С рождением ребенка в Исламе связаны такие обряды:
1. Произнесение азана на ухо сразу после рождения
Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение) читал азан в ухо Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима» (Абу Дауд 5105, ат-Тирмизи 1514).
2. Ат-тахник
Так называется практикующееся по примеру Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей неба новорожденного, сразу после рождения или вскоре после этого.
Передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что новорожденных детей обычно приносили посланнику Аллаха (мир ему и благословение), он призывал на них благословения Аллаха и протирал прожеванным фиником их небо (Муслим 1/237).
Тахник может сделать отец новорожденного или любой праведный мусульманин. Тому, кто делает тахник для ребенка, следует обратиться к Аллаху с мольбой и призвать на него благословения Аллаха.
3. Имянаречение
После рождения ребенка, желательно на седьмой день после рождения, следует дать ему хорошее имя. Му’аз ибн Джаббаль рассказал: «Пророк (мир ему и благословение) повелевал нарекать именем ребенкана седьмой день после рождения» (Ат-Тирмизи 2832).
Имя должно иметь хорошее и достойное похвалы значение, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, в День воскрешения вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» (Абу Дауд 4948, ад-Дарими 2694).
Запрещается называть ребенка именем, содержащим в себе элемент многобожия, или именем, которое обозначает рабство кому-либо другому, помимо Аллаха, или именами, несущими в себе дурной смысл.
4. Обряд жертвоприношения (акыка)
Если семья может себе это позволить, желательно принести в жертву козла или барана и раздать мясо беднякам, членам семьи и друзьям. Этот обряд называется акыка – жертвоприношение родителями животного в благодарность Аллаху за то, что Он даровал им ребенка.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (‘акъикъа) на седьмой день после его рождения» (Абу Дауд 8/38, Ибн Маджах 3165).
Если семья вместо раздачи мяса организует банкет, на который пригласит бедняков, родственников и друзей, то и этого будет достаточно.
Сунной считается жертвоприношение двух животных, если родился мальчик, и одного, если девочка, как сказал Пророк (мир ему и благословение): «Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух барашек, а за девочку - одного» (Абу Дауд 2842).
Жертвоприношение следует совершать на седьмой день после рождения ребенка, если же нет такой возможности, то на четырнадцатый или на двадцать первый день (Аль-Байхакъи 9/303).
5. Бритье головы ребенка
На седьмой день после совершения жертвоприношения также необходимо побрить голову ребенка, взвесить остриженные волосы и раздать бедным количество серебра, равное по весу этим волосам. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (акъикъа) на седьмой день после его рождения, а также побрить ему голову и дать ему имя» (Ибн Маджах 3165).
Сообщается, что когда родился внук Пророка, Хасан, то Пророк (мир ему и благословение) сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах): «Побрей его голову, и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос» (Ахмад 6/390, ат-Тирмизи 1519, аль-Байхакъи 9/304) .
6. Обрезание крайней плоти мальчика
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил жертвоприношение (акъикъа) за Хасана и Хусейна и сделал им обрезание на седьмой день (после рождения)» (Ат-Табарани в “ас-Сагъир” 2/122, аль-Байхакъи 8/324).
Ибн аль-Къаийм сказал: «Не следует опекуну откладывать совершение обрезания для ребенка до тех пор, пока он достигнет совершеннолетия» («Тухфатуль-маудуд», 60).
7. Воспитание
С того самого дня, как ребенок появился на свет, его необходимо воспитывать в исламском окружении, где жизнь течет согласно исламским ценностям. Воистину, Аллах создал детей с чистой врожденной натурой, и все недостатки, которые появляются у них позже, являются результатом плохого воспитания.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый младенец рождается не иначе, как в своем естественном состоянии (фитра), а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (а не изувеченными): разве найдешь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!» (Аль-Бухари и Муслим).