(Имейте в виду, что, если ребенок сам не задает этот вопрос и если в ближайшем времени его ему не зададут, не следует привлекать внимание к тому, что еще не пришло ему в голову. Надо учить его лишь основам веры. Более того, когда вы рассказываете ребенку об Исламе, не обязательно давать ему исчерпывающую информацию, нужно просто разъяснить те вопросы, которые его беспокоят и которые актуальны в данной ситуации. Иными словами, вам не следует опровергать сразу все существующие заблуждения. В сносках — дополнительные объяснения, которые могут понадобиться некоторым детям. Итак, с этим все ясно, теперь ответ.)
Мы должны посмотреть, во что они верят, и разделить их на группы. Так мы сможем решить, что с этими группами не так.
Сначала посмотрим, что они думают о Боге
Если мы возьмем всех людей в мире, то выяснится, что они либо верят в Бога, либо нет.
Некоторые верят, что Бога нет. Таких людей называют атеистами. Это самые глупые люди, потому что миру нужен тот, кто раскрасил бы его и придал ему форму.
Если ты покажешь атеисту рисунок, на котором изображен ослик, атеист скажет, что кто-то нарисовал ослика. Он будет уверен в том, что кто-то нарисовал ослика и раскрасил его. Он посмеется над тобой, если ты скажешь, что никто его не рисовал или что ручка и бумага сами сделали рисунок. Но, если контур и цвет простой картинки не могут появиться без художника, как же они верят в то, что все вещи вокруг нас, тоже раскрашенные и имеющие форму, как и ослик на рисунке, сами придали себе форму и сами себя раскрасили? Это еще глупее, чем сказать, что рисунок никем не нарисован, потому что многие вещи вокруг нас куда более удивительны, чем простой рисунок. Например, ребенок в животе у матери зарождается из капли жидкости. Потом жидкость становится сгустком крови, потом — кусочком мяса, а потом начинает приобретать форму человека, с кожей, руками, ногами, животом, кишечником, кровеносными сосудами, с сердцем, которое бьется и доставляет кровь ко всем частям тела, с кровью, в которой есть все, что нужно разным органам, и со многим другим. Если простой рисунок ослика не может появиться без художника, который бы его нарисовал и раскрасил, как же они могут утверждать, что человеку не нужен создатель? Это совсем уж глупо [1].
Итак, Создатель точно существует
Перейдем к группе людей, которые считают, что Создатель существует. Нам нужно снова разделить их на группы, чтобы понять, кто прав, а кто — нет.
Те, кто верит, что создатель есть, либо говорят, что создатель только один, либо говорят, что их несколько.
Создатель может быть только один, потому что, если бы их было два и они бы захотели создать человека, им нужно было бы договориться насчет формы. Если бы они были не согласны друг с другом, то это означает, что тот из них, который не получил того, что хотел, — слабый. Значит, он не бог, потому что бог не может быть слабым. Если же они всегда соглашались друг с другом, то это означает, что они оба слабые, потому что им нужно друг с другом соглашаться, а нужда в чем-то — это слабость.
Итак, Создатель точно Один
Мы остались с той группой, которая говорит, что Бог есть и Он один. Теперь нужно поделить и их на группы, чтобы увидеть, кто прав, а кто — нет. Вот эти группы: мусульмане, христиане, иудеи и еще лжецы, которые называются ваххабитами.
Люди, которые говорят, что Бог Один, либо считают, что Он имеет форму, либо нет.
Те, кто говорит, что Он имеет форму, — очень глупые. Я думаю, ты можешь понять, почему. Вспомни, что мы сказали о рисунке с осликом. Мы сказали, что ослику нужен художник, чтобы его нарисовать. Любая вещь, которая имеет форму, нуждается в том, кто бы придал ей форму. Когда говорят, что Бог имеет форму, они говорят, что Ему нужен создатель. Это означает, что Он был бы созданием, а не Создателем.
Христиане и иудеи верят, что создатель имеет форму, потому что в их книгах сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Как ты знаешь, образ — это форма. Еще форму называют «ограничением» — так говорят ваххабиты, не дай им тебя одурачить. Они тем самым говорят, пусть сами и не признают этого, что Бог нуждается в создателе. Когда ты говоришь, что такого быть не может, они начинают вести себя, как атеисты с изображением ослика. Он отвечают, что все, что имеет простую форму, нуждается в том, кто бы придал эту форму, — все, кроме формы человека. Это потому что они верят, что бог имеет форму человека, но Ему ее никто не придавал.
Итак, Создатель не имеет формы
Мусульмане не верят, что у Аллаха есть форма, так что Он не нуждается в создателе. Как ты видишь, только у мусульман вера не расходится с логикой.
Еще нужно понимать, что человек, рисующий осликов, не создает рисунки. Потому что человек — слабый. Его создал Аллах, и все движения его тела — это новые формы. Даже когда мизинчик движется, человек от этого приобретает новую форму. Он не смог бы пошевелить мизинцем, если бы Аллах не создал эту новую форму. Это означает, что рисунок, который человек нарисовал, был создан Аллахом, а художник просто совершал движения, которые создавал Аллах. Да, это правда, обычно ты можешь шевелить мизинцем, когда хочешь, но это не значит, что ты сам создаешь это движение. Если ты подумаешь, то поймешь, что не знаешь, как пошевелил пальцем. Ты не знаешь, какая мышца работает, не знаешь, как ты заставляешь эту мышцу работать. В твоем теле происходит много всего, когда ты шевелишь пальцем, и ты не контролируешь эти вещи, например, то, как миллионы частей каждой мышцы сокращаются, как твой мозг посылает электричество, чтобы заставить их работать, и многое другое. Это говорит о том, что Аллах контролирует все эти вещи, а не ты, так что это Аллах создает твое движение, а не ты [2].
[1] Для детей, с которыми спорят атеисты (или вы боитесь, что скоро они с ними будут спорить), можно добавить следующее: «Иногда они говорят: «Но мы видели, что ослика нарисовал художник, и никогда не видели создателя людей». Это ложь, потому что они не видели художника, который нарисовал всех осликов. Это означает, что они верят, что форма и цвет рисунка требуют, чтобы был художник, даже если они его не видели. Это значит, что они должны признать, что куда более удивительные вещи, например, человек, тоже нуждаются в создателе».
[2] Этот абзац – для детей, которым нужно подобное пояснение. Оно важное, если они готовы его понять. Имейте в виду: не надо недооценивать интеллект ваших детей. Я лично объяснил трех- и четырехлетним детям, что Аллах существует, не занимая место. Для детей с еще более развитым интеллектом можно добавить к последнему абзацу: «Ты можешь это понять, потому что ты знаешь, что все формы нуждаются в создателе. Когда мышца сокращается, это означает, что она становится короче, то есть это другая форма. Даже с электричеством – и с ним дело обстоит точно так же, потому что оно течет по пути от мозга к мышце, а путь – это форма. Все эти формы созданы Аллахом, так что это Аллах создает твои движения».