Значение терминов
Единство – то, что не многочисленно, к единице возводится все многочисленное.
Краткое толкование
Создателю мира необходимо быть единственным в своей сущности (самости), атрибутах и деяниях.
Под единством сущности имеется в виду, что создатель этого мира не состоит из частей и органов, поскольку устроенность из чего-либо соответствует только созданиям.
Под единством атрибутов подразумевается, что у создателя этого мира одно могущество, а не два, одна воля, а не две, одно знание, а не более этого. И никто, кроме Него, не обладает атрибутами, подобными Его атрибутам.
Единство в деяниях подразумевает отсутствие другого подобного божества, создавшего мир, у Него нет ни жены, ни детей. Дуалисты, в отличие от нас, заявляют, что у мира два творца[1]: Ахурамазда – создатель добра, и Анхра-майнью – создатель зла, иногда первого называют светом, а второго тьмой[2]. Христиане, в отличие от нас, признают бога в трех ипостасях, или основах. Часть христиан в качестве трех основ признает сущность (самость), знание и жизнь, а часть: отца, под которым имеется в виду Бог, сына, под которым имеется в виду ‘Иса (мир ему) (Иисус) и мать, под которой имеется в виду Марьям (Мария). Те, кто поклоняется природе в качестве божеств признают Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венеру, Меркурий и Луну[3].
Доводы в пользу единства Творца
1.Рациональные доводы:
Приведем известное доказательство, которое мутакаллимы называют доводом от противоречия. Это доказательство гласит: «У этого мира один единственный Бог, который создал его, в противном случае ни одно создание не было бы создано».
Т.е. если бы существовало два творца, то ничто из сущего не было бы создано. Два божества могут быть либо единогласны в отношении творения чего-либо, либо придерживаться противоположных точек зрения. Например, они договорились сотворить некоего Халида и начали совместное творение. В итоге на одно и то же творение направлено могущество двух творцов, их совместное творение указывает на то, что они не могут сотворить это творение по отдельности, следовательно, они немощны, а божество не может быть немощным. Если же они договорятся творить Халида по очереди, то это также свидетельство их немощности. Т.е. если один сотворил какую-либо часть, то значит другой не может этому противиться. В итоге мы получаем два немощных божества.
Второй вариант, эти два божества придерживаются противоположных мнений. Одно желает создать нечто, а второе противится этому. Если воли обоих божеств воплотятся в действительность, то произойдет невозможное, единство противоположностей. Если же будет воплощена воля только одного божества, то это свидетельствует о немощности второго, а поскольку второй является подобием первого, то первый тоже является немощным.
Кроме того, в основе многочисленных созданий лежит единица, число, от которого происходят другие числа.
2. Доводы из священных текстов:
А. Коран
Аллах в Коране сказал: «Земля и небо сгинули бы, если бы на них были другие боги кроме Аллаха» (21:22); «Мне внушено откровение, что ваш бог - Бог единый» (18:110); «Скажи: “Он - Аллах, единый, Аллах вечный”» (112:1,2); «Аллах не породил сына, и нет наряду с ним [другого] бога. А если бы не так, то каждый бог уносил бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (23:91).
Б. Сунна
О единстве творца сообщается во многих хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), например, в риваяте от Муслима сказано: «От Джабира передается, рассказавшего о хадже Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передается: «И он произнес формулу единобожия: “Вот я пред Тобой, о Аллах, вот я пред Тобой, вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я пред Тобой…(и т.д.)”».
В этом же хадисе рассказывается о том, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на гору ас-Сафа, он повернулся лицом к Каабе, произнес формулу единобожия и такбир: «Нет божества, кроме Аллаха, один Он, нет у Него сотоварищей, Ему принадлежит вся власть, Ему хвала. Он на всякую вещь мощен. Нет божества, кроме Аллаха, один Он, Он верен Своему обещанию, Он исполнил обещанное, Он помог Своему рабу, Он один победил полчища врагов»[4].
[1] Хашийа ал-Баджури ‘ала-с-санусиййа. – С. 18.
[2] Шарх Рамадан. – С. 93. В доказательство своих убеждений эти люди заявляют, что один и тот же создатель не может быть одновременно воплощением и добра, и зла. Если он воплощение добра, то он не может быть воплощением зла, и наоборот. Когда добрая часть дает возможность осуществиться злу, то это указывает на то, что она не добрая, когда она не может противиться злу, то это указывает на то, что она немощная и не имеет права называться божеством. На это мы можем ответить следующее: «Совершение добра не обязывает характеризовать божество как доброе, так же как совершение зла не обязывает характеризовать его как злое. Зло и добро существуют только в нашем понимании, у Аллаха же все является добром и благом».
[3] Наср ал-Лаали. – С. 12.
[4] Муслим в комментарии от ан-Навави, 81/174-177.