Рамадан. Три степени поста
Рамадан. Три степени поста
5 лет назад 4665

Вы, наверное, знаете, что пост бывает трёх степеней (дараджа): пост обычных людей, пост избранных и пост избранных из избранных.

Пост обычных людей ограничивается исполнением внешних обязательных норм,  то есть воздержанием от употребления пищи,  питья и  супружеских отношений.

Однако самой высокой из степеней является пост избранных из избранных. Он заключается в удержании сердца от любых мыслей, кроме мыслей о Всевышнем. При этом постящийся, отдавая себя всецело Истине, соблюдает пост внешне и внутренне, отказываясь от всего, кроме Него. О чём бы  ни размышлял, ты не должен думать ни о чём, кроме как о Всевышнем. Всё, что связано с чем-либо, что не относится к Нему, нарушает пост. Если ты охвачен мирскими целями, хотя это и дозволительно, твой пост становится недействительным. Однако исключением является занятость мирским, что помогает тебе на религиозном пути, ибо оно не принадлежит дальнему миру. Это  степень приближённых к Богу (авлийа') и правдивейших (сиддикун). Её достигает не каждый.

Три степени поста в Рамадан

Что касается поста избранных, то он заключается в удержании верующим своих частей тела от недостойного, что не сводится к утробе и гениталиям. Полнота такого поста бывает в шести вещах.

Первая – удерживать взор от всего, что отвлекает от Всевышнего, в особенности, от всего, что побуждает в тебе страсть, ибо пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Взгляд – стрела из отравленных ядом стрел Сатаны. Всякий, кто из страха перед Всевышним от неё убережётся, будет жалован верой, сладость которой он обнаружит в своём сердце».

Сподвижник Анас (да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пять вещей прекращают пост: ложь, хула, сплетни, ложная клятва и страстный взгляд».

Вторая – удерживать язык от вздора и от всего, в чём нет нужды. Надо или постоянно молчать, или быть занятым поминанием Всевышнего (зикр) и чтением Корана, так как споры и пререкания, причисляемые ко вздору, наносят вред посту. Однако хула и ложь, по мнению некоторых учёных, делают недействительным также пост обычных людей. В предании говорится о том, как две женщины, державшие пост, занимались при этом хулой. Случилось так, что, боясь умереть от жажды, они попросили у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) разрешение прекратить пост. Он отослал им кубок, чтобы они туда сплюнули. Из глотки каждой вышло по сгустку крови. От увиденного люди пребывали в изумлении. Затем Посланник (мир ему и благословение) промолвил:

«Эти две женщины постились, воздерживаясь от того, что Всевышний разрешил, прервав пост тем, что Он запретил: они занимались хулой, а вырвавшееся из их глоток – мясо людей, которых они поедали».

Третья – удерживать уши, ибо всё, что недостойно высказывать, то недостойно и слушать, а слушающий становится соучастником говорящего в грехе, лжи, хуле и тому подобном.

Четвёртая – удерживать от недостойного руки, ноги и все части тела. Всякий, кто, соблюдая пост, совершает такие недостойные деяния, подобен больному, который воздерживается от фруктов, принимая яд. Ибо грех – яд, а еда – пища, избыточное употребление которой вредно, но основа которой не является вредоносной. Поэтому Посланник (мир ему и благословение)  сказал: «На долю большинства постящих из поста выпадает лишь голод и жажда».

Пятая – не употреблять во время разговения сомнительную и запретную пищу, а также не употреблять чрезмерно разрешённую, ибо какая цель достигается при употреблении за ночь того, что является пищей целого дня? Ведь цель поста – ослабление страстей. А употребление в один присест двухразовой нормы еды приумножает страсть, в особенности, когда едят разнообразные блюда. Ведь пока у него не будет пуст желудок, сердце не очистится. Более того, следует воздержаться от чрезмерного дневного сна, дабы почувствовать усталость и голод. А когда он переест на ночь, тогда его быстро сморит сон, и он не сможет сделать ночной намаз. Поэтому Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Ни одна из заполняемых ёмкостей не является для Всевышнего более враждебным, чем желудок».

Шестая – после разговения  сердце постящего должно пребывать между страхом и надеждой, не зная, примут его пост или нет.

Хасан аль-Басри (да пребудет над ним милость Аллаха), проходя во время  праздника мимо группы людей, которые смеялись и развлекались, сказал:

«Всевышний сделал из месяца Рамадана площадь, чтобы Его рабы добивались значительности и превосходства в смирении. Некоторые добились преимущества, а некоторые отстали. Удивление вызывают те, кто смеются и не ведают истины своего состояния. Клянусь Господом, если снимут покров с деяний, то будут заняты те, у кого принят пост своей радостью, а у кого отвергнут – своей печалью. Таким образом,  пост всякого, кто ограничивает себя лишь отказом от еды и питья, будет формальным и бездуховным, ибо дух и истина поста состоят в том, чтобы уподобить себя ангелам (а у ангелов вообще отсутствует страсть).

Каждый человек, в ком преобладает страсть,  пребывает в степени животных. Когда страсть его уменьшится, тогда он обретёт некое подобие ангела. А когда он, готовясь к вечернему намазу, полностью отдаёт страсти то, что она желает (т. е. объедается), то страсть в нём усиливается, а не ослабевает. И не обретается дух поста.

По книге Имама аль-Газали «Эликсир счастья»

0 комментариев