«Аллах – нет божества, кроме Него» (Коран, 2:255).
Коран называет Аллаха Владыкой Миров. Мы знаем и понимаем Аллаха через Его имена и атрибуты. К ним относятся Творец, Царь, Единый, Единственный, Вседержитель.
Два важнейших имени Аллаха встречаются во фразе, с которой начинаются все суры Корана, кроме одной – «бисмиллях аррахман аррахим» (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного). Однако самым великим и самым возвышенным именем является имя Аллах.
Dictionary.com определяет значение слова «Аллах» как «Высшее Существо, Бог». Используя его, носители арабского языка, независимо от их религиозной принадлежности, подразумевают Бога.
Например, арабские иудеи и христиане называют Бога Аллахом точно так же, как те, кто говорит по-русски, называют Его «Бог». Однако арабское слово «Аллах» содержит более подробное описание того, кто такой Бог.
Аллах — это Господь, Творец и Вседержитель мира. Ничто не похоже на Него, и ничто не сравнимо с Ним. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) спросил своих сподвижников об Аллахе, ответ пришел непосредственно от Него, Всевышнего. Была ниспослана сура «Аль-Ихлас»:
«Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»» (Коран, 112:1–4).
Во многих аятах Корана Господь описывает нам Себя:
«Творец небес и земли!.. Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Коран, 42:11).
«Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи» (Коран, 57:3).
В арабском языке слово «Аллах» может иметь только форму единственного числа. Хотя русское слово «бог» может склоняться по числам, например, «боги», а также иметь форму женского рода, «богиня», тогда как слово «Аллах» склонять по родам нельзя. Аллах уникален, и Его имя на арабском языке так же уникально.
Всевышний говорит:
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Коран, 20:14).
Таким образом, употребление слова имени Аллах указывает на то, что Бог является Тем, Кому поклоняются, и Тем, Кто заслуживает поклонения от всего Своего творения.
Имя Аллах упоминается в Коране чаще, чем любое другое, посредством которого Аллах говорит о Себе. Оно упоминается там 2602 раза.
Давайте сравним это с другими именами, которые часто упоминаются в Коране и используются верующими в их мольбах.
Так, Ар-Рахим (Милосердный) упоминается 114 раз, а Ар-Рахман (Милостивый) упоминается 57 раз. Существует огромная разница, и очевидно, что Аллах специально дал этому имени особый статус.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) много раз говорил нам, что величайшее имя Бога — Аллах.
Однажды он услышал, как один мужчина взывал в своей мольбе:
«О, Аллах, я взываю к тебе тем, что Ты — Бог, нет бога, кроме Тебя, Единого, Самодостаточного Всевышнего, Ты не родил и не был рожден, и нет никого, равного тебе».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал ему:
«Ты молился Богу, используя Его Величайшее Имя, когда к Нему взывают с этим именем, Он отвечает на мольбы, и когда Его просят с этим именем, Он дает» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).
В другом хадисе Пророк сказал:
«Самое великое имя Аллаха — в этих двух аятах: «Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» (Коран, 2:163). А также начало суры «Аль-Имран»: «Алиф. Лам. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь» (Коран, 3:1–2)» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).
Известный египетский ученый шейх Ахмад аш-Шарбаси сказал:
- «Аллах — это Имя, которое уникально для Истины, Прославлено, и Он выделил для Себя это имя. Он сделал его первым из Своих Имен и добавил все другие Имена к нему, и не добавил его ни к какому другому имени. Таким образом, все, что после него — это лишь его описание и атрибут».
Аллах — величайшее имя, потому что оно охватывает все Божественные имена и атрибуты. Их значения включены в имя Аллах. Они являются знаками, по которым мы узнаем чудо и славу Бога — Аллаха. Сущность всех имен и атрибутов унифицирована в этом одно имени, что означает Его высшее совершенство.
В заключение, осознав, что Аллах — величайшее имя Творца, самое время начать изучать и другие Его имена.
Использование имен Всевышнего во всех мольбах укрепляет нашу веру, потому что чем больше мы понимаем Бога, тем больше мы к Нему приближаемся.
Следовательно, ощущение близости к Богу заставляет нас поклоняться Ему таким образом, который Ему нравится.
Один из великих ученых Ислама Ибн аль-Кайим сказал:
- «Ключом к призыву Посланников (и) сущностью их Послания является знание Аллаха через Его Имена, Его Атрибуты и Его Действия, потому что это основа, на которой зиждется остальная часть Послания, от начала до конца».
«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством них» (Коран, 7:180).