В реалиях современной жизни, когда необходимо успеть обойти несколько мест в течение короткого времени и никуда не опоздать, автомобиль становится не только выходом из таких ситуаций, но и спасением. Наблюдая обстановку на дорогах наших городов, можно с уверенностью сказать, что почти в каждой семье есть автомобиль, а в некоторых и несколько.
Это, так сказать, спасение может обернуться и причиной беды, если не пользоваться им в соответствии с правилами и рекомендациями, установленными соответствующими органами. В связи с этим набирает актуальность вопрос безопасности дорожного движения, как для водителя, его пассажиров и других участников движения, так и для тех, кто вообще не обладает автомобилем, а передвигается сам.
Как мы знаем, вождение – это ответственное дело, ведь при этом водитель отвечает не только за свою жизнь, но и за своих пассажиров, за жизнь пешеходов. Поэтому соблюдение предписаний Всевышнего и правил дорожного движения, по воле Аллаха ﷻ, приводит к снижению аварийности на дорогах. Ведь правила дорожного движения установлены для пользы людей, для сохранения их самих и их имущества. Именно несоблюдение правил приводит к дорожно-транспортным происшествиям и человеческим жертвам.
Вне сомнений, никому из нас не хочется стать причиной чьих-то увечий и тем более гибели, а значит, нам необходимо придерживаться правил и рекомендаций управления автомобилем, которые более известны как правила дорожного движения. С точки зрения Ислама, соблюдение правил дорожного движения является обязательным для всех участников дорожного движения, в том числе и пешеходов: в этом мнении сошлись все современные богословы и учёные Ислама.
Так как все эти правила направлены на сохранение безопасности каждого присутствующего на дороге, и несоблюдение их влечёт за собой порчу как материального имущества, так и нанесение увечий здоровью, а то и гибель человека. Мы знаем, что наша религия оберегает жизнь каждого из нас. В Исламе заключены нормы, которые охраняют жизнь человека, предостерегают от покушения на его защищенность, предотвращают от убийства или нанесения какого-либо вреда.
В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Ты не наноси вреда другим и переноси вред, который другие нанесли тебе» (Ибн Маджа, Дарукутни). В другом хадисе, переданном от имамов Бухари и Муслима, говорится: «Истинный мусульманин – это тот, от вреда языка и деяний которого застрахованы, т.е. защищены другие люди». То есть хадисы Пророка ﷺ призывают нас воздержаться от всего, что может принести вред окружающим нас.
В Исламе запрещено убийство, как другого человека, так и самого себя. Самоубийство, равно как и убийство других людей, в корне противоречит Исламу. Всевышний Аллах открыто запретил самоубийство (смысл): «И не убивайте самих себя...» Кто бы ни совершил самоубийство, он рассматривается Шариатом вечно пребывающим в огне. Всевышний создал человека для поклонения Ему и для жизни. Человек лишает себя жизни, что является проявлением возмущения против Всевышнего Творца, давшего ему жизнь. И в соответствии с этой важной целью Шариата, Ислам обязал государства устанавливать законы и порядки, обеспечивающие защиту личности, спокойствие, целостность и безопасность людей. И обязанность каждого мусульманина – придерживаться этих законов, потому что они реализуют цели защиты человечества.
К подобным жизненно важным законам относятся правила дорожного движения, признанные и принятые во всём мире. Соблюдение этих правил стало необходимостью, продиктованной здравым смыслом, Шариатом и обществом. Из этих правил можно извлечь пользу для общества. Они необходимы. Ведь в реальности их нарушение, в большинстве случаев, ведёт к трагедии в виде серьёзных травм или даже к смерти. Люди думают, что на это и подобное этому нет указания в Шариате, но они ошибаются. Исламский Шариат призывает сохранять жизни людей, их имущество и т.п. Несоблюдение расстояния между собственной и впереди идущей машиной очень часто приводит к несчастным случаям, по причине которых происходят гибель людей и порча имущества, но Шариат такое не приемлет. Шариат не дозволяет и отвергает это. Поэтому необходимо соблюдать правила и условия дорожного движения.
Сколько кормильцев забрали аварии на дорогах и оставили семьи с маленькими детьми? Сколько юношей убила безрассудная скорость на дорогах? Разве не видели мы здоровых людей, у которых дорожная авария забрала конечности, и они вдруг стали инвалидами, прикованными к постели на всю жизнь?
Если обратиться к статистике ГИБДД, то можно обнаружить, что одной из главных причин аварийности – до 50% совершенных ДТП – связаны с превышением скорости, выездом на полосу встречного движения и управлением транспортом в состоянии опьянения. Само по себе распитие спиртного или употребление чего-либо одурманивающего разум является тягчайшим грехом в Исламе, не говоря уже об управлении автомобилем в таком состоянии.
В Священном Коране по этому поводу говорится (смысл): «О верующие, спиртные напитки, азартные игры, камни-идолы, гадальные средства являются нечистью шайтана. Держитесь подальше от них – и вы обретете спасение» (сура «Аль-Маида», аят 90).
Также есть хадисы Пророка ﷺ, указывающие на запретность употребления спиртного: «Все опьяняющее – хамр, а всякий хамр запрещен» (имам Муслим).
Нетрудно догадаться, что причиной двух других основных факторов ДТП – превышение скорости и выезд на полосу встречного движения – является банальная спешка, которая также порицается в Исламе. В хадисе говорится: «Спешка исходит от сатаны, а спокойствие – от Аллаха ﷻ» (имам ат-Тирмизи). В другом достоверном хадисе, рассказанном имамом аль-Бухари, говорится, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах ﷻ любит, чтобы мы все делали обдуманно и спокойно».
Люди должны осознавать всю ответственность, когда садятся за руль транспортного средства, и им следует сделать все возможное, чтобы не было аварий на дорогах. Посланник Аллаха ﷺ сказал (смысл): «Каждый из вас – ответственный, и каждый из вас будет спрошен о том, за кого отвечал».
Нет сомнений, что отцы несут важную часть этой ответственности, которая обязывает их воспитывать своих сыновей с осознанием важности соблюдения законов и прививать им благородные качества, чтобы они уважали чувства и права других людей и сторонились нанесения вреда им. Также отцы должны быть хорошим примером для своих сыновей в безопасном вождении, без превышения скорости и с уважением к правилам дорожного движения.
Говоря о правилах дорожного движения, хотелось бы обратить внимание и на пешеходов, которые также рискуют своей жизнью и жизнью своих детей, переходя улицы в неположенных местах. К сожалению, очень часто можно наблюдать подобную картину. Это также относится к тому, что люди проявляют халатность к велениям Всевышнего, который говорит нам (смысл): «Не ищите гибели…» (сура «Аль-Бакара», аят 195)
Помимо этого, можно увидеть и тех, кто желает перейти дорогу по пешеходному переходу, но водители автотранспортных средств, не замечая их, проезжают, даже не пытаясь сбавить скорость.
Мы мусульмане, и именно мы должны превосходить в подобных поступках, быть благонравными и уступать пешеходам. На мой взгляд, одним из признаков благого нрава является также правильная езда, уступчивость на дорогах, уважительное отношение друг к другу.
Награда за совершённое благое дело увеличивается в десять раз. Всевышний сказал (смысл): «Того, кто совершит доброе деяние, ждёт десятикратное воздаяние» (сура «Аль-Ан'ам», аят 160). Также Всевышний говорит (смысл): «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах…» (сура «Аль-Бакара», аят 148).
Добрым делом является также и вежливое отношение друг к другу. Людям следует быть добрее. Давайте начнём менять себя, относиться проще к окружающим и дарить людям добро. Ведь Пророк Мухаммад ﷺ наставлял: «Никоим образом не пренебрегайте добрыми делами, поступками, даже самым незначительным. Пусть это будет хотя бы (искренне приветливый) радостный взгляд на брата (на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый)».
Также в одном из хадисов наш Пророк ﷺ сказал: «Религия – это доброжелательность» (имам Муслим, «Книга имана», 95). Поэтому религиозный человек (по-настоящему религиозный) будет добр к окружающим, будет ответственен как за свою, так и за чужую жизнь. Ведь совершая благое, мы получаем довольство Всевышнего Аллаха.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить: необходимо проведение просветительских профилактических мероприятий, чтобы напомнить нашим братьям и сёстрам об этике вождения автомобиля в Исламе, что каждый несёт ответственность перед Всевышним и народом за свои действия на дорогах. Ведь даже если они смогут уйти от уголовного наказания, то они не уйдут от наказания Творца, и всем придется давать отчет за свои правонарушения в Судный день.
Дай Аллах ﷻ, чтобы чаша наших благих дел наполнялась каждый день, и дай Аллах ﷻ каждому тавфикх защищать и оберегать как свою, так и жизнь других людей во имя довольства Всевышнего!
Ахмад-хаджи Кахаев, заместитель Муфтия Дагестана