Наука толкования Корана – тафсир – родилась во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
И это не удивительно, ведь, в сущности, одной из главных задач Пророка была интерпретация Корана, о чем мы поговорим ниже.
Аллах говорит: «[Мы даровали посланникам] ясные знамения и писания, а тебе ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано прежним посланникам, — быть может, они одумаются» (Коран, 16:44).
Тафсир во времена Пророка Мухаммада
При жизни Посланника толкование Корана было относительно простым делом по нескольким причинам. Во-первых, сподвижники Пророка сами были свидетелями ниспослания Корана и видели, при каких обстоятельствах оно происходило. Они понимали причины явления того или иного аята, поэтому им не приходилось заниматься исследованиями, как это делали толкователи Корана позднее.
Во-вторых, язык, на котором говорили первые мусульмане, и был языком Корана, так как он был явлен именно на их диалекте. Таким образом, понимание языка Корана, в общем, не вызывало у них затруднений.
И последнее – самое важное, - был жив Пророк (мир ему и благословление), и даже если они не все понимали, мусульмане могли обратиться к нему за разъяснением. Именно так они поступили, когда был явлен, например, этот аят: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость» (Коран, 6:82).
Асхабы спросили: «О, Посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо (со своей душой)?» Пророк ответил: «Разве вы не слышали слова Лукмана: «Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ведь ширк – великая несправедливость» (аль-Бухари).
Иными словами, Пророк сообщил, что несправедливостью в этом аяте назван ширк или приравнивание кого-либо к Аллаху.
Сподвижники очень заботились о том, чтобы правильно понять смысл всех аятов до единого. Абу Абдуррахман ас-Сулами (ум. 75 год по хиджре) сообщил, что, изучая Коран, Усман ибн Аффан и Абдулла ибн Масуд и другие, выучивали десять аятов, после чего непременно останавливались и не продолжали дальше, пока не усвоят все идеи и все заповеди выученных аятов. Они говорили: «Мы изучаем Коран, а вместе с ним – его идеи и запреты». Это доказывает, что сподвижники Пророка стремились понять Коран настолько, что не брались запоминать новый аят, пока не убедятся, что полностью усвоили содержание предыдущих.
Времена асхабов
После смерти Пророка началась систематизация тафсира как науки. Следует учесть, что первыми толкователями Корана, фактически, были его сподвижники. Их тафсир опирался на сам Коран, высказывания Пророка, правила арабской грамматики и стилистики, их личные рассуждения (иджтихад), а также языческие обычаи, преобладавшие в период Откровения, и иудейско-христианские писания. Подробнее мы остановимся на этих источниках ниже.
Среди сподвижников было много известных толкователей Корана. Ас-Суюти пишет: «Среди сподвижников знанием тафсира выделялись десять: аль-хулафа ар-рашидун (четыре праведных халифа), Абдулла ибн Масуд, Абдулла ибн Аббас, Убай ибн Кааб, Зайд ибн Сабит, Абу Мусса аль-Ашари и Абдулла ибн Зубайр.
Что касается халифов, то большая часть толкований принадлежит Али ибн Абу Талибу; что касается трех остальных, то об их толкованиях довольно мало сообщений, так как они относительно рано умерли…» (Тафсир аль-джалалайн). То есть, толкования Абу Бакра, Умара и Усмана меньше распространены в силу того факта, что их не успели собрать до их смерти. Кроме того, в их время не было большой необходимости много заниматься интерпретациями Корана, потому что тогда многие сподвижники Пророка еще были живы и жили повсюду. Но позднее, например, в период правления Али, толковать Коран приходилось уже намного чаще.
Помимо этих десяти сподвижников были и другие известные толкователи, такие как Анас ибн Малик, Абу Хурайра, Джабир ибн Абдулла и Аиша, хотя они и не относились к категории тех, кого упомянул ас-Суюти.
Самым авторитетным знатоком смыслов Корана из асхабов считается ибн Аббас. Абдулла ибн Умар сказал, что Ибн Аббас – «самый знающий из тех, кто остался на земле и разбирается в том, что ниспослано Мухаммаду (мир ему и благословение)».
Известно, что Пророк сам молился за ибн Аббаса: «О Аллах! Научи его Книге и мудрости!» (Ахмад).
В другом хадисе сообщается, что он сказал: «О Аллах! Наставь его в религии и толковании» (аль-Бухари).
Ибн Аббас с малых лет сопровождал Посланника, так как они были двоюродными братьями, а его тетя Маймуна была женой Посланника.
Ибн Аббас пользовался большим уважением асхабов, несморя на свой возраст (ему было всего лишь тринадцать лет, когда умер Пророк). Умар часто разрешал ибн Аббасу присутствовать на встречах старших сподвижников, некоторые из них даже жаловались: «Почему ты позволяешь ему входить? У нас тоже есть сыновья того же возраста». Умар отвечал: «Потому что он из самых знающих среди вас!».
Однажды он созвал их, чтобы доказать свою правоту, и спросил их мнение об аяте: «Когда придет помощь Аллаха, и настанет победа» (Коран, 110:1).
Некоторые сказали: «Нам было приказано восхвалять Аллаха и просить о Его прощении, когда придет помощь Аллаха, и мы победим (наших врагов)» Некоторые промолчали и не сказали ничего. Тогда Умар обратился к ибн Аббасу с вопросом, думает ли он так же. И тот ответил: «Нет… Это признак приближающейся смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение), о котором нам сообщил Аллах. Этот аят означает: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния» (Коран, 110:1-3).
На это Умар сказал: «Я не знаю другого толкования этой суры» (аль-Бухари).
Толкования ибн Аббаса, а также Абдуллы ибн Масуда, Али ибн Абу Талиба и Убая ибн Кааба – самые многочисленные толкования сподвижников, которые встречаются в литературе тафсира. Каждый из них при жизни создавал школы изучения Корана, и оставил после себя множество учеников среди табиинов.
Но сахабы оставили комментарии не всех аятов Корана. Это объясняется тем, что в то время большая часть Корана была понятна, дискуссии возникали только по спорным аятам, и тогда сподвижники давали свое толкование. Их толкование обычно представляло собой изложение аята более понятными словами или объяснение определенной фразы или слова при помощи доисламских поэтических образов. Отметим, что в сравнении со следующими, для этого периода характерны лишь незначительные расхождения в тафсире.
Период табиинов
После поколения сподвижников обязанность объяснять Коран легла на их учеников и последователей. Табиины использовали для толкований Корана те же источники, что и сахабы, а также добавили к этим источникам существующие интерпретации сахабов. Они понимали, что толкования, данные сподвижниками Пророка несравнимы по важности с толкованиями тех, кто жил после них.
Таким образом, у этого поколения были следующие источники тафсира: Коран, высказывания Пророка (мир ему и благословение), сообщенные его сподвижниками, личные умозаключения сподвижников (иджтихад), арабский язык, их собственные умозаключения (иджтихад), а также иудейско-христианские писания.
После смерти Пророка сподвижники разъехались по разным городам, чтобы учить людей религии Ислам. Каждый из них имел своих последователей, большинство из которых стали учеными и знатоками ислама.
Тремя главными центрами науки мусульманского государства были Мекка, Медина и Куфа.
Во времена табиинов в них стала развиваться и наука тафсира.
В Мекке, где жил ибн Аббас, его первыми учениками стали местные ученые, в частности Саид ибн Джубайр (умер в 95 году хиджры), Муджахид ибн Джабр (ум. 104 г.х.), Икрима (ум. 104 г.х.), Тавус (ум. 106 г.х.) и Ата ибн Рабах (ум. 114 г.х.). Все они стали знатоками в своей области, и их тафсиры считаются одними из наиболее авторитетных и в наши дни.
В Медине на развитие тафсира сильнее других повлиял Убай ибн Кааб, его учениками были Абу аль-Алия (ум. 90 г.х.), Мухаммад ибн Кааб аль-Куради (ум. 118 г.х.) и Зайд ибн Аслам (ум. 136 г.х.).
В Куфе свои знания в области толкования Корана передавал Абдулла ибн Масуд, у которого учились Алькама ибн Кайс (ум. 61 г.х.), Масрук ибн Аджда (ум. 63 г.х.) и аль-Асвад ибн Язид (ум. 74 г.х.). Другие табиуны из Куфы, прославившиеся как муфассиры: Амир аш-Шаби (ум. 109 г.х.), аль-Хасан аль-Басри (ум. 110 г.х.) и Катада ас-Садуси (ум. 117 г.х.).
В первые столетия хиджры получил довольно широкое распространение метод толкования Корана через исраилият, то есть иудейские и христианские писания. Большинство тех, кто прибегал к толкованию исраилиятом, обратились в ислам из иудаизма или христианства, поэтому предания Торы и Евангелия были им хорошо знакомы. Среди них были Абдулла ибн Салам (он относился к поколению сахабов, умер в 43 году хиджры), Кааб аль-Ахбар (принял ислам после смерти Пророка и никогда его не видел, умер в 32 году хиджры), Вахб ибн Мунаббих (ум. 110 г.х.) и Абдул Малик ибн Джурайдж (ум. 150 г.х.). В большинстве случаев именно этим ученым принадлежат тафсиры, построенные на использовании иудейско-христианских писаний.
Следует отметить, что во времена табиунов разночтения в толкованиях Корана встречались намного чаще, чем во времена сахабов. Для этого периода также характерно появление множества выдуманных хадисов, приписываемых Пророку. Это объясняется политико-религиозной борьбой, происходившей на территории мусульманского государства в этот период. Кроме того, табиуны оставили после себя больше толкований аятов, чем сахабы, потому что этому поколению уже чаще требовались объяснения тех или иных аятов.
Составление тафсира
Собственно, после табиунов возникла практика собирания и записывания толкований. Самые важные работы принадлежат мухаддисам, которые собирали хадисы, а вместе с ними и толкования. Таким образом, в этот период тафсир считался областью хадисоведения.
Наиболее известные авторы толкований Корана, жившие в это время: Язид ибн Харун ас-Сулами (ум. 117 г.х.), Суфьян аль-Заври (ум. 161 г.х.), Суфьян ибн Уяйна (ум. 198 г.х.), Ваки ибн аль-Джарах (ум. 197 г.х.), Шубах ибн аль-Хадждадж (ум. 160 г.х.), Адам ибн Аби Ияс (ум. 220 г.х.) и Абд ибн Хумайд (ум. 249 г.х.). Ни одна из их работ не сохранилась до наших дней в первоначальном виде.
На следующем этапе тафсир перестал был разделом науки о хадисах и стал отдельной наукой, тогда же появились работы, посвященные исключительно тафсиру.
В этот период толкование получили все аяты Корана, а не только те, которые толковал Пророк (мир ему и благословение) и сахабы.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же был первым составителем полного тафсира, исследователь сталкивается с серьезными трудностями из-за того, что до наших дней не сохранилось практически ни одной рукописи, датированной первым веком хиджры. Однако ссылки на них встречаются в более поздних трудах, таким образом, автором наиболее раннего из упомянутых сборников толкований принято считать Саида ибн Джубайра (ум. 95 г.х.).
Вероятнее, его работу нельзя назвать полным тафсиром, скорее всего, это было собрание толкований предыдущих поколений. Интересную историю приводит ибн Надим (умер 438 г.х.) в знаменитой работе «Китаб аль-Фихрист: один из учеников аль-Фарры Умар ибн Букайр, служивший Хасану ибн Сахлу, написал своему учителю: «Иногда правитель просит меня растолковать аят Корана, а я не могу ничего ему ответить. Поэтому, если ты сочтешь нужным составить сборник или написать книгу о Коране, я бы мог обращаться к ней всякий раз, когда он спросит». Аль-Фарра сказал своим ученикам: «Соберитесь вместе, чтобы я мог продиктовать вам книгу о Коране»… и он велел муазину читать суру «аль-Фатиха», чтобы он мог растолковать ее, и так до тех пор, пока вся книга (Коран) ни была закончена.
Абу аль-Аббас, передавший эту историю, сказал: «До него никто не делал ничего подобного, и я не думаю, что можно что-то добавить к написанному им» (аль-Фихрист).
Аль-Фарра умер в 207 году хиджры, поэтому можно сказать, что его труд был одним из первых тафсиров. Ибн Маджа (ум. 273 г.х.), автор знаменитого сборника «ас-Сунан», также написал тафсир, но опять-таки ограничился пересказом толкований предыдущих поколений на основе Сунны.
Автором одного из величайших классических тафсиров Корана, без сомнения, является Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.х.). Хотя его тафсир во многом опирается на хадисы, автор разбирает аяты с грамматической точки зрения, приводит различные варианты прочтения и их влияние на смысл аята, а также излагает собственные соображения относительно смысла некоторых аятов. Во многих отношениях этот труд можно считать первым фундаментальным тафсиром, в котором предпринята попытка проанализировать аяты с разных сторон.
Вслед за этой работой довольно скоро были написаны тафсиры Абу Бакра ибн Мунзира ан-Наисапури (ум. 318 г.х.), ибн Аби Хатима (327 г.х.), Абу Шайха ибн Хиббана (ум. 369 г.х.), аль-Хакима (ум. 405 г.х.) и Абу Бакра ибн Мардавайха (ум. 410 г.х.).
В этот период началась специализация науки тафсир, например, иногда толкования составлялись с упором на грамматический анализ аятов. Также большое значение уделялось иджтихаду. Иногда тафсир писался исключительно в защиту вероучения той или иной секты (например, тафсир секты мутазилла), и даже в поддержку различных мазхабов (ханафитского, шафиитского, маликитского). Кроме того, в этот период в тафсирах все реже стал приводиться иснад, из-за чего возникло много слабых и выдуманных хадисов.
Вывод
Итак, историю тафсира можно разделить на пять периодов. Первый был временем сподвижников и учеников; тафсир заключался в толковании аятов, вызывающих особые затруднения или неправильно понимаемых, а также знании Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Сподвижники и их ученики прибегали к иджтихаду, то есть выражали собственное мнение, только в случае крайней необходимости.
Второй период – времена учеников и их последователей. Это поколение начало составлять сборники рассказов, повествующих о поступках и высказываниях Пророка, в том числе, толкующих аяты Корана. Таким образом, тафсир еще не был отдельной наукой, а являлся составной частью науки о хадисах.
На третьем этапе начали появляться отдельные работы о толкованиях Корана, составленные на основе сборников хадисов предыдущих поколений, и тафсир начал постепенно выделяться в отдельную исламскую науку. На этом этапе, начавшемся во второй половине третьего столетия хиджры, были созданы первые полные толкования Корана, включающие не только трактовки и комментарии прежних поколений мусульман. Тем не менее, главным источником тафсира все еще оставались толкования прежнего поколения.
И только на четвертом этапе стали меньше полагаться на одни только хадисы и больше внимания уделять методу иджтихада, который использовали и для того, чтобы трактовать Коран в защиту вероучений разных сект. Например, Ас-Суюти сообщает, что аят: «путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (Коран, 1:7), имеет десять трактовок, в зависимости от того, о ком идет речь, несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) совершенно ясно объяснил, что эти слова касаются иудеев и христиан.
В это время также появилось много толкований, взятых из вымышленных хадисов, так как тафсир больше не требовал приводить иснад.
Последний период истории тафсира, начавшийся в четвертом веке хиджры и длящийся до наших дней, стал расцветом этой науки. Кроме классического аналитического тафсира, при котором применяется толкование Сунной и методом иджтихада, появились различные разновидности тафсира, например, тематический тафсир (изучающих конкретную тему, обсуждаемую в Коране), сравнительный тафсир, в котором сравниваются различные интерпретации. Некоторые тафсиры совмещают все эти аспекты и являются фундаментальными трудами, построенными на максимальном количестве способов интерпретации.