Принцип комплиментарности в исламе
Принцип комплиментарности в исламе
8 лет назад 2820 alfarabinur.kz/
Ерлан Ильяс

Арабы эпохи невежества века жили иллюзией, что истинный путь религиозного поклонения зашифрован в многобожии. С течением времени кануло в лету религиозное учение единобожия (таухид), которое донесли до них Пророки Аллаха – Ибрахим, Исмаил, Худ, Салих и Шуейб (мир им!). Но в некоторых вещах арабы продолжали придерживаться религии Ибрахима (мир ему!), не отказываясь от неё окончательно, хотя при этом во всё вносили какие-то новшества.

Так продолжалось довольно продолжительное время, пока в 610 году, в городе Мекка не появился Посланник Аллаха – Мухаммад (мир ему!) с миссией исламского призыва ко всему человечеству. Всего лишь за 23 года деятельности Пророка по установлению на земле Закона Аллаха, ислам вспыхнул и распространился многоканальным и многолокальным образом по многим областям региона, чтобы в будущем донести свет Аллаха до всего населения планеты. Об этом красноречиво говорится в Книге Аллаха: «…Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» [аль-Исра, 81].

Прогрессивное значение исламской идеологии определялось как ее социальными задачами и политическими последствиями, так и ролью в преобразовании общественного сознания. Ислам, в лице своего индикатора – Пророка Мухаммада (мир ему!), обрушил и смёл засилье тотального куфра со стратегически важных городов Аравийского полуострова (Мекка, Йасриб, Таиф и др.). Именно в это время мировая историческая арена пополняется такими выдающимися личностями как Абу Бакр, Умар, Осман, Али и многими другими звездами исламского призыва. Исламский призыв зарядил активной революционной энергетикой многие народы. Пророк Аллаха (мир ему!) начал открытую форму своей миссии с жесткого «наезда» на устоявшуюся систему религиозных ценностей арабов того времени. Пророк (мир ему!) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах!) несмотря на ярое противодействие и козни многобожников сумели отстоять интересы Аллаха в этот самый важный в истории ислама период.

Мусульмане в отношениях с многобожниками придерживаются принципа комплиментарности («свой → чужой»). В контактах с многобожной системой ценностей происходит осознание специфики собственной (единобожной) системы ценностей. В разные исторические времена понятие «Чужой» имело различное содержание. «Чужой» мог рассматриваться как иноплеменник, иноверец, политический противник, представитель иной культуры или цивилизации. В данное время вопрос идентификации кто «свой», а кто «чужой» для мусульман является очень важным. На наш взгляд, понятие «свой» определяется степенью полезности для ислама, а понятие «чужой» – степенью вреда, причиняемого мусульманам. Если брать примеры из жизни Пророка (мир ему!), то он также придерживался принципа комплиментарности по отношению к многобожникам. Некоторые многобожники ассоциировались в его глазах, как «чужой – враг Аллаха» (Абу Лахаб, Абу Джахль и другие), а некоторые, напротив, имели высокий кредит доверия в глазах Посланника Аллаха (Абу Талиб, проводник Урайкит, аль-Мут′им бин ′Ади и другие). Эти уже «свои» многобожники или «чужие-союзники». Есть еще и третий тип, пограничный между «своими» и «чужими»: нейтральные «чужие» (безобидные Иваны Ивановичи) и аутсайдеры из числа мусульман («праведные души»), живущие по принципу «моя хата с краю – ничего не знаю». Но границы между «своими» и «чужими» могут изменяться – принятие «чужими» ислама приводит к морально-религиозной трансформации между бывшими антагонистами.

Ниже, мы рассмотрим некоторые термины по принципу комплиментарности.

1. Энергетическое поле призыва (ЭПП) [шахматная доска] – регион, в котором ведется миссионерская деятельность. Основной критерий для ведения «игры» на ЭПП – иметь местную «энергетическую прописку»: рождение на этой земле, постоянное длительное проживание, хорошее знание местного менталитета и языка. Аллах выводит посланников из своего народа, так как психология человека такова, что он сильно желает добра в первую очередь близким людям: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас…» [ат-Тауба, 128]. Для начального этапа исламского призыва ЭПП являлась г. Мекка.

2. Агент влияния (АВ) – человек, имеющий определенный вес и авторитет в ЭПП и положительно относящийся к призывающему. АВ может внести огромный вклад в дело исламского призыва. Классическим примером АВ является дядя Пророка – Абу Талиб, который хотя и не принял ислам, но на протяжении всей своей жизни помогал своему племяннику.

3. Адвокат дьявола (АД) – негативная фигура в ЭПП, активно затрудняющая процесс распространения ислама. «Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим» [ас-Сафф, 8]. Классические примеры АД – Абу Лахаб, Абу Джахль и другие лидеры мекканского истэблишмента того периода.

Наличие в ЭПП таких людей является закономерным, так как Аллах говорит: «Так Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов…» [аль-Анам, 112]. Иногда АД встречаются даже среди собственной семьи – «… среди ваших жён и ваших детей есть враги вам …» [ат-Тагабун, 14]., «Аллах привёл в качестве примера о неверующих жену Нуха и жену Лута. Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей…» [ат-Тахрим, 10].

Следует нейтрализовать враждебное отношение АД, пользуясь принципом дистанционирования от них и рекомендации себя в регионе как личность, обладающая знанием и относительно совершенным характером. И не следует испытывать чувство страха из-за козней АД, так как «…Аллах не откроет неверующим пути против верующих» [ан-Ниса, 141]. Несмотря на их козни, призывающие должны постараться, чтобы свет исламского призыва проник и в их сердца. Кто же так не считает, тому привет от Умара, Икримы, Уахши, Абу Суфьяна, колдунов времени Мусы (мир ему!) и многих других бывших АД. Ведь сказано в Коране: «Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми с кем вы враждуете…» [аль-Мумтахана, 7]. А главное, не надо забывать коранический аят: «…Вот некоторые из них сказали: «Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?» Они сказали: «Чтобы оправдаться перед нашим Господом. Быть может, они устрашатся» [аль-Араф, 164].

Психология таких людей такова, что они уверены в правильности своих деяний. Об этом довольно красноречиво говорится в Коране: «И когда же им говорят: «Не творите нечестия на земле! – они отвечают: «Мы творим только добрые дела» [аль-Бакара, 11]. Иногда, по причине нашей слабости, мусульмане могут посетовать, почему Аллах не сметет с лица земли людей, которые вредят Его религии. Но в качестве ободрения и ответа приходит коранический аят: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения» [аль-Имран, 178].

4. Ядерная компетентность (ЯК) – способность призывающего к исламу заряжать свою энергетику, используя внутренние ресурсы, как паук, который строит свое жилище из самого себя. Критерии для наличия ЯК: высокое интеллектуальное и эмоциональное развитие – «верующий – не мешок ваты» (хадис) – (лидерство, знание основ коммуникативной психологии, способность к глубокому анализу и самоанализу, знание основ фикха, таджуита, очень желательно наличие хорошего арабского языка и многое другое). Яркий пример обладания ЯК – Мус’аб бин ‘Умайр аль – ‘Абдари (посол ислама в Йасрибе). По нашему мнению, к формированию у себя ЯК можно отнести следующий аят из Корана: «Приготовьте против них (врагов Аллаха) сколько можете силы и боевых коней…» [аль-Анфаль, 60]. Об обладателях ЯК, можно сказать с восхищением – «гвозди бы делать из этих людей!».

5. Аутсайдер – пассивный мусульманин в ЭПП, ограничивающийся выполнением 5 столпов ислама и не проявляющий особого интереса в деле исламского призыва. Но, исходя из принципа, что Аллах наделил каждого человека определенными способностями, призывающий должен выявить эти способности аутсайдера и приложить все усилия для того, чтобы они использовались на благо ислама, а если получится, то пробудить его к активной деятельности. Надо с пониманием отнестись к слабостям аутсайдера, помня коранические аяты: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» [ан-Ниса, 28]., «…Душам свойственна скупость…» [ан-Ниса, 128]., «…ведь душа человека повелевает зло…» [Йусуф, 53]., «…Воистину, человек тороплив» [аль-Исра, 11]. И нам надо заботиться о слабых среди нас, как этому нас учит Коран: «…муравьиха сказала: О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого» [ан-Намль, 18].

6. Групповая интеграция (ГИ) – упорядоченность внутригрупповых структур, согласованность основных компонентов жизнедеятельности группы, целостность социальной общности, способность группы к эффективному контролю и коррекции поведения её членов, деятельностная сплоченность группы, её направленность на реализацию базовых религиозных ценностей; функциональная структурированность группы, слаженность во взаимодействии членов группы. В Коране сказано: «Неверующие являются помощниками и друзьями друг друга. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие» [аль-Анфаль, 73].

7. Социально-психологический климат (СПК) – система условий, влияющая на продуктивность совместной деятельности и развитие личности в группе (доверие и доброжелательность, отсутствие произвола руководителей; удовлетворенность принадлежностью к данному коллективу, повышенная групповая сплоченность и др.). Каждому призывающему к исламу необходимо внести свой вклад для поддержания положительного СПК в своем коллективе, извлекая уроки из жизни Пророка (мир ему!). Посмотрим на аяты из Писания Аллаха: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, и попроси за них прощения и советуйся с ними о делах…» [аль-Имран, 159]., «Склони своё крыло перед верующими, которые следуют за тобой» [аш-Шуара, 215]., «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой…» [аль-Фатх, 29]., «Воистину, верующие – братья…» [аль-Худжурат, 10]. Одним из признаков правильного СПК является факт постоянного совета лидера и подчинённых: «О знать! Посоветуйте, как мне поступить. Я никогда не принимала решений самостоятельно, пока вы находились рядом со мной» [ан-Намль, 32].

8. Креативность призывающего (КП) – способность призывающего к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность призывающего к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний. В этой связи хотелось бы привести аят из Корана: «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награждён великим благом…» [аль-Бакара, 269]. Развитие КП неразрывно связано с углубленным изучением Корана (с раннего детства) и внедрением в жизненную практику его установок: «О Йахья! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был ещё ребенком…» [Марьям, 12]. Одно из лучших проявлений КП мы находим в диалоге пророка Ибрахима (мир ему!) и многобожников: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать» [аль-Анбийа, 63].

Каждый член группы должен проявлять инициативность, личную активность, способность к анализу и нахождению верной информации для пользы исламского призыва. Нетрудно найти этому пример из Корана (диалог пророка Сулеймана и удода): «…Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы с достоверным известием» [ан-Намль, 22].

1 комментарий
  • Антириба

    Первая часть

    Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.

    На сегодняшний день в мире стоит такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно рабство отменено, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остатся без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумашествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам(самоубийствам).

    Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.

    Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.

    Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду.

    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе.

    Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.

    Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.



    Не попадайте в долговое рабство от банков и кредиторов.



    Вторая часть

    Как нищий может править олигархами

    Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.

    Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:

    1. Десять КАМАЗов самосвалов. 6.Десять КАМАЗов автокранов

    2.Десять КАМАЗов нефтевозов 7.Десять экскаваторов

    3.Десять КАМАЗов бензовозов 8.Десять автопогрузчиков

    4.Десять КАМАЗов водовозов 9.Десять автогрейдеров

    5.Десять КАМАЗов бетономиксеров 10.Десять пассажирских автобусов

    Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.

    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе.

    А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.

    Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?

    Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.

    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.

    Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?

    Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.

    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.

    Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?

    Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятия, а я буду просто человеком работающего на хозяев.

    И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.

    Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?

    Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.

    Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.

    Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.

    - Но как же я их найму? – спросите вы.



    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе.

    Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:

    1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду

    2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду

    3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду

    4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду

    5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду

    6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду

    7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду

    8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду

    9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду

    10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду

    Настоящему лидеру не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий лидер может объединить сотни бедняков



    Примечание:
    Тут я еще хотел отметить. Иджара т.е аренда является дозволенном видом дохода. Но от этого не будет толка если за просрочку аренды будет набегать пеня. В таком случае аренда уже ничем не будет отличатся от ростовщической сделки. Вообще я так думаю в будущем если эта практика станет повсеместной, я рекомендую производителям электромясорубок, столярных станков, соковыжималок и любой другой техники устанавливать счетчики на них. Причем открывать и закрывать счетчики могут только хозяева т.е арендодатели своим ключом. Думаю это будет справедливей. Ведь если человек взял у вас в аренду электромясорубку для пельменного цеха, а бизнес у него не пошел или пошел слабо, то вы можете посмотреть на счетчик и узнать какую сумму должен оплатить вам арендовзятель согласно договору. А вот если арендовзятель должен вам заплатить определенную сумму за аренду электромясорубки и не важно пошел у него бизнес или не пошел да еще и за просрочку начисляется пеня, то чем это будет тогда лучше ростовщичества. Да наверное ничем.

    Если у вас возникли вопросы, то можете задать их по эл. адресу antiriba@bk.ru или anticredit00@mail.ru
    8 лет назад