Не­вежес­тво при­водит сво­его спут­ни­ка к уни­жению в об­щес­тве
Не­вежес­тво при­водит сво­его спут­ни­ка к уни­жению в об­щес­тве
5 лет назад 5268 www.umma-42.ru/

Мно­гих лю­дей мож­но об­ма­нуть из-за их не­вежес­тва, ко­торое пред­став­ля­ет­ся им зна­ни­ем и ко­торым они бах­ва­лят­ся, чувс­твуя своё пре­вос­ходс­тво над дру­гими. Вот так не­вежес­тво по­казы­ва­ет сво­ей жер­тве ложь ис­ти­ной, а прав­ду об­ле­ка­ет в фаль­шь. Оно ук­ра­ша­ет пе­ред че­лове­ком ошиб­ку, по­ка та не воз­растёт в его гла­зах до уве­рен­ности и ис­ти­ны.

По­это­му ты ви­дишь, как этот не­уч раз­гла­голь­ству­ет с от­тенком са­мо­оболь­ще­ния, с па­фосом и вы­соко­мери­ем, и за­меча­ешь, как он пре­воз­но­сит­ся над каж­дым, кто бе­седу­ет с ним, по при­чине все­го то­го, что вну­ша­ет ему его нег­ра­мот­ность. И это в то вре­мя, как этот не­веж­да, воз­можно, ни­же сво­его со­бесед­ни­ка, ко­торый ком­пе­тен­тнее и зна­ет в ты­сячи раз боль­ше, чем он.

Та­ким же об­ра­зом ему ка­жет­ся, что как учё­ные, так и не­вежес­твен­ные му­жи смот­рят на не­го с удив­ле­ни­ем, ко­торое от­ра­жа­ет­ся на их ли­цах, од­на­ко при­чина их изум­ле­ния не в ска­зан­ном им, а в за­меша­тель­стве от то­го, ка­кую бес­смыс­ли­цу тот не­сёт.

Вот так про­тека­ла жизнь и рань­ше, и сей­час. Ещё аль-Му­танаб­би (ве­ликий араб­ский по­эт) приз­на­вал­ся в сво­их сти­хах:

Мне на бед­ность смот­реть лег­че и про­ще в ра­зы, Чем на ра­ба, се­бя во­зом­нивше­го вла­дыкой зем­ли.

В то же вре­мя ты ви­дишь учё­ного, ко­торый вся­кий раз, как под­ни­ма­ет­ся до но­вых зна­ний, ис­полня­ет­ся скром­ности сре­ди лю­дей, и каж­дый раз, как он ис­полня­ет­ся скром­ности, его сте­пень в гла­зах на­рода и ува­жение к не­му по­выша­ет­ся.

Не­вежес­тво при­водит сво­его спут­ни­ка к уни­жению в об­щес­тве. Ес­ли он воз­вы­сит­ся над ос­таль­ны­ми из-за сво­его не­вежес­тва, и мы спа­су­ем пе­ред ним, скло­ним свои ду­ши, что­бы при­нять его и пой­ти на ус­тупки, то мы тем са­мым слов­но вы­делим его сре­ди на­шей об­щи­ны.

Та­ким об­ра­зом ста­ли пар­ти­ями и сек­та­ми, а ведь каж­дая груп­па ра­ду­ет­ся то­му, что име­ет. Эго­изм по­селил­ся в на­шем об­щес­тве, ко­торое счи­талось са­мым по­каза­тель­ным при­мером че­лове­чес­кой ци­вили­зации, со­лидар­ности и сог­ла­сия; и каж­дый из нас стал уде­лять вни­мание толь­ко са­мому се­бе и за­ботить­ся лишь о сво­ей вы­годе.

На­ши сер­дца пе­репол­ни­лись не­навистью, и не­кото­рые из нас ста­ли пи­тать та­кую зло­бу и ожес­то­чение к по­бор­ни­кам сво­ей ре­лигии и ве­ры по при­чине идей­ных раз­ногла­сий с ни­ми, раз­ных иде­оло­гичес­ких нап­равле­ний или жаж­ды гла­венс­тва и пред­во­дитель­ства, ка­кую они не ис­пы­тыва­ли да­же к вра­гам на­шей об­щи­ны – и­уде­ям и крес­то­нос­цам.

Вмес­то то­го, что­бы нас­тавлять лю­дей и обу­чать их по­зици­ям ис­ти­ны, ко­торые воз­вы­сили и ещё воз­вы­сят нас, мы ста­ли на­тас­ки­вать их, как убе­речь­ся от Зей­да, не­нави­деть Ам­ра, сто­ронить­ся та­кого-то или дис­кре­дити­ровать дру­гого.

Из об­щи­ны, ко­торая выс­та­ива­ла но­чи в мо­лит­вах, а дни усер­дно про­води­ла в пос­тах, мы прев­ра­тились в об­щи­ну, бес­печно спя­щую по но­чам, шу­тящую и иг­ра­ющую днем. Мы про­водим ночь в спо­рах и пре­пира­тель­ствах, в за­няти­ях, от ко­торых на­ша об­щи­на, воз­можно, уже из­ба­вилась ве­ками ра­нее вмес­те со сплет­ня­ми, пок­лё­пом и злос­ло­ви­ем о дру­гих. Мы про­сыпа­ем ут­реннюю мо­лит­ву, ко­торая счи­та­ет­ся раз­де­литель­ной чер­той меж­ду ве­рой и ли­цеме­ри­ем, а за­тем ут­вер­жда­ем, что усердству­ем во имя ис­лам­ско­го при­зыва.

И без то­го пе­чаль­ное по­ложе­ние дел усу­губ­ля­ет­ся, ког­да не­кото­рые из нас на­чина­ют об­ви­нять в не­верии и гре­хопа­дении дру­гих. Эти уз­ко­лобые лю­ди поз­во­ля­ют се­бе ли­шать дру­гих ми­лос­ти Все­выш­не­го Ал­ла­ха, ко­торая объ­ем­лет вся­кую вещь, ог­ра­ничив её для му­суль­ман, про­тивос­то­ящих их не­вежес­твен­ным взгля­дам.

Боль­шей бе­дой яв­ля­ет­ся то, что мы не лю­бим ту ре­лигию, к ко­торой при­зыва­ем и во имя ко­торой сра­жа­ем­ся, пи­тая при этом от­вра­щение к зна­ни­ям о ней и пра­виль­но­му по­нима­нию – так, что мы ста­ли ре­лиги­оз­ны­ми, но не­вежес­твен­ны­ми в от­но­шении ре­лигии, ко­торую ис­по­веду­ем, мы ста­ли при­зывать к ней, но не поз­на­ли суть это­го при­зыва. Всё ос­ложня­ет­ся ещё и тем, что мы име­ем дер­зость из­да­вать фет­вы, не ос­но­выва­ясь на зна­нии, и ба­рах­та­ем­ся в них до тех пор, по­ка не раз­ре­шим мно­гое из то­го, что зап­ре­тил Ал­лах.

Нам не хва­тило это­го, и не­кото­рые лю­ди прев­ра­тились в го­лод­ных вол­ков, но не для то­го, что­бы вце­пить­ся зу­бами во вра­гов ис­лам­ской об­щи­ны, а для то­го, что­бы на­пасть на ве­ликих лю­дей ум­мы, ко­торые ока­зали по­чёт зем­ле сво­им при­сутс­тви­ем, на тех, пос­редс­твом чь­его усер­дия рас­простра­нилась эта ре­лигия. Так мы ста­ли мо­гучим инс­тру­мен­том раз­ру­шения то­го нас­ле­дия, что ос­та­вила пос­ле се­бя эта не­ког­да ве­ликая об­щи­на. Дос­та­точ­но нам в ка­чес­тве вра­гов то­го, к ка­ким гра­ницам при­вели на­ши дей­ствия и ка­кой целью они ру­ководс­тво­вались.

Вот так не­вежес­тво прев­ра­ща­ет че­лове­ка в средс­тво раз­ру­шения и пор­чи, вмес­то то­го что­бы прет­во­рять в жизнь идеи, ра­ди ко­торых Ал­лах пос­та­вил его пре­ем­ни­ком на зем­ле: со­зида­ние и нас­тавле­ние.

(Из кни­ги шей­ха Ха­сана Хи­ту «Аль-Му­тафай­хи­кун»)

0 комментариев