Многих людей можно обмануть из-за их невежества, которое представляется им знанием и которым они бахвалятся, чувствуя своё превосходство над другими. Вот так невежество показывает своей жертве ложь истиной, а правду облекает в фальшь. Оно украшает перед человеком ошибку, пока та не возрастёт в его глазах до уверенности и истины.
Поэтому ты видишь, как этот неуч разглагольствует с оттенком самообольщения, с пафосом и высокомерием, и замечаешь, как он превозносится над каждым, кто беседует с ним, по причине всего того, что внушает ему его неграмотность. И это в то время, как этот невежда, возможно, ниже своего собеседника, который компетентнее и знает в тысячи раз больше, чем он.
Таким же образом ему кажется, что как учёные, так и невежественные мужи смотрят на него с удивлением, которое отражается на их лицах, однако причина их изумления не в сказанном им, а в замешательстве от того, какую бессмыслицу тот несёт.
Вот так протекала жизнь и раньше, и сейчас. Ещё аль-Мутанабби (великий арабский поэт) признавался в своих стихах:
Мне на бедность смотреть легче и проще в разы, Чем на раба, себя возомнившего владыкой земли.
В то же время ты видишь учёного, который всякий раз, как поднимается до новых знаний, исполняется скромности среди людей, и каждый раз, как он исполняется скромности, его степень в глазах народа и уважение к нему повышается.
Невежество приводит своего спутника к унижению в обществе. Если он возвысится над остальными из-за своего невежества, и мы спасуем перед ним, склоним свои души, чтобы принять его и пойти на уступки, то мы тем самым словно выделим его среди нашей общины.
Таким образом стали партиями и сектами, а ведь каждая группа радуется тому, что имеет. Эгоизм поселился в нашем обществе, которое считалось самым показательным примером человеческой цивилизации, солидарности и согласия; и каждый из нас стал уделять внимание только самому себе и заботиться лишь о своей выгоде.
Наши сердца переполнились ненавистью, и некоторые из нас стали питать такую злобу и ожесточение к поборникам своей религии и веры по причине идейных разногласий с ними, разных идеологических направлений или жажды главенства и предводительства, какую они не испытывали даже к врагам нашей общины – иудеям и крестоносцам.
Вместо того, чтобы наставлять людей и обучать их позициям истины, которые возвысили и ещё возвысят нас, мы стали натаскивать их, как уберечься от Зейда, ненавидеть Амра, сторониться такого-то или дискредитировать другого.
Из общины, которая выстаивала ночи в молитвах, а дни усердно проводила в постах, мы превратились в общину, беспечно спящую по ночам, шутящую и играющую днем. Мы проводим ночь в спорах и препирательствах, в занятиях, от которых наша община, возможно, уже избавилась веками ранее вместе со сплетнями, поклёпом и злословием о других. Мы просыпаем утреннюю молитву, которая считается разделительной чертой между верой и лицемерием, а затем утверждаем, что усердствуем во имя исламского призыва.
И без того печальное положение дел усугубляется, когда некоторые из нас начинают обвинять в неверии и грехопадении других. Эти узколобые люди позволяют себе лишать других милости Всевышнего Аллаха, которая объемлет всякую вещь, ограничив её для мусульман, противостоящих их невежественным взглядам.
Большей бедой является то, что мы не любим ту религию, к которой призываем и во имя которой сражаемся, питая при этом отвращение к знаниям о ней и правильному пониманию – так, что мы стали религиозными, но невежественными в отношении религии, которую исповедуем, мы стали призывать к ней, но не познали суть этого призыва. Всё осложняется ещё и тем, что мы имеем дерзость издавать фетвы, не основываясь на знании, и барахтаемся в них до тех пор, пока не разрешим многое из того, что запретил Аллах.
Нам не хватило этого, и некоторые люди превратились в голодных волков, но не для того, чтобы вцепиться зубами во врагов исламской общины, а для того, чтобы напасть на великих людей уммы, которые оказали почёт земле своим присутствием, на тех, посредством чьего усердия распространилась эта религия. Так мы стали могучим инструментом разрушения того наследия, что оставила после себя эта некогда великая община. Достаточно нам в качестве врагов того, к каким границам привели наши действия и какой целью они руководствовались.
Вот так невежество превращает человека в средство разрушения и порчи, вместо того чтобы претворять в жизнь идеи, ради которых Аллах поставил его преемником на земле: созидание и наставление.
(Из книги шейха Хасана Хиту «Аль-Мутафайхикун»)