1. Однажды имам Абу Ханифа(рахматуллахи алейх) сидел рядом со своим учителем — имамом А’амашем (рахматуллахи алейх), который сам был специалистом в области кираата и хадисов. В этот момент имаму Абу Ханифе (рахматуллахи алейх) задали вопрос, после ответа на который его учитель — имам А’амаш — попросил его предоставить доказательства данного им ответа. Тогда имам Абу Ханифа начал цитировать хадисы, которые он слышал непосредственно от самого имама А’амаша, с указанием полной цепочки рассказчиков вплоть до Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Когда он привел уже шестой хадис в качестве доказательства верности своего ответа, имам А’амаш остановил его, сказав: «Достаточно. За короткий промежуток времени ты привел мне то, что я тебе рассказывал более ста дней. Я и не предполагал, что ты будешь практиковать все эти хадисы.
يا معشر الفقهاء ! أنتم الأطباء ونحن الصيادلة
О факихи! Вы — лекари, а мы (передатчики хадисов) — аптекари» (Он имел в виду, что передатчики хадисов лишь передают хадисы подобно тому, как аптекарь раздает лекарства, а факихи показывают применение этих хадисов подобно тому, как врач прописывает подходящее лекарство для конкретной болезни). Далее имам А’амаш обратился к имаму Абу Ханифе со словами:
وأنت أيها الرجل أخذت بكلا الطرفين
«Но ты достиг и того, и того (т.е. ты и мухаддис, и факих; передаешь хадисы и поясняешь их правильное применение)» («Манакибуль Имамиль А’азам» — Али Аль-Кари, с «Аль-Джавахируль Мудиах», т.2, стр.484).
2. Однажды имама Ахмада бин Ханбаля (рахматуллахи алейх) спросили: «Можно ли назвать факихом того, кто наизусть знает сто тысяч хадисов?» Он ответил: «Нет». Тогда спрашивавший снова задал вопрос: «А что насчет двухсот тысяч?» Имам снова дал отрицательный ответ. Тогда его еще раз спросили: «А триста тысяч?» Имам Ахмад снова ответил отрицательно. «А что насчет четырехсот тысяч хадисов?» Имам Ахмад сделал рукой жест, подразумевающий, что такой человек, быть может, и вправе быть факихом и муджтахидом, который будет давать людям фетвы («И’илямуль Мувакки’ин», т.1, стр.36).
Аналогичный случай произошел с Яхъей бин Ма’ином (рахматуллахи алейх). Он также отвечал отрицательно, пока его не спросили о знании наизусть пятисот тысяч хадисов. На это он ответил: «У меня есть надежда, что такой человек может подойти» («Аль-Джами’у ли Ахлякир Рави уа Адабис Сами», стр. 345).
В другом повествовании говорится, что о пятисот тысячах хадисах говорил и имам Ахмад (рахматуллахи алейх) (Аль-Мусаввадах, Асаруль Хадисиш Шариф, стр.175).
Исследуя статус имама Абу Ханифы и масштаб его личности, мы обнаруживаем, что неоспоримым фактом является то, что он был одним из величайших факихов. Мухаддис и блистательный факих Суфьян Саури (рахматуллахи алейх) говорил о нем:
أفقه أهل الأرض
«Абу Ханифа — величайший факих на всей земле» («Кава’ид фи ‘улюмиль хадис», стр.310).
Абдулла бин Мубарак (рахматуллахи алейхи) говорил:
أفقه الناس أبو حنيفة ، ما رأيت في الفقه مثله
«Абу Ханифа — величайший факих; я не вижу равного ему в фикхе»(«Тахзибут Танзиб», т.10, стр.450).
Имам Шафии (рахматуллахи алейх) говорил:
الناس عيال في الفقه على أبي حنيفة
«Каждый человек — в долгу у Абу Ханифы в области фикха» («Тахзибут Танзиб», т.10, стр.450). Если знание наизусть пятисот тысяч хадисов является лишь минимальным требованием для того, чтобы быть факихом, то можно представить, сколько хадисов должен был знать имам Абу Ханифа, чтобы получить столь высокий статус среди факихов — вплоть до титула «величайшего факиха».
Хафиз Абу Яхъя Закария Найсабури (рахматуллахи алейх) в своем труде «Манакибу Аби Ханифа» цитирует высказывание имама Абу Ханифы:
عندي صناديق من الحديث ، ما أخرجت منها إلا اليسير الذي ينتفع به
«У меня целые сундуки хадисов. Я передал лишь небольшую их часть, из которой люди могут легко извлекать пользу» («Аль-Имам Ибну Маджах уа Китабуху Ас-Сунан», стр.54).
3. Мис’ар бин Кидам (рахматуллахи алейх) был великим мухаддисом и современником имама Абу Ханифы. Он обладал такими знаниями в области хадисов, что великие имамы — такие, как Шу’ба и Суфьян Саури, рахматуллахи алейхима (каждый из которых был известен как «Амир-уль-Му’минин филь хадис», т.е. лидер верующих в науке хадисов) — обращались к нему, если у них были разногласия между собой по какому-то вопросу, касающемуся хадисов. Они говорили друг другу: «Пойдем к Мизану (эталону) Мис’ару бин Кидаму» («Аль-Имам Ибну Маджах уа Китабуху Ас-Сунан», стр.50). Однажды он сказал:
طلبت مع أبي حنيفة الحديث فغلبنا ، وأخذنا في الزهد فبرع علينا ، وطلبنا معه الفقه فجاء منه ما ترون
«Я учился хадисам вместе с Абу Ханифой, и он превзошел нас. Мы сосредотачивались на набожности и воздержании от мирского, и в этом он тоже был лучшим. Потом мы вместе с ним изучали фикх, но и в этой области он добился таких результатов, которые вы легко можете увидеть» («Манакибу Аби Ханифа» — Захаби, стр.27). Общеизвестным фактом является то, что одним из самых значимых восхвалений является комплимент того, кто является современником прославляемого человека, поскольку между современниками обычно существует соперничество. Кроме того, в данном случае этот современник не просто некий обычный человек, а великий специалист в области хадисов. Его слова дополнительно подтверждает высказывание Макки бин Ибрахима и Язида бин Харуна (рахматуллахи алейхима):
أحفظ أهل زمانه
«Абу Ханифа был величайшим хафизом хадисов своего времени» («Ибни Маджах аур ‘Ильми Хадис», стр. 166).
4. У корифеев прежних времен было принято вносить свой вклад в область хадисов посредством издания хадисов Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) в виде книги. Так поступил и имам Абу Ханифа, написав свой широкопризнанный труд «Китаб-уль-Асар». Уникальной особенностью этого труда явилось то, что он был составлен в систематическом виде в соответствии с последовательностью тем фикха — так стали обычно поступать факихи и мухаддисы, пришедшие уже после него. Кроме того, в данном труде оказалась освещена каждая из глав, обычно встречаемых в книгах по фикху. Собрания хадисов, появившиеся на свет до собрания имама Абу Ханифы, не имели систематического вида — в них просто приводились хадисы без разбивки на главы или классифицирования по темам. Также были другие собрания хадисов, которые в какой-то мере приводили хадисы в некоторой последовательности, но при этом они были посвящены только небольшому количеству тем. Поэтому старейшим из всех систематических сборников достоверных хадисов, сохранившихся по сей день, является «Китаб-уль-Асар» имама Абу Ханифы. («Ибни Маджах аур ‘Ильми Хадис», стр.159)
В нем он подобрал хадисы из собрания в сорок тысяч хадисов («Ибни Маджах аур ‘Ильми Хадис», стр.164).
Помимо «Китаб-уль-Асар» существуют около 15 сборников хадисов имама Абу Ханифы («Шарху Муснади Аби Ханифа» — Али Аль-Кари, стр.7).
Мулла Али Кари (рахматуллахи алейх) писал: «Общее количество шейхов (учителей) имама Абу Ханифы доходит до сорока тысяч» («Шарху Муснади Аби Ханифа» — Али Аль-Кари, стр.8).