С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Никто не застрахован от греха – такова природа человека. И никто, как сказано в хадисе, не попадет в Рай благодаря своим деяниям, а попадет только благодаря милости Аллаха. Но это не значит, что мы не должны искать причин для вечного блаженства. И тем более не значит, что мы не должны знать о тех ловушках ума, благодаря которым шайтану удается сбить нас с верного пути. Мы можем порой недооценивать силу влияния своих мыслей на наши поступки. Они иногда проносятся в уме подобно молнии, разрезая нить логики и благоразумия, и сея тем самым сомнения. И нам стоит знать эти ловушки «в лицо» - поименно, или, вернее, «пословесно», чтобы мы могли их отслеживать и сохранять верность выбранному курсу.
1. «Всего лишь».
Это метод занижения значимости проступка, чтобы человек не терзал себя угрызениями совести. Попытка представить явный грех с другой, более «безобидной» стороны. Подобный метод был использован шайтаном в работе с одним праведником, который поклонялся в уединении в течение 40 лет и чьим последним поступком был поклон шайтану. Сначала шайтан сдружился с ним, поклоняясь и выдерживая посты, затем внушил ему доверие к себе, затем дал совет, последовав которому праведник стал лечить людей, а затем привел к нему девушку для лечения, и когда праведник отказался приближаться к чужой женщине, он нашептал ему: «Ты всего лишь скажешь слова заклинания, и сразу выйдешь».
«Всего лишь» – с этих слов началось первое прелюбодеяние в истории того праведника, затем был обман, убийство девушки и ребенка, а затем и последний поклон, сделанный перед шайтаном. В одном из хадисов сказано: «Поистине, верующий смотрит на свои грехи так, будто он сидит у подножия горы и боится, что она обрушится на него, а нечестивый считает свои грехи чем-то вроде мухи, пролетающей у его носа». Так, например, могут оправдываться те, кто поддерживает однополые отношения: «Это всего лишь любовь двух людей». Или те, кто воруют чужое имущество: «Мы всего лишь хотим накормить свои семьи» И т.д.
2. «Чуть-чуть», «всего один раз», «один глоточек».
В данном случае шайтан наущает, что «один раз» не причинит много вреда, а потом можно будет отказаться, покаяться и т.д. Но важно помнить – шайтан-обманщик, его интересует настоящий момент и он готов использовать все средства, чтобы побудить человека совершить грех именно сейчас. Когда настанет очередь «второго раза», он не отстанет, а найдет новые средства убеждения, наущения, другие доводы. Его не волнует будущее, и с чего вы взяли, что попробовав один раз, вам не захочется повторить? А если вам понравится? Тогда у вас два варианта: либо продолжить, либо мучиться, преодолевая свое желание. Так стоит ли этот «один раз» или «совсем чуть-чуть» стольких мук?
Особенно этот метод популярен в привитии алкоголизма. «Один глоток не помешает», «пару стопок еще никого не убили» и т.п. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запрещено (харам) в малом». (Ахмад, Абу Дауд, Ат-Тирмизи) Так что не пренебрегайте малыми грехами – любой из них может стать последним поступком в жизни.
3. «Так делают все».
Человек во многом зависим от общества. И часто потребность быть частью сообщества и получать признание группы побеждает голос одного лишь здравого разума. Так и получается, что человек, сам того не ведая, может идти за обществом, причиняя себе вред, «потому что так делают все». Однако не случайно почти каждому дарована возможность сознательно мыслить и быть самостоятельным.
Чтобы мы не полагались на вкусы большинства, чтобы мы были критичны к навязываемым стереотипам, мыслительным и поведенческим паттернам. Как сказано в Коране: «Ни одна душа не понесет чужого бремени, и если обремененная душа взмолится о том, чтобы ей помогли нести ее ношу, ничто не будет взято из нее, даже если просящий окажется близким родственником». «Так делают все» - это всего лишь обманка, которая по сути не меняет тяжести греха и не снимает ни с одного из участников ответственности.
Понятно, что человек не может не совершать грехи. Но все же знать подобные «трюки ума» важно, чтобы тех дел, которые будут доводами за ваше благополучие, было больше, чем тех, которые послужат препятствием вашему счастью.