Вера в Предопределение является одним из столпов имана. Идея предопределения подразумевает, что будущее определяет настоящее, а не наоборот. То есть, я совершаю действие Х, которое в последствии приводит к результату У. Но может ли быть так, что У стало причиной того, что я совершил действие Х?
Ученые занялись исследованием этого вопроса во второй половине прошлого века. Одним из исследователей, пришедших к подобному выводу, был нейрофизиолог Бенджамин Либит. Он исследовал реакции людей, в то время как их мозг был открыт. Сами они были в состоянии бодрствования под воздействием обезболивающих. Профессор стимулировал мизинец, наблюдал за зоной мозга, активирующейся при этом. И наоборот – стимулировал зону мозга, «соединенную» с мизинцем и измерял скорость реакции. После многократных повторений результат был один – мозговые клетки активизируются до того, как человек осознает свои намерения и действия. То есть человек как будто «опаздывает» во времени: сначала действует и лишь потом осознает. Человек таким образом, как будто «отстает» от самого себя.
Другой эксперимент бы инициирован профессором Маркусом дю Сотой. Выступая главным героем документального фильма «Что такое Я?», он принял участие в одном интересном научном эксперименте, результаты которого его шокировали и заставили посмотреть по-иному на все его «сознательно принятые» решения. «Мне кажется, люди гордятся своей способностью принимать решения, - говорит Сотой. - Свобода воли означает, что я могу решать, взять то или это, сделать это или то. Но что отвечает за мои решения – мое сознательное Я или бессознательная масса серого вещества, которую я не могу контролировать?»
Эксперимент был довольно прост. Профессора поместили в аппарат, в котором наблюдатель мог отслеживать активность его мозга, а профессор в это время должен был делать выборы: нажимать на одну или другую кнопку. Когда задание было выполнено, он выбрался из аппарата и услышал новость, которая его шокировала. Наблюдатель сказал: «В Вашем случае мы можем предсказать Ваше решение за шесть секунд, как Вы его примете. Решения определяются бессознательной активностью, а сознание подключается на очень поздней стадии». Другими словами, действие, которое вы совершили, было принято еще шесть секунд назад до того, как вы сами поняли, что хотите сделать именно так, а не иначе. «Эксперимент помог мне понять, что такое Я. – признается дю Сотой. Это лишь финальная стадия сложной мозговой активности. Я не знаю ничего о большей ее части, а та крошечная часть, которую я осознаю, это и есть то, что мы называем Я».
Подтверждают вышесказанное и российские ученые. Так, доктор Д. Шаменков, отмечает: «Мы действуем каждую минуту времени. Но существует определенный интервал между тем, что мы сделали, и тем, что мы осознали, что мы это сделали. Этот интервал по данным разных исследователей разнится от 50 мс до 500 мс. Например, я что-то сказал, провел рукой, но я осознаю, что я это сделал, только после того, как я совершил это движение. То есть, мое локальное Я, мое маленькое Я осознало, что я совершил это движение, только через 250 мс, как я совершил это движение».
Значит ли это, что мы не можем влиять на свои решения? Да, большая часть влияния нам недоступна, потому что мы не можем контролировать 95 % бессознательной активности мозга. Но не стоит забывать, что в нашем распоряжении остаются те самые 5 %, которыми мы можем принимать новые решения. Эти 5 % тоже могут оказывать влияние «в обратную сторону». И данный факт не противоречит тому, что сказано в Коране: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят себя» (сура «Гром», аят 11).
Данные открытия также дают нам научное понимание того, почему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от того, чтобы жалеть о прошлом. Так, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…А если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то!», но говори: «Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к его делам». (Муслим)