Знания – это основа Ислама. Их получение неспроста названо обязанностью для всех мусульман, как мужчин, так и женщин. Поэтому многие исламские ученые наставляли людей учиться, стремиться к знаниям. Вот некоторые их высказывания.
«Ученый превосходит того человека, который дни проводит в посте, ночи – в поклонении и совершает Хадж. Когда умирает ученый, то в Исламе появляется брешь, и закрыть ее может только такой же ученый», – говорил Али ибн Абу Талиб, четвертый праведный халиф.
«Нет ничего ценнее знаний. Правители властвуют над народом, а ученые – над правителями», – писал Абу аль-Асвад, арабский лингвист, автор первого свода правил арабского языка.
«Сулейману, сыну Давуда, был предоставлен выбор между знанием, богатством и властью. Сулейман выбрал знания. Тогда вместе со знанием ему были дарованы богатство и власть», – отмечал Абдуллах ибн Аббас, исламский богослов, толкователь Корана, сподвижник и двоюродный брат Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Он добавлял: «Для меня предпочтительнее проводить некоторые ночи в получении знаний и обсуждении их, чем в поклонении».
«Чернила ученых будут взвешены вместе с кровью мучеников и перевесят их», – подчеркивал Хасан аль-Басри, богослов, знаток хадисов, аскет и суфий.
«Клянусь Аллахом, в руках которого моя душа, многие будут просить, чтобы пасть мучениками на пути Аллаха, но быть воскрешенными как ученые. Причина этого в том, что они увидят превосходство и ценность ученых», – говорил Абдуллах ибн Масуд, один из первых мусульман и четырех лучших знатоков Корана.
«О, люди! Завещаю вам держаться знаний, потому что существует довольство, любимое Аллахом. Когда кто-то говорит о знании, то Аллах, Велик Он и Славен, облачает его в Свое довольство. Если в это время тот человек совершит грех, то Аллах, чтобы не лишать его Своего довольства, три раза упрекнет его. И даже если эти грехи не останутся с ним до самой смерти, пока это довольство с ним, для него никогда не будет закрыта дорога для отказа от грехов», – сказал Умар ибн аль-Хаттаб, второй праведный халиф.
«Ученые – это люди, достойные стать предводителями. Если какое-то превосходство не подкрепляется знаниями, то в конечном итоге обречено на унижение», – говорил Ахнаф ибн Кайс, табиин, вождь племени Бану Тамим.
«Сынок! Общайся с людьми учеными, сиди на собраниях с ними рядом так, чтобы ваши колени соприкасались, потому что Аллах оживляет сердца с помощью света мудрости подобно тому, как дождь оживляет землю», – наставлял мудрец Лукман.
«Слово знаний – это слово мужей. Его любят только истинные мужи», – подчеркивал Аз-Зухри, богослов, факих, хадисовед.