На пике Золотого века мусульманской цивилизации арабский язык был языком общения, который использовался в науке, поэзии, литературе и искусстве.
Мусульманские учёные оказали человечеству большую услугу, переведя научные книги с греческого, римского, индийского, персидского и египетского языков, часть которых могла быть потеряна, если бы не переводы на арабский.
Джордж Сартон в книге «Истории науки» писал: «Со второй половины восьмого века и до конца 11-го века арабский язык был языком науки, прогрессивным языком человечества …».
Вот некоторые сферы, в которых арабский язык проявил себя в качестве универсального языка.
1. Арабский как язык науки
В Золотой век мусульманской цивилизации учёные, художники, инженеры, поэты, философы внесли свой вклад в науку, экономику, литературу, философию, медицину, сохраняя традиции прошлого и используя собственные изобретения. В эпоху правления Омейядов, а затем и Аббасидов учёные пользовались огромной поддержкой со стороны правителей.
Универсальным языком науки тогда стал арабский язык. Учёные из разных стран от Кордовы до Багдада и Самарканда имели возможность общаться на одном языке. В 9 веке правители Багдада проводили регулярные интеллектуальные встречи, во время которых богословы, философы и астрономы собирались, чтобы обсудить свои идеи.
Газета «Гардиан» отмечала в своих материалах: «Багдад был домом мудрости», он был непревзойденным центром изучения гуманитарных наук, а также математики, астрономии, медицины, химии, зоологии и географии … Опираясь на персидские, индийские и греческие тексты, ученые накопили наибольшую коллекцию знаний в мире, а также создали собственные изобретения».
Такие известные ученые, как Ибн аль-Хайтам Аль-Суфи, Ибн Сина, Ар-Рази, Аль-Хорезми, Аль-Кинди, Аль-Джахиз, всего лишь небольшая часть тех людей, которые совершили научные открытия, повлиявшие в том числе на современную цивилизацию.
2. Арабский как язык астрономии
Одной из наук, в которую мусульманские ученные внесли значительный вклад, является астрономия. Астрономы сделали эпохальные открытия и первыми зафиксировали звездную систему за пределами нашей галактики.
Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В 1259 году ат-Туси основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию близ Тебриза.
Мусульмане усовершенствовали инструмент для определения местоположения звёзд и измерения расстояния между ними.
Среднеазиатский учёный аль-Фергани открыл существование пятен на Солнце, а его труды в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия.
Когда классический труд Клавдия Птолемея «Альмагест» был переведен на арабский язык в 9-м веке, многие имена звезд зазвучали на арабском языке. Эти названия сохранились по сию пору.
3. Арабский как язык искусства и красоты
Искусство стало одной из областей, где гении мусульманской цивилизации получили мировое признание.
Одной из декоративных форм искусства широко развитых в исламской культуре стала каллиграфия. Развитие каллиграфии произошло, как объясняют исследователи, вследствие важности арабского языка в Исламе.
4. Арабский как язык поэзии
Традиционно поэзия в арабском мире была чрезвычайно красноречивой и сильной.
Старейшие образцы арабской поэзии восходят к началу 6 в. н.э., то есть всего лишь столетие отделяет их от зарождения ислама.
Одновременно с возрождением различных наук, новой темой арабской поэзии становились научные исследования, открытия. Например, открытия знаменитого врача Ибн Сины также воспевались в арабской поэзии.
5. Арабский как язык литературы
Арабы (да и не только они) уже давно считают свой язык совершенным инструментом точности, ясности и красноречия, о чем свидетельствует сам Коран.
В дополнение к поэзии во времена Аббасидов процветала проза. Автором наиболее известной арабской прозы в то время был Аль-Джахиз, живший в восьмом веке в Багдаде. Аль-Джахиз стал одним из ведущих интеллектуалов того периода. Его книга «Аль-Бухара» наполнена остроумием и проницательным изучением человеческой психологии.