С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В отношении риска, и торговля, и азартные игры относятся к т.н. спекулятивным рискам. В торговле и азартных играх человек может как получить прибыль, так и потерять ее.
Однако, есть некоторые ключевые различия, которые делают торговлю и азартные игры по существу разными вещами.
Некоторые из этих различий:
1) В азартных играх встречаются два и более партнеров, где победитель получает все, а проигравший теряет все (1).
Иными словами, азартные игры – это победа одного за счет проигрыша других.
В торговле или инвестициях партнеры/ участники либо все вместе зарабатывают, либо все вместе теряют.
2) Азартные игры не предполагают владение основными активами (имуществом типа дома, земли, автомобиля, оборудования, вложения капитала, и т.п.). Для них требуется лишь денежная ставка.
Инвестиции предполагают вложение базовых активов.
3) Получение прибыли в азартных играх привязано к наступлению события, возникновение которого неопределенно. Обычно это предложение «да» или «нет».
Получение прибыли при инвестициях и торговле не привязана к наступлению неопределенного события – на получение прибыли влияет множество факторов, в первую очередь, это доходность базовых активов.
4) Азартные игры предполагают перенесение права собственности в зависимости от наступления неопределенного события. Это запрещено в шариате.
В инвестициях и торговле неопределенность и риск не содержатся в перенесении прав собственности на чье-то имущество, наоборот, человек покупает или инвестирует в базовые активы в самом начале (дела).
5) В азартных играх потеря (убыток) происходит от неправильной ставки и наступления неопределенного события. Это выигрыш или потеря ставки.
В инвестициях убытки происходят в результате неправильного использования базовых активов (или их плохой производительности). Это не просто потеря или выигрыш в результате ставки.
6) В азартных играх присутствует гарар (полная неопределенность), когда право собственности переходит в результате наступления (или не наступления) определенного события.
Инвестиции в самом начале предполагают гурм (риск) или даман (ответственность) как возможность перехода собственности.
Профессор Сами ас-Сувайлем описывает разницу между азартными играми и инвестициями в теории неопределенности в своем докладе «Хеджирование (страхование рисков) в области исламских финансов» (2). Ниже приводится изложение его аргументов:
Термин «игра» используется как обозначение обмена с целью получения прибыли между двумя и более партнерами, в результате чего выигрыш/ убыток партнеров не определен в начале игры.
Игры можно разделить в зависимости от возможного выигрыша/ убытка партнеров на три категории: положительный результат игры, нулевой результат и смешанный результат.
1. Игры с положительным результатом относятся к таким видам игр, где партнеры имеют общие интересы и таким образом, они либо зарабатывают сообща, либо проигрывают вместе.
Примером служит партнерство или мушарака. Поскольку каждый партнер вносит свою долю капитала и работы, оба они либо получают прибыль, если проект удается, либо терпят убытки, если он терпит неудачу. Необязательно чтобы партнеры вкладывали в дело поровну, но все они разделяют прибыль либо делят убытки, хотя вклад каждого может быть разным.
2. Игра с нулевой суммой – когда одна сторона выигрывает все, а другая проигрывает все.
Наиболее очевидный пример – это азартные игры. Один игрок выигрывает за счет остальных. Необязательно чтобы величина выигрыша и проигрыша были равны. Термин «нулевая сумма» показывает, что интересы игроков находятся на противоположных сторонах.
3. Смешанные игры, которые включают в себя оба вида результатов; игру с нулевой суммой, а также результат с положительной суммой. Эти игры подразумевают как взаимную выгоду, так и подразумевают возможность конфликта интересов.
В игре с нулевой суммой одна из сторон выигрывает за счет другой. Это чистая передача имущества без встречной выгоды. Поскольку каждая сторона ищет прибыли, не жертвуя ничем со своей стороны, этот вид игр считается разновидностью «получения богатства из ничего» и строго осуждается в шариате.
Кроме того, такие игры представляют собой конфликт интересов, что служит источником вражды, о чем сказано в Коране:
«Сатана желает посеять между вами вражду и ненависть посредством вина и майсира (азартных игр)» (Коран, 6:91).
В заключение отметим, что вышеуказанные пункты являются одной из причин, почему инвестиции и азартные игры являются по своей природе различными, несмотря на неопределенность результата для обеих сторон. Инвестор делает вложения, принимая права собственности на активы и несет риски за использование активов. Инвестор получает прибыль в результате позитивных результатов деятельности принадлежащих ему базовых активов. С другой стороны, игрок спекулирует на наступлении определенного условия, ставя свое имущество на неопределенное событие, не принимая в собственность какой-либо актив. Игрок выигрывает, если наступают условия (на которые он ставил), в результате чего он получает свою долю и долю проигравшего в качестве прибыли.
И Аллах Тааля знает лучше.
Муфтий Фараз аль-Махмуди
www.darulfiqh.com
Источник: annisa-today.ru/
_____________________________
[1] وَمِنْهَا) أَنْ يَكُونَ الْخَطَرُ فِيهِ مِنْ أَحَدِ الْجَانِبَيْنِ إلَّا إذَا وَجَدَ فِيهِ مُحَلِّلًا حَتَّى لَوْ كَانَ الْخَطَرُ مِنْ الْجَانِبَيْنِ جَمِيعًا وَلَمْ يُدْخِلَا فِيهِ مُحَلِّلًا لَا يَجُوزُ لِأَنَّهُ فِي مَعْنَى الْقِمَار نَحْوَ أَنْ يَقُولَ أَحَدُهُمَا لِصَاحِبِهِ: إنْ سَبَقَتْنِي فَلَكَ عَلَيَّ كَذَا، وَإِنْ سَبَقْتُك فَلِي عَلَيْك كَذَا فَقَبِلَ الْآخَرُ وَلَوْ قَالَ أَحَدُهُمَا لِصَاحِبِهِ إنْ سَبَقْتَنِي فَلَكَ عَلَيَّ كَذَا وَإِنْ سَبَقْتُك فَلَا شَيْءَ عَلَيْك فَهُوَ جَائِزٌ؛ لِأَنَّ الْخَطَرَ إذَا كَانَ مِنْ أَحَدِ الْجَانِبَيْنِ لَا يَحْتَمِلُ الْقِمَارَ فَيُحْمَلُ عَلَى التَّحْرِيضِ عَلَى اسْتِعْدَادِ أَسْبَابِ الْجِهَادِ فِي الْجُمْلَةِ بِمَالِ نَفْسِهِ، (بدائع الصنائع ج 6 ص 206 العلمية)
(3) وهو في عرف زماننا كلُّ لعبٍ يشترطُ فيه غالباً أن يأخذَ الغالبُ من المتلاعبين شيئاً. ينظر: ((الزبدة))(3: 39).
(4) قوله: كالقمار؛ وهو في عرف زماننا كلُّ لعبٍ يشترطُ فيه غالباً أن يأخذَ الغالبُ من المتلاعبين شيئاً. (عمدة الرعاية ج 6 ص 479 العلمية)
(والمُلامَسةُ، وإِلقاءُ الحَجَر، والمُنابَذةُ: وهي أن يتساوَما سلعةً لَزِمَ البيعُ إن لمسَها المشترِي، أو وضعَ عليها حصاةً، أو نبذَها البائعُ إليهِ): فهذه البيوعُ فاسدةٌ؛ لأنَّ انعقادَ البيعِ متعلِّقٌ بأحدِ هذه الأفعالِ، فيكونُ كالقمار(نهابة النقاية ج 4 ص 50 دار الوراق)
سمي القمار قماراً؛ لأن كل واحد من المقامرين ممن يجوز أن يذهب ماله إلى صاحبه، ويستفيد مال صاحبه، فيزداد مال كل واحد منهما مرة وينتقص أخرى، فإذا كان المال مشروطاً من الجانبين كان قماراً، والقمار حرام، ولأن فيه تعليق تمليك المال بالخطر، وإنه لا يجوز. (المحيط البرهاني ج 5 ص 323)
(قَوْلُهُ لِأَنَّهُ يَصِيرُ قِمَارًا) لِأَنَّ الْقِمَارَ مِنْ الْقَمَرِ الَّذِي يَزْدَادُ تَارَةً وَيَنْقُصُ أُخْرَى، وَسُمِّيَ الْقِمَارُ قِمَارًا لِأَنَّ كُلَّ وَاحِدٍ مِنْ الْمُقَامِرَيْنِ مِمَّنْ يَجُوزُ أَنْ يَذْهَبَ مَالُهُ إلَى صَاحِبِهِ، وَيَجُوزُ أَنْ يَسْتَفِيدَ مَالَ صَاحِبِهِ وَهُوَ حَرَامٌ بِالنَّصِّ، وَلَا كَذَلِكَ إذَا شُرِطَ مِنْ جَانِبٍ وَاحِدٍ لِأَنَّ الزِّيَادَةَ وَالنُّقْصَانَ لَا تُمْكِنُ فِيهِمَا بَلْ فِي أَحَدِهِمَا تُمْكِنُ الزِّيَادَةُ، وَفِي الْآخَرِ الِانْتِقَاصُ فَقَطْ فَلَا تَكُونُ مُقَامَرَةً لِأَنَّهَا مُفَاعَلَةٌ مِنْهُ زَيْلَعِيٌّ (حاشية ابن عابدين ج 6 ص 403 أيج أيم سعيد)
[2] http://straightwayethical.com/papers/Swailem-Hedging.pdf