Васыйя – это пожертвование имущества, которое переходит после смерти человека к тем, кому он завещает.
Доказательства дозволенности завещания
Завещание является дозволенным в Шариате, и доказательством этого являются тексты Корана, сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), иджма (единогласное мнение ученных) и поступки праведных сподвижников.
«Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (сура «Аль-Бакара», аят180).
Так же слова Аллаха: «Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга» (сура «Ан-Ниса», аят 11).
Так же слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас» (сура «Аль-Маида», аят 106).
Передается от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания на это имущество» (Бухари, 2587).
Единогласное мнение ученых и поступки сподвижников так же указывают на дозволенность завещания. Приводит Абду Рразак с достоверным иснадом, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал, что сподвижники писали в своих завещаниях: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного, это то, что завещает такой-то сын такого-то, я свидетельствую, что нет достойного божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварищей и Мухаммад — его раб и посланник, и то, что Судный День наступит и нет в этом сомнения. И Всевышний Аллах воскресит тех, кто в могилах. Завещаю тем, кого оставляю после себя из своей семьи, чтобы боялись Аллаха и улучшали отношения между вами и подчинялись Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) если вы являетесь верующими». И завещали то, что завещал Ибрахим и Якуб (мир им) своим сыновьям: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами».
Садака при жизни лучше, чем завещание
Садака, которое человек делает при жизни, является для него более богоугодным делом, за которое он получит больше вознаграждения от Всевышнего, чем, если бы это имущество перешло посредством завещания. Так же это будет делом, свидетельствующим об искренности человека и указывающим на его иман. Доказательством этого служат Коран и Сунна.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Спешите (совершать) добрые дела» (сура «Аль-Маида», аят 48); «Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть» (сура «Аль-Мунафикун», аят 10).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: — (Как-то раз) один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, какая садака является наилучшей?». Он сказал: «Та, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, когда ты надеешься на богатство и боишься бедности. И не откладывай до тех пор, пока (душа твоя) не подойдёт к горлу, и ты станешь говорить: «Такому-то столько, а такому-то столько». (Бухари 2748).
Правовое решение васыйя
В первые годы предписания Ислама составление завещания было обязательным в пользу родителей и близких родственников. Доказательством этого является аят Корана: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (сура «Аль-Бакара, аят 180).
Однако эта обязанность была отменена аятом о наследниках, и хукм завещания стал желательным (сунна), если в нем есть благо, только в 1/3 имущества и только тем, кто не является наследником.
Шейх ибн-Касир в своем тафсире, давая объяснение вышеприведенному аяту, пишет: «Этот благородный аят распространяется на повеление составлять завещание в пользу родителей и родственников, и это было обязанностью, по более достоверному из двух мнений, до ниспослания аята о наследстве. Что же касается аята о наследстве, то он является отменяющим данный аят и доли для наследников стали обязательными по приказу Аллаха. Доли из наследства берут те, кто претендует на них без завещания и для этого не требуется согласия завещателя».
Также передается в хадисе, что Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) процитировав аят «…и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам…» сказал: « и было это таким образом (обязательным), пока не отменил его аят о наследниках» (Абу Дауд 2869).
Передается от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Аллах наделил каждого обладателя права его долей, посему нет имущественного завещания для наследников» (Абу Дауд 2870).
Другие правовые решения васыйя
Обязательность
Завещание становится обязательным, когда у человека есть долг перед Всевышним как закат или хадж, либо долг перед людьми, и он опасается, что если не укажет эти долги в завещании, то они окажутся невыплаченными.
Запретность
Запрещается делать завещание на то, что недозволенно Шариатом. Как, например, завещание на покупку спиртного или же на строительство развлекательных центров, которые пагубно влияют на общество. Все эти виды, вместе с тем, что они считаются запретными, также будут считаться недействительными и не подлежат исполнению.
Нежелательность
Нежелательно оставлять завещание тому, у кого мало имущества и у него имеются наследники, которые очень нуждаются в этом имуществе. Также нежелательным будет завещать имущество грешнику, если завещатель предполагает, что тот будет использовать это имущество в греховных целях.
Столпы васыйя
У васыйя 4 столпа (завещатель, кому завещают, предмет (имущество), который завещают, форма завещания) и каждый из них имеет свои условия, которые мы подробно разберем.
1) Завещатель и его условия
Разум — является важным условием во взаимоотношениях между людьми, особенно когда дело касается добровольных пожертвований. Поэтому, будет недействительным завещание слабоумного, душевно больного или опьяненного (при условии, если его принудили принять опьяняющее). Совершеннолетие, которое является условием для несения обязанностей религиозного характера и без которого будет недействительно завещание.
Свобода выбора. Поскольку завещание это добровольное пожертвование, то необходимым условием здесь будет согласие завещателя и не будет действительным составление завещания под принуждением.
Свобода от рабства. Завещатель должен быть свободным человеком, т.е. не рабом. Так как раб не является человеком, который может иметь свое имущество.
Исходя из вышеперечисленных условий завещание будет действительным от:
— неверующего;
— от человека, чье имущество арестовали по причине чрезмерной траты на бесполезные или запретные дела.
2) Кому завещают и его условия
Этот столп делится на две части:
1 — если имущество было завещано определенному человеку или предмету, как например если завещатель скажет «я завещаю Мухаммаду» или «я завещаю для строительства мечети (определенной)», то оно будет действительным при следующих условиях:
а) чтобы тот, кому завещают, был из тех, кто имеет право на имущество на момент смерти завещателя. Таким образом, будет недействительным завещание покойнику или животному. Однако если было завещано на корм или же уход за животным, то такое завещание будет иметь законную силу;
б) отсутствие греховного в завещании. Как, например, завещать Коран для неверующего, или оружие для тех, кто воюет с верующими;
в) определенность. То есть завещание будет считаться недействительным, если завещатель скажет «я завещаю одному из двух детей Ахмада», по причине присутствия в нем неясности;
г) существование на момент завещания. Так, например, если завещатель скажет, «завещаю имущество ребенку, который у вас будет», которого нет в утробе матери на момент завещания, то такое завещание будет недействительным.
2 — если имущество было завещано неопределенному человеку или предмету, то для действительности завещания необходимо только одно условие, чтобы было завещано на благие нужды, как например беднякам, ученым или же на строительство мечетей, больниц и т.д.
3) Предмет (имущество) который завещают и его условия
1 — чтобы Шариат не запрещал пользоваться этим имуществом. Нельзя завещать такие предметы, как например игральные карты, запретные музыкальные инструменты;
2 — чтобы возможно было передать его. Таким образом, если завещатель скажет « Завещаю право на возмездие (наказания)» или же «завещаю преимущественное право покупки такому-то», то завещание будет недействительным.
Примечание: основываясь на этих двух условиях, будет действительным завещание, если завещатель скажет «завещаю плоды, которые созреют», либо если скажет «завещаю одну из двух одежд»; так же дозволяется завещать нечистоты (наджас), если от него будет польза как, например, охотничья собака или спиртное по причине брожения, из которого можно получить уксус.
4) Форма завещания и ее условия
1 — чтобы форма завещания была ясной либо подразумеваемой. Ясной считается форма, если завещатель говорит «я завещаю для Зейда дом». Такое завещание будет приведено в исполнение после смерти завещателя без выяснения того, что он намеревался сделать (подразумевал) когда произносил эти слова. Форма будет считаться неясной в том случае, если завещатель скажет «моя книга — для Зейда», поэтому необходимо узнать что намеревался (подразумевал) под этими словами завещатель, чтобы завещание было исполнено.
2 — согласие того, кому завещают, после смерти завещателя.
Примечание: согласие требуется только в том случае, если было завещано определенному человеку.
Основываясь на этих двух условиях, будет действительным завещание, если тот, кому завещают, откажется от завещания при жизни и примет его после смерти. Так как отказ или принятия завещания устанавливается после смерти завещателя. Так же если тот, кому завещают, скончается раньше завещателя, то завещание аннулируется. Однако, если тот, кому завещают, скончается после завещателя, но при этом, не успев принять завещания, то такое завещание считается действительным и право на его принятие переходит к его наследникам.
Размер завещания
Завещателю необходимо знать, что завещать более 1/3 от своего имущества является нежелательным действием, и не соответствующим сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Приходит в хадисе от Саада ибн Аби Вакаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: меня навестил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время прощального хаджа, когда я заболел болезнью, доведшей меня до смерти, и я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Скажи мне, что думаешь об этой болезни? Я очень богат, и моим наследником станет только моя единственная дочь, могу ли я отдать в милостыню две трети своего имущества»? Он ответил: «Нет». Я спросил: «а половину?». Он ответил: «нет, отдай треть, но даже этого будет много, оставить своих наследников в достатке лучше, чем оставить их просящими у людей, и ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за каждый ломтик (или кусочек) еды, который ты даешь своей жене» (Муслим 1637).
Однако если завещатель, не соблюдая сунны, завещал более 1/3 своего имущества, то какой хукм этого действия? Отвечая на это, шафииты сказали, что это дело является макрухом (порицаемым), более того, то завещанное имущество, которое превышает 1/3 выдается тем, кому завещают, только с дозволения наследников покойного. Если же наследники не согласны, то по единогласному мнению ученых мусульман, завещание не исполняется в той доле, которая превышает 1/3 , так это имущество является правом наследников. Если же у покойного нет наследников, то выдается только 1/3 (без добавки), так как это имущество является правом мусульман.
Так же важно знать, что размер имущества учитывается на день смерти завещателя и после раздачи всех его долгов, а не на день, в котором он составлял завещание.
Отмена завещания
Отменить завещание завещатель может словами, которые указывают на это, как например: «я отказываюсь от своего завещания» или «я расторгаю свое завещание» и т.д.
Так же будет считаться отменой завещания трата завещанного имущества или продажа его или же благотворительные пожертвования из этого имущества.