Начало ашхур аль-хадж
Шавваль – это первый из трёх месяцев ашхур аль-хадж (т. е. месяцев хаджа). Несмотря на то, что основные обряды хаджа совершаются в первые десять дней месяца Зуль-хиджжа, весь период с первого числа месяца Шавваль до 10-го Зуль-хиджжа считается периодом хаджа, потому что некоторые элементы хаджа можно совершить в любое время данного периода.
Например, таваф аль-кудум, за которым следует саи’, нельзя совершать до начала месяца Шавваль, но его можно совершить в любой день, начиная с 1-го Шавваля.
Умра, совершаемая до начала месяца Шавваль, не может считаться умрой таматту (полноценной). умра, совершённая в месяц Шавваль, может быть отнесена к хаджу, так что хадж будет считаться хаджем таматту (полноценным). Кроме того, не следует входить в состояние ихрам для хаджа до начала месяца Шавваль – это нежелательно (макрух). Вот почему эти три месяца названы месяцами хаджа, а особенность месяца Шавваль в том, что он первый из них.
Шесть дней поста в месяц Шавваль
Шесть дней поста в месяце Шавваль – это благородное дело. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Если кто-то завершил пост в Рамадан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду (саваб), будто бы постился весь год» («Сахих» Муслима).
Согласно ханафитскому мазхабу, пост в эти дни – мустахабб или мандуб (то есть желательный)
В этом хадисе сказано о великом вознаграждении за шесть дней поста в этом месяце. Поэтому каждый мусульманин должен использовать возможность получить такую большую награду от Аллаха.
Среди учёных существует разногласие относительно того, какая форма поста в данном случае предпочтительнее. Согласно первому мнению, лучше держать пост 6 дней подряд сразу после окончания Ид аль-фитр. Согласно второму мнению, желательно поститься 6 дней по отдельности в разных частях месяца Шавваль, при этом начать поститься лучше через несколько дней после окончания Рамадана. Дозволено следовать любому из этих двух мнений.
Желательный пост в шесть дней Шавваля относится к тем видам поста, для которых необязательно выражать намерение в ночное время перед днём поста (то есть можно его выразить до времени дахватуль-кубра) и обозначать в намерении, какой именно вид поста человек намеревается совершить.