Васыйя – завещание, согласно Шариата
Васыйя – завещание, согласно Шариата
9 лет назад 4166 www.kuzbassislam.ru
Али Каримов

Ва­сыйя – это по­жер­тво­вание иму­щес­тва, ко­торое пе­рехо­дит пос­ле смер­ти че­лове­ка к тем, ко­му он за­веща­ет.

 

До­каза­тель­ства доз­во­лен­ности за­веща­ния

За­веща­ние яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ным в Ша­ри­ате, и до­каза­тель­ством это­го яв­ля­ют­ся тек­сты Корана, сун­на Пос­ланни­ка Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет), ид­жма (еди­ног­ласное мнение учен­ных) и пос­тупки пра­вед­ных спод­вижни­ков.

 «Пред­пи­сано вам, ког­да смерть приб­ли­жа­ет­ся к ко­му-ли­бо из вас, и он ос­тавля­ет пос­ле се­бя добро, ос­та­вить за­веща­ние ро­дите­лям и бли­жай­шим родс­твен­ни­кам на ра­зум­ных условиях. Такова обя­зан­ность бо­гобо­яз­ненных» (су­ра «Аль-Ба­кара», а­ят180).

Так же сло­ва Ал­ла­ха: «Та­ков рас­чет пос­ле вы­чета по за­веща­нию, ко­торое он за­вещал, или выплаты дол­га» (су­ра «Ан-Ни­са», а­ят 11).

Так же сло­ва Ал­ла­ха: «О те, ко­торые уве­рова­ли! Ес­ли к ко­му-ни­будь из вас явит­ся смерть, и он оста­вит за­веща­ние, то его сви­детель­ству­ют двое спра­вед­ли­вых му­жей из вас» (су­ра «Аль-Маида», а­ят 106).

Пе­реда­ет­ся от Аб­дуллаха ибн Умара (да бу­дет до­волен им Ал­лах), что Пос­ланник Ал­ла­ха (да благос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Не по­доба­ет му­суль­ма­нину, ко­торый вла­де­ет каким-ли­бо иму­щес­твом, про­водить бо­лее двух но­чей, не имея при се­бе на­писан­но­го за­веща­ния на это иму­щес­тво» (Бу­хари, 2587).

Еди­ног­ласное мне­ние уче­ных и пос­тупки спод­вижни­ков так же ука­зыва­ют на доз­во­лен­ность завеща­ния. При­водит Аб­ду Рра­зак с дос­то­вер­ным ис­на­дом, что Анас (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал, что спод­вижни­ки пи­сали в сво­их за­веща­ни­ях: «Име­нем Ал­ла­ха, Ми­лос­ти­вого и Милосердно­го, это то, что за­веща­ет та­кой-то сын та­кого-то, я сви­детель­ствую, что нет дос­той­но­го бо­жес­тва, кро­ме Ал­ла­ха, у ко­торо­го нет со­това­рищей и Му­хам­мад — его раб и пос­ланник, и то, что Суд­ный День нас­ту­пит и нет в этом сом­не­ния. И Все­выш­ний Ал­лах вос­кре­сит тех, кто в могилах. За­вещаю тем, ко­го ос­тавляю пос­ле се­бя из сво­ей семьи, что­бы бо­ялись Ал­ла­ха и улучшали от­но­шения меж­ду ва­ми и под­чи­нялись Ал­ла­ху и Его пос­ланни­ку (да бла­гос­ло­вит его Аллах и при­ветс­тву­ет) ес­ли вы яв­ля­етесь ве­ру­ющи­ми». И за­веща­ли то, что за­вещал Иб­ра­хим и Якуб (мир им) сво­им сы­новь­ям: «О сы­новья мои! Ал­лах из­брал для вас ре­лигию. И уми­рай­те не ина­че, как бу­дучи му­суль­ма­нами».

 

Са­дака при жиз­ни луч­ше, чем за­веща­ние

Са­дака, ко­торое че­ловек де­ла­ет при жиз­ни, яв­ля­ет­ся для не­го бо­лее бо­го­угод­ным де­лом, за которое он по­лучит боль­ше воз­награж­де­ния от Все­выш­не­го, чем, ес­ли бы это иму­щес­тво пе­реш­ло пос­редс­твом за­веща­ния. Так же это бу­дет де­лом, сви­детель­ству­ющим об ис­крен­ности че­лове­ка и ука­зыва­ющим на его иман. До­каза­тель­ством это­го слу­жат Ко­ран и Сун­на.
Все­выш­ний Ал­лах в Ко­ране го­ворит: «Спе­шите (со­вер­шать) доб­рые де­ла» (су­ра «Аль-Ма­ида», а­ят 48); «Рас­хо­дуй­те из то­го, чем Мы вас на­дели­ли, до то­го, как вас пос­тигнет смерть» (су­ра «Аль-Му­нафи­кун», а­ят 10).

 Со­об­ща­ет­ся, что Абу Ху­рай­ра, да бу­дет до­волен им Ал­лах, ска­зал: — (Как-то раз) один человек спро­сил Про­рока (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет): «О пос­ланник Ал­ла­ха, ка­кая са­дака яв­ля­ет­ся на­илуч­шей?». Он ска­зал: «Та, ко­торую ты по­да­ёшь, бу­дучи здо­ровым и ску­пым, ког­да ты на­де­ешь­ся на бо­гатс­тво и бо­ишь­ся бед­ности. И не от­кла­дывай до тех пор, по­ка (ду­ша твоя) не подой­дёт к гор­лу, и ты ста­нешь го­ворить: «Та­кому-то столь­ко, а та­кому-то столь­ко». (Бухари 2748).

 

Пра­вовое ре­шение ва­сыйя

В пер­вые го­ды пред­пи­сания Ис­ла­ма сос­тавле­ние за­веща­ния бы­ло обя­затель­ным в поль­зу родителей и близ­ких родс­твен­ни­ков. До­каза­тель­ством это­го яв­ля­ет­ся а­ят Ко­рана: «Ког­да смерть приб­ли­жа­ет­ся к ко­му-ли­бо из вас, и он ос­тавля­ет пос­ле се­бя доб­ро, то ему пред­пи­сано ос­та­вить за­веща­ние ро­дите­лям и бли­жай­шим родс­твен­ни­кам на ра­зум­ных ус­ло­ви­ях. Та­кова обязанность бо­гобо­яз­ненных» (су­ра «Аль-Ба­кара, а­ят 180).

Од­на­ко эта обя­зан­ность бы­ла от­ме­нена а­ятом о нас­ледни­ках, и хукм за­веща­ния стал желательным (сун­на), ес­ли в нем есть бла­го, толь­ко в 1/3 иму­щес­тва и толь­ко тем, кто не яв­ля­ет­ся нас­ледни­ком.
Шейх ибн-Ка­сир в сво­ем таф­си­ре, да­вая объ­яс­не­ние вы­шеп­ри­веден­но­му а­яту, пи­шет: «Этот благород­ный а­ят рас­простра­ня­ет­ся на по­веле­ние сос­тавлять за­веща­ние в поль­зу ро­дите­лей и родс­твен­ни­ков, и это бы­ло обя­зан­ностью, по бо­лее дос­то­вер­но­му из двух мне­ний, до ниспослания а­ята о нас­ледс­тве. Что же ка­са­ет­ся а­ята о нас­ледс­тве, то он яв­ля­ет­ся от­ме­ня­ющим дан­ный а­ят и до­ли для нас­ледни­ков ста­ли обя­затель­ны­ми по при­казу Ал­ла­ха. До­ли из нас­ледс­тва бе­рут те, кто пре­тен­ду­ет на них без за­веща­ния и для это­го не тре­бу­ет­ся сог­ла­сия за­веща­теля».
Так­же пе­реда­ет­ся в ха­дисе, что Аб­дуллах ибн Аб­бас (да бу­дет до­волен им Ал­лах) про­цити­ровав аят «…и он ос­тавля­ет пос­ле се­бя доб­ро, то ему пред­пи­сано ос­та­вить за­веща­ние ро­дите­лям и бли­жай­шим родс­твен­ни­кам…» ска­зал: « и бы­ло это та­ким об­ра­зом (обя­затель­ным), по­ка не отме­нил его а­ят о нас­ледни­ках» (Абу Да­уд 2869).

Пе­реда­ет­ся от Абу Ума­мы (да бу­дет до­волен им Ал­лах) что Пос­ланник Ал­ла­ха (да благословит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «По­ис­ти­не Ал­лах на­делил каж­до­го об­ла­дате­ля права его до­лей, посему нет иму­щес­твен­но­го за­веща­ния для нас­ледни­ков» (Абу Да­уд 2870).

 

Другие правовые решения васыйя

Обя­затель­ность

За­веща­ние ста­новит­ся обя­затель­ным, ког­да у че­лове­ка есть долг пе­ред Все­выш­ним как закат или хадж, ли­бо долг пе­ред людь­ми, и он опа­са­ет­ся, что ес­ли не ука­жет эти дол­ги в завещании, то они ока­жут­ся не­вып­ла­чен­ны­ми.

Зап­ретность

Зап­ре­ща­ет­ся де­лать за­веща­ние на то, что не­доз­во­лен­но Ша­ри­атом. Как, нап­ри­мер, завещание на по­куп­ку спир­тно­го или же на стро­итель­ство раз­вле­катель­ных цен­тров, ко­торые пагуб­но вли­яют на об­щес­тво. Все эти ви­ды, вмес­те с тем, что они счи­та­ют­ся зап­ретны­ми, так­же будут счи­тать­ся недей­стви­тель­ны­ми и не под­ле­жат ис­полне­нию.

Не­жела­тель­ность

Не­жела­тель­но ос­тавлять за­веща­ние то­му, у ко­го ма­ло иму­щес­тва и у не­го име­ют­ся наследни­ки, ко­торые очень нуж­да­ют­ся в этом иму­щес­тве. Так­же не­жела­тель­ным бу­дет за­вещать иму­щес­тво греш­ни­ку, ес­ли за­веща­тель пред­по­лага­ет, что тот бу­дет ис­поль­зо­вать это иму­щес­тво в гре­хов­ных це­лях.

 

Стол­пы ва­сыйя

У ва­сыйя 4 стол­па (за­веща­тель, ко­му за­веща­ют, пред­мет (иму­щес­тво), ко­торый за­веща­ют, фор­ма за­веща­ния) и каж­дый из них име­ет свои ус­ло­вия, ко­торые мы под­робно раз­бе­рем.

1) За­веща­тель и его ус­ло­вия

Ра­зум — яв­ля­ет­ся важ­ным ус­ло­ви­ем во вза­имо­от­но­шени­ях меж­ду людь­ми, осо­бен­но ког­да де­ло ка­са­ет­ся доб­ро­воль­ных по­жер­тво­ваний. По­это­му, бу­дет не­дей­стви­тель­ным за­веща­ние слабоумно­го, ду­шев­но боль­но­го или опь­янен­но­го (при ус­ло­вии, ес­ли его при­нуди­ли при­нять опьяня­ющее). Со­вер­шенно­летие, ко­торое яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем для не­сения обя­зан­ностей религиозно­го ха­рак­те­ра и без ко­торо­го бу­дет не­дей­стви­тель­но за­веща­ние.

Сво­бода вы­бора. Пос­коль­ку за­веща­ние это доб­ро­воль­ное по­жер­тво­вание, то не­об­хо­димым услови­ем здесь бу­дет сог­ла­сие за­веща­теля и не бу­дет дей­стви­тель­ным сос­тавле­ние за­веща­ния под при­нуж­де­ни­ем.

Сво­бода от рабс­тва. За­веща­тель дол­жен быть сво­бод­ным че­лове­ком, т.е. не ра­бом. Так как раб не яв­ля­ет­ся че­лове­ком, ко­торый мо­жет иметь свое иму­щес­тво.

Ис­хо­дя из вы­шепе­речис­ленных ус­ло­вий за­веща­ние бу­дет дей­стви­тель­ным от:
— не­веру­юще­го;
— от че­лове­ка, чье иму­щес­тво арес­то­вали по при­чине чрез­мерной тра­ты на бес­по­лез­ные или запретные де­ла.

2) Ко­му за­веща­ют и его ус­ло­вия

Этот столп де­лит­ся на две час­ти:

1 — ес­ли иму­щес­тво бы­ло за­веща­но оп­ре­делен­но­му че­лове­ку или пред­ме­ту, как нап­ри­мер ес­ли за­веща­тель ска­жет «я за­вещаю Му­хам­ма­ду» или «я за­вещаю для стро­итель­ства ме­чети (определен­ной)», то оно бу­дет дей­стви­тель­ным при сле­ду­ющих ус­ло­ви­ях:
а) что­бы тот, ко­му за­веща­ют, был из тех, кто име­ет пра­во на иму­щес­тво на мо­мент смер­ти завещателя. Та­ким об­ра­зом, бу­дет не­дей­стви­тель­ным за­веща­ние по­кой­ни­ку или жи­вот­но­му. Одна­ко ес­ли бы­ло за­веща­но на корм или же уход за жи­вот­ным, то та­кое за­веща­ние бу­дет иметь за­кон­ную си­лу;

б) от­сутс­твие гре­хов­но­го в за­веща­нии. Как, нап­ри­мер, за­вещать Ко­ран для не­веру­юще­го, или оружие для тех, кто во­юет с ве­ру­ющи­ми;

в) оп­ре­делен­ность. То есть за­веща­ние бу­дет счи­тать­ся не­дей­стви­тель­ным, ес­ли за­веща­тель скажет «я за­вещаю од­но­му из двух де­тей Ах­ма­да», по при­чине при­сутс­твия в нем не­яс­ности;

г) су­щес­тво­вание на мо­мент за­веща­ния. Так, нап­ри­мер, ес­ли за­веща­тель ска­жет, «за­вещаю имущес­тво ре­бен­ку, ко­торый у вас бу­дет», ко­торо­го нет в ут­ро­бе ма­тери на мо­мент за­веща­ния, то та­кое за­веща­ние бу­дет не­дей­стви­тель­ным.

2 — ес­ли иму­щес­тво бы­ло за­веща­но не­оп­ре­делен­но­му че­лове­ку или пред­ме­ту, то для действитель­нос­ти за­веща­ния не­об­хо­димо толь­ко од­но ус­ло­вие, что­бы бы­ло за­веща­но на бла­гие нуж­ды, как нап­ри­мер бед­ня­кам, уче­ным или же на стро­итель­ство ме­четей, боль­ниц и т.д.

3) Пред­мет (иму­щес­тво) ко­торый за­веща­ют и его ус­ло­вия

1 — что­бы Ша­ри­ат не зап­ре­щал поль­зо­вать­ся этим иму­щес­твом. Нель­зя за­вещать та­кие пред­ме­ты, как нап­ри­мер иг­раль­ные кар­ты, зап­ретные му­зыкаль­ные инс­тру­мен­ты;

2 — что­бы воз­можно бы­ло пе­редать его. Та­ким об­ра­зом, ес­ли за­веща­тель ска­жет « Завещаю право на воз­мездие (на­каза­ния)» или же «за­вещаю пре­иму­щес­твен­ное пра­во по­куп­ки та­кому-то», то за­веща­ние бу­дет не­дей­стви­тель­ным.

При­меча­ние: ос­но­выва­ясь на этих двух ус­ло­ви­ях, бу­дет дей­стви­тель­ным за­веща­ние, ес­ли завещатель ска­жет «за­вещаю пло­ды, ко­торые соз­ре­ют», ли­бо ес­ли ска­жет «за­вещаю од­ну из двух одежд»; так же доз­во­ля­ет­ся за­вещать не­чис­то­ты (над­жас), ес­ли от не­го бу­дет поль­за как, например, охот­ничья со­бака или спир­тное по при­чине бро­жения, из ко­торо­го мож­но по­лучить уксус.

4) Фор­ма за­веща­ния и ее ус­ло­вия

1 — что­бы фор­ма за­веща­ния бы­ла яс­ной ли­бо под­ра­зуме­ва­емой. Яс­ной счи­та­ет­ся фор­ма, ес­ли завеща­тель го­ворит «я за­вещаю для Зей­да дом». Та­кое за­веща­ние бу­дет при­веде­но в исполне­ние пос­ле смер­ти за­веща­теля без вы­яс­не­ния то­го, что он на­мере­вал­ся сде­лать (подразуме­вал) ког­да про­из­но­сил эти сло­ва. Фор­ма бу­дет счи­тать­ся не­яс­ной в том слу­чае, ес­ли завеща­тель ска­жет «моя кни­га — для Зей­да», по­это­му не­об­хо­димо уз­нать что на­мере­вал­ся (подра­зуме­вал) под эти­ми словами за­веща­тель, что­бы за­веща­ние бы­ло ис­полне­но.

2 — сог­ла­сие то­го, ко­му за­веща­ют, пос­ле смер­ти за­веща­теля.

При­меча­ние: сог­ла­сие тре­бу­ет­ся толь­ко в том слу­чае, ес­ли бы­ло за­веща­но оп­ре­делен­но­му челове­ку.

Ос­но­выва­ясь на этих двух ус­ло­ви­ях, бу­дет дей­стви­тель­ным за­веща­ние, ес­ли тот, ко­му завеща­ют, от­ка­жет­ся от за­веща­ния при жиз­ни и при­мет его пос­ле смер­ти. Так как от­каз или принятия завеща­ния ус­та­нав­ли­ва­ет­ся пос­ле смер­ти за­веща­теля. Так же ес­ли тот, ко­му за­веща­ют, скон­ча­ет­ся рань­ше за­веща­теля, то за­веща­ние ан­ну­лиру­ет­ся. Од­на­ко, ес­ли тот, ко­му за­веща­ют, скон­ча­ет­ся пос­ле за­веща­теля, но при этом, не ус­пев при­нять за­веща­ния, то та­кое за­веща­ние счита­ет­ся действи­тель­ным и пра­во на его при­нятие пе­рехо­дит к его нас­ледни­кам.

Раз­мер за­веща­ния

За­веща­телю не­об­хо­димо знать, что за­вещать бо­лее 1/3 от сво­его иму­щес­тва яв­ля­ет­ся нежелательным дей­стви­ем, и не со­от­ветс­тву­ющим сун­не Пос­ланни­ка Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет). При­ходит в ха­дисе от Са­ада ибн Аби Ва­каса (да бу­дет до­волен им Ал­лах), ко­торый ска­зал: ме­ня на­вес­тил Пос­ланник Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) во вре­мя про­щаль­но­го хад­жа, ког­да я за­болел бо­лезнью, до­вед­шей ме­ня до смер­ти, и я ска­зал ему: «О Пос­ланник Ал­ла­ха! Ска­жи мне, что ду­ма­ешь об этой бо­лез­ни? Я очень бо­гат, и мо­им наследни­ком ста­нет толь­ко моя единс­твен­ная дочь, мо­гу ли я от­дать в ми­лос­ты­ню две тре­ти своего иму­щес­тва»? Он от­ве­тил: «Нет». Я спро­сил: «а по­лови­ну?». Он от­ве­тил: «нет, от­дай треть, но да­же это­го бу­дет мно­го, ос­та­вить сво­их нас­ледни­ков в дос­татке луч­ше, чем ос­та­вить их просящи­ми у лю­дей, и ты обя­затель­но по­лучишь наг­ра­ду за всё, что пот­ра­тишь ра­ди ли­ка Ал­ла­ха, и да­же за каж­дый лом­тик (или ку­сочек) еды, ко­торый ты да­ешь сво­ей же­не» (Мус­лим 1637).

Од­на­ко ес­ли за­веща­тель, не соб­лю­дая сун­ны, за­вещал бо­лее 1/3 сво­его иму­щес­тва, то какой хукм это­го дей­ствия? От­ве­чая на это, ша­фи­иты ска­зали, что это де­ло яв­ля­ет­ся мак­ру­хом (порица­емым), бо­лее то­го, то за­вещан­ное иму­щес­тво, ко­торое пре­выша­ет 1/3 вы­да­ет­ся тем, ко­му за­веща­ют, толь­ко с доз­во­ления нас­ледни­ков по­кой­но­го. Ес­ли же нас­ледни­ки не сог­ласны, то по единогласно­му мне­нию уче­ных му­суль­ман, за­веща­ние не ис­полня­ет­ся в той до­ле, ко­торая превыша­ет 1/3 , так это иму­щес­тво яв­ля­ет­ся пра­вом нас­ледни­ков. Ес­ли же у по­кой­но­го нет наследни­ков, то вы­да­ет­ся толь­ко 1/3 (без до­бав­ки), так как это иму­щес­тво яв­ля­ет­ся пра­вом мусуль­ман.

Так же важ­но знать, что раз­мер иму­щес­тва учи­тыва­ет­ся на день смер­ти за­веща­теля и пос­ле раздачи всех его дол­гов, а не на день, в ко­тором он сос­тавлял за­веща­ние.

 

От­ме­на за­веща­ния

От­ме­нить за­веща­ние за­веща­тель мо­жет сло­вами, ко­торые ука­зыва­ют на это, как нап­ри­мер: «я отка­зыва­юсь от сво­его за­веща­ния» или «я рас­торгаю свое за­веща­ние» и т.д.

Так же бу­дет счи­тать­ся от­ме­ной за­веща­ния тра­та за­вещан­но­го иму­щес­тва или про­дажа его или же бла­гот­во­ритель­ные по­жер­тво­вания из это­го иму­щес­тва.

0 комментариев