть с тобой», а «я не хочу играть с мальчиками, которые бьют других детей».
Стоит помнить, что слова взрослых не только влияют на самооценку ребенка и его чувство собственного достоинства, но и в значительной степени определяют его судьбу.