Коран является словом Аллаха. И потому он оберегается в Хранимой скрижали, как об этом сказано в самом Коране:
بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَّجِيدٌ ◌ فِي لَوْحٍ مَّحْفُوظٍ
«Это славный Коран, что в Хранимой скрижали». (Коран, 85:21–22)
Из Хранимой скрижали он ниспосылался в два этапа. На первой стадии весь Коран был полностью направлен в Дом Почета, находящийся на небесах этого мира. И уже потом Священная книга в течение 23-летнего периода постепенно, по мере необходимости передавалась благородному пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). В самом Коране используются два слова для обозначения его ниспослания: «инзаль» (إنزال) и «танзиль» (تنزيل). Первое можно перевести как единовременное ниспослание, а второе – как постепенное. Соответственно, когда в Коране используется слово «инзаль», подразумевается ниспослание из Хранимой скрижали на небеса этого мира, например:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ
«Мы ниспослали его в благословенную ночь…». (Коран, 44:3)
А когда фигурирует второе слово, имеются в виду постепенные, разделенные во времени откровения Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Аллах сказал:
وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَىٰ مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلًا
«И это Коран, ниспосланный Нами по частям, чтобы ты постепенно читал его людям. Мы ниспосылали его поэтапно». (Коран, 17:106)
Об этих двух формах ниспослания Корана говорится в самих аятах. Кроме того, Насаи, Хаким, Байхакы, Ибн Аби Шайба, Табарани и Ибн Мардавия приводили несколько сообщений от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), подтверждающих факт первого ниспослания с небес в этот мир и последующего постепенного откровения Пророку (мир ему и благословение Аллаха). (См. Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 41, глава 16)
Первое ниспослание
О первом откровении в сообщениях Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится лишь то, что оно представляло собой передачу Корана из Хранимой скрижали в определенное место на небесах этого мира, именуемоеДомом Почета (بيت العزة) или, по-иному, Посещаемым Домом (البيت المعمور). Он находится ровно над Каабой и является храмом для ангелов. (Тахир Курди. История Корана. – Джидда: 1365 г. х. – Стр. 20)
Если говорить о том, когда это произошло, и в чем мудрость такого события, то здесь ничего с уверенностью сказать нельзя. Но некоторые теологи – например, шейх Абу Шамах (милость ему Аллаха) – утверждали, что это было сделано для того, чтобы подчеркнуть величие Корана и дать знать ангелам этого места о том, что это – последнее Писание, которое будет ниспослано для наставления людей на земле.
Заркани (милость ему Аллаха) в книге «Источники познания коранических дисциплин» писал, что целью двух этапов ниспослания было утверждение несомненности Божественной природы Корана. Он также говорил, что Писание было сохранено не только в памяти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но и в двух других местах: Хранимой скрижали и Доме Почета. А Аллах знает лучше.
Впрочем, разве кому-нибудь дано в полной мере понять мудрость, которая кроется за велениями Аллаха? Лишь Богу это известно, и наши исследования в данной области окажутся бесплодными. Но мы точно знаем, что это произошло в Ночь могущества.
Второе ниспослание
Практически единогласно признается, что второе ниспослание Корана началось, когда пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) было сорок лет. И по признанному мнению, это свершилось в Ночь могущества. (Широко известно, что в ранг пророков он был посвящен в месяце раби-уль-аввале посредством пророческих снов. Так продолжалось шесть месяцев. Затем в месяце рамадане начал ниспосылаться Коран). (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 42)
Это произошло в тот же день, в который одиннадцатью годами позже состоялась битва при Бадре. Коран гласит:
وَمَا أَنزَلْنَا عَلَىٰ عَبْدِنَا يَوْمَ الْفُرْقَانِ يَوْمَ الْتَقَى الْجَمْعَانِ
«…и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу (Мухаммаду) в день различения, в день, когда встретились две армии (при Бадре)». (Коран, 8:41)
И здесь мы обнаруживаем, что факты о начале ниспослания Корана подтверждаются самой Священной книгой:
а) это произошло в рамадан,
б) в Ночь могущества,
в) в тот же день, что и битва при Бадре.
При этом дату с абсолютной точностью установить мы не можем. На этот счет имеются различные сообщения, в которых называются такие даты, как 17-е, 19-е и 27-е рамадана. (См. Ибн Джарир Табари. Собрание пояснений в отношении толкования Корана. – Египет. – Том 10, стр. 7).