Доктор Усман Ахмад: Сущность джихада и его категории
Доктор Усман Ахмад: Сущность джихада и его категории
9 лет назад 2525 islamdag.ru

Стенограмма выступления Усмана Ахмада Абдурахима, доктора наук в области корановедения, советника министра вакуфов и исламских дел Республики Кувейт, сделанного на Международной богословской конференции: «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы» в Махачкале.

Именем Всемилостивого Аллаха! Вся хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует нашего Господина – Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Мне хочется поблагодарить главу и предводителя народа Дагестана, а также досточтимого шейха Муфтия Ахмада-хаджи за гостеприимство и предоставление удобств, которые невозможно перечислить. Благодарен тем, кто организовал такое важное собрание.

Начну с благодарности большим наставникам, ученым исламского мира: доктору, проректору университета аль-Азхар Мухаммаду Махмуду Хашиму, известному ученому по исламской юриспруденции и автору многих сборников Мухаммаду Мустафе аз-Зухайли, а также шейху Усману Умару.

Дорогие братья, я не буду много говорить на эту тему, однако позвольте мне немного обобщенно раскрыть этот важный вопрос – вопрос джихада, с которым мы, мусульманская община, сегодня сталкиваемся. И община обязана знать истинный смысл этого термина. Хочу раскрыть эту тему в соответствии с основами мусульманского права – усуль аль-фикх.

Я считаю, что убежденность молодежи в том, что ученые ошибочно понимают сущность джихада, проистекает из недостатка знаний по фикху и усулю в этом важном и очень тонком вопросе, который беспокоит общину. Для вас, как проповедников Ислама, было бы полезно записать это, дабы использовать в диалоге с молодежью, которая не понимает истинного смысла джихада.

Начнем с того, в чем нет разногласий между нами и вами, то есть с того, что джихад является шариатским предписанием и исламским термином. Значит, из этого мы обязаны понять, что для того чтобы джихад был легитимным по Шариату, на него распространяются пять положений в Исламе, потому что для каждого предписания в Исламе есть обязательные правила и положения.

Джихад бывает обязательным, дозволенным, порицаемым, запретным и т.д.

Мы сказали, что джихад бывает и запретным, это тогда, когда не соблюдены все его условия и правила. Поэтому в таком джихаде вреда больше, чем блага. Ты имеешь право сказать, что существует запретный джихад, который совершает какой-то джамаат. Если в данном джихаде больше вреда, чем пользы, и он ведется без дозволения правителя и родителей этих участников, то смело можно назвать этот джихад запретным.

Поэтому мы выносим решение, что данное действие – это запрещенный джихад. В том смысле, что внешне это джихад, но по сути и внутренне нарушены условия истинного джихада.

Теперь о некоторых дополнениях в неправильном понимании термина «джихад».

Первое доказательство неправильности понимания и представления о джихаде в том, что он ограничен только понятием «сражение». Когда упоминают джихад, то некоторые сразу понимают это как «сражение», тогда как сражение в джихаде может быть разных видов. Ведь существует джихад с шайтаном, джихад с нафсом, джихад с притеснителями, джихад с врагами. Но они, ограничиваясь одним смыслом, добиваются того, чтобы община постоянно сражалась друг с другом.

Значит, как мы говорили, джихад – это шариатское предписание, и в этом мы едины. Но у каждого шариатского хукма есть условия его действительности и условия для обязательности его выполнения. Джихад не может быть шариатским предписанием, если не соблюдены все его условия, то есть условия действительности и условия обязательства.

Одним из этих условий является наличие мусульманского правителя, который повелевает совершить джихад, а также наличие мощи и преобладание пользы над вредом. Если нарушено хоть одно из этих условий действительности и обязательности джихада, то он является недействительным, пустым и не принимается Всевышним никогда, даже если внешне он выглядит как действительный и правильный.

Например, человек может совершать молитву внешне, перед людьми, но молитва может быть нарушенной, например, он не в омовении, или смотрит не в сторону Киблы, или время молитвы не наступило. Несмотря на то, что перед людьми он совершает действия из молитвы, она не считается действительной.

Так же и с тем, кто совершает джихад, он муджахид для людей, но в его действиях не соблюдены условия действительности и обязательности, соответственно, его действия не действительны.

Из этого мы понимаем, что так же, как джихад можно описать шариатским описанием «действительный», его описывают и как «возвышающий», «аннулированный», «нарушенный», как говорит аль-Каррафий: «Как Аллах предписал шариатские ахкамы, так же Он создал то, что возвышает и то, что нарушает их».

Это есть опровержение тем, кто считает, что джихад не прекратится до Судного дня. Да, он не прекратится до Судного дня в его общем понимании, но как «сражение» Аллах его вознесет на какую-то степень, в которой нужно соблюдать определенные условия.

Вкратце, как не обязательна молитва для женщины во время ежемесячных выделений, как не возлагается она на ребенка, как не возлагаются шариатские предписания на того, кто не может осилить их, подобно этому снимается с общины предписание джихада, если у них нет мощи, и нет блага в занятии джихадом.

Также ошибкой является то, что они смотрят на буквальный перевод цитат аятов, не углубляясь в истинный смысл и шариатские цели этих аятов, как сказал аш-Шатыбий: «Не установил Аллах правила, кроме как для достижения целей благодаря им». То есть правила установлены для каких-то целей. Однако эти люди смотрят на буквальное понимание аятов. Например: «Катилю…» (сражайтесь) они понимают как «выгоняйте многобожников с Аравийского полуострова», «убивайте тех, кто не уверовал в Аллаха» и т.д.

И вот так каждый довод приводится с буквальным переводом, несмотря на его истинную шариатскую цель, которую вложил в него Аллах в отношении человечества и творений.

Также ошибкой является опережение религиозными чувствами индивидуальных шариатских решений. Есть, конечно, тысячи способов для промывания мозгов, у нас есть направление изучения проблемы экстремизма и терроризма. И мы установили, что они прибегают к методу промывания мозгов через «мавджид альфа», это методика, усиливающая чувства и ослабевающая разум, но чувства не оправдывают их поступки.

Например, эмоции Аммара ибн Ясира не стали аргументом, когда убили его мать, и об этой мерзкой картине на месте убийства рассказали Пророку (мир ему и благословение). Мы видим с одной стороны эмоции, а с другой – шариатский хукм. Что же сказал Пророк (мир ему и благословение)? Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Терпите, семья Аммара! Поистине, ваше место встречи в Раю». Тут решение Шариата превозмогло чувства и эмоции.

Однажды сподвижники пожаловались Пророку (мир ему и благословение) на то, что их подвергают мучениям, и рассказали все. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил (в длинном хадисе): «Общины до вас испытали то-то и то-то… им вредили тем-то… и так далее», – и в конце сказал: «Воистину, мне не повелели сражаться».

С одной стороны – религиозные чувства, а с другой – независимое шариатское решение, не предоставляющее право сподвижникам сражаться против неверных. Более того, Пророк ответил: «Мне не повелели сражаться».

Да, мы видим угнетение и унижение тиранами и немусульманами некоторых исламских государств. Однако нужно прибегнуть к шариатскому решению, которым мы должны руководствоваться.

Введение людей в заблуждение утверждением, что якобы причиной сражений является само неверие, а не вражда неверных к нам – также одна из их ошибок. Большинство ученых говорят, что причиной сражений служит вражда неверных, а не просто куфр. А нынешние молодые люди вводят людей в заблуждение, говоря: «Вот этот человек неверный! Вот это государство неверных и мы обязаны сражаться с ними!», – такой призыв недействителен.

Если бы причиной сражения было бы просто существование «куфра», то тогда зачем мы вообще призываем их к Исламу? Тогда почему Шариат дозволил брак с китабия (представительница людей Писаний), если необходимо их убивать? Почему Ислам дозволил мирный договор с ними, если нужно их убивать?

Если бы было обязательным сражение из-за неверия, то почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) подписал документ, который дозволяет мирное сожительство в Медине между иудеями, мусульманами и многобожниками?

Если бы дело обстояло так, то какая мудрость в том, что Пророк (мир ему и благословение) повелел своим сподвижникам переселиться в Эфиопию, в которой жили христиане?! Более того, Пророк сказал: «Идите на земли Эфиопии, там царь, возле которого никто не будет притеснен».

Также их ошибка в том, что они не понимают, что некоторые вопросы должны быть исследованы именно учеными.

Позвольте, мои любимые, я объясню вам, что фетва основывается на двух вещах – на решении шариата и происшествии. Если нет хотя бы одного из этих условий, то фетва недействительна. Когда ученый берется за фетву, он рассматривает более распространенные действия и выносит решение, соблюдая правила и знания тонкостей иджтиха в нем. Он должен понимать сущность фетвы, его цели, к чему это может привести, оценить его благо и вред. Это очень сложные вопросы, которые понимает только глубоко знающий ученый, муджтахид.

Вот поэтому у них нет того, кто разбирается в сложных вопросах иджтихада, который будет исследовать миллионы вопросов фикха и шариатских дискуссий. Например, вопросы «табйита» (ночное наступление), его дозволенности, вопросы ночных выстрелов из катапульт во врагов, методов обороны и т.д. Эти все моменты указаны в Шариате, в фикхе и в определенных исторических контекстах.

Также ошибочным является мнение, что фетвы ученых, как и религия, защищены от ошибочности. Мы уже устали дискутировать с ними, мы говорим, так нельзя, а они отвечают, что Ибн Таймия сказал так-то в своем решении в отношении татар и т.д. Тогда как фетву, которую он вынес в отношении татар, мы можем привести как укрепление нашего исторического исследования, и она годится лишь для того времени. Сама фетва меняется со временем, изменением места, традиций, намерения, цели и обычаев.

Но они считают фетвы Ибн Таймии и Ибн Кайима ниспосланной религией, на которой основываются решения, будто бы цитаты Корана и Сунна пришли в подкрепление этих фетв. То есть у них все наоборот.

Я вам скажу, когда они говорят, что Ибн Таймия и Ибн Кайим сказал так-то, то ответьте им, что фетва связана с определенным временем, и нам нельзя ссылаться на неё в разные времена, и их мнение не является религией и шариатом, застрахованным от ошибок.

Еще их ошибка в том, что дела религии, возложенные на имамов, они возлагают на себя. В шариате есть дела, которыми могут заниматься только имамы и их наместники. Например, объявление джихада, установление меры наказания, осуществление и постановление шариатских решений обвинения в неверии или греховности. Такие дела не могут исходить от любого человека нашей уммы, они обязательно должны исходить только от мусульманского правителя. Они же возлагают это на себя, кто как хочет обвиняют в неверии, сами проводят казни и наказания и объявляют джихад. А это не дозволено никому, кроме как мусульманскому судье.

Мы занялись исследованием на тему «Восстание против заблуждения», и увидели некоторые полезные рекомендации, связанные с обстановкой в Дагестане. Мы заметили, что радикализм развивается в том числе из-за слабости исламских организаций. То есть исламским организациям нужно собирать молодежные коллективы, решать проблемы, отвечать на их вопросы.

Причиной их искаженного понимания также является отсутствие соответствующей умеренной пропаганды в проповедях. На сегодня 178 человек из Дагестана примкнули к ИГИЛ посредством интернет-призыва и воюют там. Это по моим исследованиям. 178 человек примкнули к группировке, воюющей на территории Ирака и Шама, через новый вид призыва – через интернет.

Мы же продолжаем вести лекции в мечетях, обсуждаем методики призыва через брошюрки и книги. Однако все прогрессирует, сегодня есть мессенджеры, соцсети, «Ютуб» и другие места призыва.

Организациям, занимающимся призывом, необходимо усовершенствовать методику призыва, и это идея развития должна распространяться и совершенствоваться в разных направлениях.

Вассаламу алейкум!

Перевел Ибн Ахмад

0 комментариев