Верность… Это наполненное глубоким смыслом слово примечательно тем, что оно — и в русском, и в арабском языке — имеет общий корень со словом «вера». Уже одно это обстоятельство должно склонить человека рассудительного к мысли о важности этого качества и его прочной связи с верой. Особенно сегодня, когда верности у людей становится всё меньше и в почёте вероломство, предательство и безответственность.
С чем же ассоциируется у нас это слово? Для некоторых слово «верность» в его арабском произношении — «аманат» — стало синонимично словам «тайна», «секрет». Для них оно означает нечто такое, о чём нельзя распространяться, тайна, доверенная одним человеком другому. Мы так и говорим друг другу: «Я тебе скажу кое-что, но это аманат».
В других случаях мы применяем слово «аманат» к чему-то вещественному, что мы отдаём исключительно в личное пользование или оставляем на хранение кому-то. Принимающий сразу понимает, на каких условиях и для чего поступила к нему данная вещь. Это будто воззвание к совести: тебе доверили нечто, поставив определённые условия, выполняй же их!
Как видим, упомянутые выше значения этого слова близки по смыслу и охватывают разные проявления верности. Но сосредотачиваясь на каком-то одном из этих проявлений, мы иногда забываем, что верующему должна быть присуща не какая-то особая, «узкоспециальная» верность. Нет, от него требуется верность вообще, везде и во всём. Она должна быть его неотъемлемым свойством и пронизывать все его дела. Она должна быть второй натурой мусульманина, а не нарядным костюмом, который достают из шкафа по праздникам, и не чайным сервизом, о котором вспоминают в особых случаях.
Верности отведено почётное место в нашей религии. Аяты и хадисы побуждают нас ответственно подходить ко всем делам и к любой обязанности. Верность мусульманина проявляется в его отношениях с Господом, с людьми и с самим собой. Ислам всеобъемлющ, он регулирует все сферы человеческой жизни, и верность должна проявляться в каждой из них, будь то семейная жизнь, дружеские отношения или работа.
Верность в отношениях с Аллахом — это исполнение Его велений и соблюдение Его запретов. Коран учит: «Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили» (сура 16 «Пчёлы», аят 91), то есть неуклонно исполняйте всякое обязательство, которое вы берёте на себя, будь то обязанности перед Всевышним или обязательства перед людьми, если только последние не противоречат Книге Аллаха и Сунне Его Пророка [Ат-тафсир аль-муйассар].
Всевышний поведал нам в Коране истории Нуха, Худа, Салиха, Люта, Шу‘айба и других пророков и посланников (мир им всем), и мы знаем, что каждый из них говорил своему народу: «Поистине, я для вас — верный, надёжный посланник, так бойтесь же Аллаха и подчиняйтесь мне!»
Такими были Божьи избранники, и, разумеется, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был исключением. Ещё до начала его пророческой миссии соплеменники прекрасно знали о его честности и правдивости, которые стали притчей во языцех. Он отличался такой верностью, что его так и прозвали — аль-Амин, что означает «верный, честный, надёжный». Даже после того, как он начал проповедовать Коран, язычники по-прежнему оставляли ему на хранение ценные вещи, несмотря на их крайне враждебное отношение к его религии и его последователям. Они знали, что он никогда не поступит вероломно и что никто не сохранит доверенное лучше, чем он. Ни гонения на мусульман, ни даже покушение на его жизнь не заставили Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поступиться принципом верности. Покидая родной город и отправляясь в Ясриб, он велел ‘Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) задержаться в Мекке, чтобы вместо него возвратить людям вещи, которые они доверили ему на хранение.
Так он воспитывал своих благородных сподвижников (да будет доволен ими Аллах), давая им понять, что вера и вероломство никогда не объединятся в одном сердце. Благодаря этому сегодня мы можем привести тысячи примеров верности из жизни замечательных людей, воспитанных на ценностях ислама и на примере его Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Хорошо известно, что когда мусульмане под командованием Са‘да ибн Абу Ваккаса завоевали столицу Сасанидской Персии — Ктесифон, им достались неслыханные богатства. Золото, серебро, прекрасные кони, огромные стада и наполненные закрома — никогда прежде арабы не видели таких сокровищ. Командующий армией отправил военную добычу ‘Умару ибн аль-Хаттабу, халифу мусульман, и она была доставлена в целости и сохранности. Никто из сопровождавших ценный груз не присвоил даже ломаного дирхема, хотя у них были все возможности для этого. Когда они предстали перед халифом, он сказал: «Поистине, людям, которые принесли это, присуща верность и они достойны доверия». Тогда ‘Али ибн Абу Талиб сказал ему: «О повелитель верующих! Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного, а если бы ты позволял себе брать то, на что у тебя нет права, они поступали бы точно так же!»
Верность свидетельствует о многом, но в первую очередь — об осознании человеком ответственности перед Всевышним и перед людьми за каждое сказанное слово и за каждый совершённый поступок. Коран гласит: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу [в Судный день]. Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 34–35).
Как видим, верность имеет множество различных проявлений, среди которых верность данному слову и исполнение обещаний, честность и надёжность в деловых и в любых имущественных отношениях. Она проявляется в отношении к семье и к родителям, к друзьям и коллегам по работе, к беднякам, которые надеются на твою поддержку, и к сиротам, которым ты можешь заменить родителя.
В этом же ряду стоят сохранение оставленного на хранение, и использование полученного от кого-то имущества исключительно по назначению, и своевременная передача по назначению в целости и сохранности того, что передают через тебя другому человеку, будь то деньги, слова или что-то иное.
Иными словами, верность в самом широком смысле слова — это чистосердечие, искренность и вообще оправдание ожиданий и оказанного тебе доверия в любой сфере. Поэтому — и об этом ясно говорится в Коране — успеха добьются только те верующие, «которые оправдывают доверие и соблюдают договоры» (сура 23 «Верующие», аят 8).
В хадисе говорится: «Нет веры у того, у кого нет верности, и нет религии у того, кто не соблюдает договоры» [Байхакы]. А четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб сказал, что в обязанности верующего перед людьми входят три вещи: «Разговаривая с ними, он должен говорить правду, если они доверят ему нечто, он не должен поступать вероломно, и если он пообещал им что-то, он должен сдержать обещание».
Проповедуя верность, честность и надёжность, ислам одновременно запрещает противоположные им качества: вероломство, предательство, мошенничество и безответственность в любых формах и проявлениях. Поступать вероломно запрещается даже по отношению к тому, кто первым предал доверие. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оправдывай доверие того, кто доверяет тебе, и не поступай вероломно с тем, кто поступает вероломно с тобой» [Тирмизи; Абу Дауд].
Как же прекрасна и справедлива религия Всевышнего! Мусульманин не может предать оказанное ему доверие, даже если этот человек уже поступил вероломно по отношению к нему. Ведь если верующие перестанут исправлять пороки и уподобятся тем, чьи сердца далеки от Истины, кто тогда удержит общество от нравственного разложения и погибели. Когда бедуин спросил нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о Судном Часе, он сказал: «Жди наступления этого Часа, когда исчезнет верность». Тот спросил: «А как она исчезнет?» Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Жди наступления этого Часа, когда руководить будут неспособные люди» [Бухари].
Поступая вероломно, человек не просто грешит против того, кто доверился ему. Своим поступком он способствует распространению недоверия среди людей, а это самым негативным образом сказывается на состоянии всего общества. Поэтому человек, осознающий ответственность за свои поступки и за будущее нашей уммы, не позволит себе предавать доверие. И не случайно наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал вероломство одним из признаков лицемерия. В достоверном хадисе говорится: «Признаков лицемерия три: говоря, человек лжёт, обещая, нарушает обещание, а если ему доверяют, он поступает вероломно» [Муслим]. Более того, «кто указал брату своему на какое-то дело, зная, что лучше поступить иначе, тот уже поступил вероломно по отношению к нему» [Абу Дауд].
Это повод задуматься и спросить себя: как мы поступаем по отношению к людям, когда они доверяются нам? Руководствуемся ли мы принципом верности во всём, что мы говорим и делаем? Желаем ли мы нашим братьям и сёстрам то, что желаем себе, и помогаем ли им словом и делом, когда это в наших силах? Или же мы, пользуясь своим положением, обманываем и предаём для того, чтобы урвать хоть немного от этого тленного мира, и сами являемся частью недуга, поразившего умму нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
Сохранить верность и остаться надёжным братом, другом и товарищем по-настоящему трудно. Славный сподвижник Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Первыми исчезнут из этой уммы стыдливость и верность, поэтому просите Аллаха даровать вам эти качества». А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описал, как легко люди будут терять верность, когда перестанут печься о своей правдивости и своём благочестии. Он сказал: «Человек заснёт ненадолго, и верность будет изъята из его сердца, после чего останется от неё только еле заметный след. Потом он снова заснёт на короткое время, и верность будет изъята из его сердца [полностью], после чего останется от неё только подобие волдыря. Это как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголь и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри ничего нет. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже намереваться оправдывать доверие! И дойдёт до того, что будут говорить: “Есть среди людей такого-то племени человек, который заслуживает доверие”» [Муслим].
Пусть же Всевышний поможет нам не забывать о верности и сделает её нашей второй натурой, и да не исчезнет она из наших сердец до скончания дней наших!
первая часть
Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.
На сегодняшний день в мире стоит такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно рабство отменено, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остатся без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумашествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам(самоубийствам).
Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.
Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.
Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.
Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.
Не попадайте в долговое рабство от банков и кредиторов.
вторая часть
Как нищий может править олигархами
Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
1. Десять КАМАЗов самосвалов.
2.Десять КАМАЗов нефтевозов
3.Десять КАМАЗов бензовозов
4.Десять КАМАЗов водовозов
5.Десять КАМАЗов бетономиксеров
6.Десять КАМАЗов автокранов
7.Десять экскаваторов
8.Десять автопогрузчиков
9.Десять автогрейдеров
10.Десять пассажирских автобусов
Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
- Но как же я их найму? – спросите вы.
Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду
Настоящему руководителю. не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий руководитель может объединить сотни бедняков.
Если у вас возникли вопросы, то можете задать их по эл. адресу: antiriba@bk.ru