Ученые-социологи давно признались в том, что не могут определить четкую грань между болезнью и здоровым состоянием человека. Многочисленные изучения доказали, что восприятие и понимание жизни и смерти зависит от той культуры, в которой вырос и воспитывался человек. Эти понятия кардинально отличаются в западной и восточной культурах.
К сожалению, среди медицинской литературы можно нередко встретить информацию о неправильной гигиене и уходе за здоровьем среди этнических меньшинств. В системе психиатрии непонимание особенностей культурного и религиозного мировоззрения зачастую приводит к плохому обращению с представителями этнических меньшинств по сравнению с другими людьми. Система психиатрии относится к этническим группам, как к неспособным выразить свои эмоции, агрессивным и психологически незрелым. Как ни парадоксально, в этой отрасли медицины работает очень мало специалистов-мусульман. Отсюда вывод — дефиниция психических нарушений лежит на врачах, которые, основываясь на европейских ценностях, определяют, что нормально, а что нет. В настоящее время мусульманские врачи пытаются доказать, что представителям этнических меньшинств лечение назначается поверхностно — не делается никаких попыток проникнуть в их духовный мир, понять их ценности и ориентиры.
Чтобы разобраться в особенностях психического здоровья мусульман, необходимо сравнить систему ценностей мусульманской общины со светскими постулатами современной психиатрии. В жизни мусульманина самое главное — это ислам и вера, которые защищают его от проблем и болезней. Ислам играет решающую роль в формировании мировоззрения мусульманина, что ясно зафиксировано в психиатрических исследованиях. Для этой этно-религиозной группы существует стойкая тенденция в концептуализации психических расстройств (или любых других расстройств), как появляющихся по велению Господа (Аллаха) — вера в существование реальности или высшей силы, не осязаемой чувствами. Центральной в этой вере является понятие Аль-Кадар (судьбы). Считается, что судьба каждого человека предрешена в момент его зачатия. Все, что происходит в жизни, записано в книге судеб, и не может быть изменено, кроме как через мольбу, или милость Аллаха (свят Он и велик). В Коране говорится: «Воистину, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам кроме Него, а все [иные грехи], помимо этого, прощает, кому пожелает. Тот же, кто признает наряду с Аллахом других богов, совершает великий грех» (Коран, 4:48).
Аллах (Свят Он и Велик) — творец судеб, и развитие человека зависит от него. Все события в жизни находятся под Его контролем, и могут быть изменены только Им. Это верование укрепляется в Священном Коране: «Всякая беда поражает лишь по воле Аллаха. Он направит на верный путь сердце того, кто уверовал в Него. И Аллах ведает обо всем сущем» (Коран, 64:11).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что человеку, страдающему от боли, необходимо не жаловаться, а наоборот, набраться терпения, так как болезнь — способ снискать прощение грехов и заслужить вознаграждение Аллаха. Болезнь рассматривается как испытание для человека, которое дает Аллах (Свят Он и Велик), чтобы испытать твердость его веры, преданности и уверенности. Амр ибн Усман аль-Макки развивает эту мысль, утверждая: «Терпение делает человека ближе к Аллаху, если он терпеливо сносит все испытания, посылаемые Им, без жалоб и отчаяния».
Замечено, что людей со слабым здоровьем часто просят молиться за других людей, так как они считаются более чистыми перед лицом Аллаха (Свят Он и Велик). Считается, что мольбы от них будут скорее приняты Аллахом. Помимо этого, черная магия (колдовство или волшебство), или дурной глаз (айн, назаар), «модные» в современном обществе, считаются злыми силами или чарами, на которых лежит ответственность за психические расстройства и неадекватное поведение. Считается, что это атрибуты людей, преступающих правила ислама. Мусульмане, которые сталкиваются с этими силами, обычно обращаются за спасением к Корану (2:255,285-286; суры 36, 113, 114).
Известно, что эмоциональные стрессы тесно связаны с телесными или физиологическими болезнями. Верхняя часть тела, и особенно сердце (рух, нафс, кальб, акль) во многих традициях считается вместилищем эмоциональных страданий. Беспокойство и беспричинная тревога свидетельствуют о дисгармонии личности, о заблудшей душе, которая потерялась и отдалилась от своего Создателя. Крепкое, стабильное состояние психики говорит о том, что человек внутренне собран, спокоен и следует законам ислама. Черствые, аморальные люди обрекают себя на крайние проявления недовольства Бога. Они часто ощущают боль в области грудной клетки, а в любом языке мира можно найти выражения, описывающие «тяжесть на душе». На любом языке сердце (душа) - это хранилище мыслей, чувств, сознания и памяти. Человек «думает», «осознает» или «вспоминает» сердцем (Коран 63:3, 7:179). Наше мышление тесно связано с чувствами, что следует из аята: «В их сердцах — порок. Да усугубит Аллах их порок! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали» (Коран, 2:10).
В достоверном хадисе Бухари мы читаем: «Остерегайся! Сердце — часть плоти в теле. Если оно здоровое, все тело здоровое. Если оно становится нездоровым, все тело заболевает» (Ансари, 1992:7)
Психическое расстройство в мусульманском обществе обычно рассматривается как результат Божественной Воли и наказание за грех, и для его лечения применяются религиозные методы. Вера в лечение тесно связана с концепцией болезни, которую можно описать в следующих словах: «Воистину, прощение Аллаха тем, которые совершают дурной поступок по неведению и вскоре раскаиваются. Таких прощает Аллах. Воистину, Аллах — знающий, мудрый!» (Коран, 4:17), «Если Аллах оказывает вам помощь, то никто не одержит над вами верх. Если же Он оставит вас без помощи, то кто же поможет вам, кроме Него? Только на Аллаха пусть уповают верующие» (Коран, 3:160), «А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?» (Коран, 13:28).
Понятия современной психиатрии лежат вне сферы духовности. Эта наука объясняет появление расстройств психики отклонениями в биомедицинской модели человека. По ее мнению, они происходят вследствие нарушений в гормональных механизмах, контролирующих баланс эмоций и мыслей, а именно, из-за нехватки или избытка серотонина и допамина, что приводит к химическому дисбалансу в мозге. На основе широкого спектра клинически распознаваемых нарушений настроения врачи определяют, болен ли человек или здоров.
Психиатрия имеет дело с классификацией, диагностикой и лечением тех людей, которых она определяет, как психически больных, на основе широкого спектра клинически распознаваемых нарушений настроения. Следовательно, человек рассматривается в отрыве от его религиозных, социальных и окружающих факторов. Понятия психиатрии основаны на философских концепциях материализма, разделения души и тела, присутствующих в западных культурах. Цельный опыт разделяется на разные компоненты: «слышание голосов», «ощущение подавленности» и т.д. Это значит, что постоянно умаляются другие жизненно важные аспекты, такие как вера в высшую силу, Аллаха (Cвят Он и Велик), и наказание, играющие важнейшую роль в формировании опыта и понятий человека. Роль, которую играет религия в осознании значения человеческого страдания, не принимается врачами во внимание.
Биомедицинская модель предполагает, что психические нарушения, или отклонения от естественного, природного пути развития, должны быть вылечены только при помощи антидепрессантов или современным техническим вмешательством, как предлагает западная психология. Здесь возникает угроза навязать представления западной культуры людям из других культур, в частности, мусульманам, которые не разделяют материалистические понятия о сознании, а также концепции здоровья и болезни.
Ислам предлагает принципиально иную теорию о биомедицинской модели человека. В то время как нарушения в западной перспективе сосредотачивается на «самости» (эго), ислам учит нас посмотреть вокруг себя и определить, осознает ли человек Бога. При написании этой статьи у меня возникло несколько критических вопросов. Насколько целесообразно предписывать таблетки тем, которые видят корень своих проблем в религиозной несовершенности и слабости своей веры? Могут ли неверующие врачи действительно помочь справиться со сложными психо-религиозными проблемами?
Стремясь найти способы лечения для представителей той или иной культуры, нам, в первую очередь, необходимо учитывать религиозные особенности той культуры, в которой вырос человек. Не задерживаясь на особенностях языка и национального костюма, нам стоит пойти далее и рассмотреть понятия о жизни и смерти пациента.
Для того, чтобы найти общий язык с группой пациентов, необходимо детально ознакомиться с тем, что они думают о загробной жизни (в исламе — ахира), и тем, какое место это понятие занимает в их обществе. Другими словами, работая в направлении религиозных дискурсов, мы продвинемся на шаг вперед к пониманию внутреннего мира других людей. Западный подход к психотерапии должен вступить в диалог с подходом религиозных групп и обществ. Для многих людей вера и духовность может стать частью целостного процесса излечения. С помощью этих средств человек найдет «центр» — баланс, который привнесет в их хаотическую жизнь покой и мир, необходимые для выздоровления. Если мы действительно хотим оценить и творчески сотрудничать с разнообразием нашего общества во всех его проявлениях, нам стоит серьезно взяться за изучение духовных принципов и ценностей соседствующих народов.