Мушарака — термин, который часто упоминается в контексте исламских методов финансирования. Его значение уже значения термина «ширкат», который широко используется в исламском праве. Поясним каждый термин.
Ширкат означает разделение, в теории исламского фикха он подразделяется на два вида:
Ширкат-уль-милк — совместная собственность двух или более лиц на то или иное имущество. Такого рода ширкат достигается двумя путями. В первом случае он возникает в результате самостоятельного решения сторон. Например, если два или более лица приобретают оборудование, то оно будет в совместной собственности, отношения между ними относительно этой собственности называются «ширкат-уль-милк». Эти отношения возникают в результате их собственного выбора, так как люди решились на покупку оборудования совместно.
Но есть случаи, когда ширкат такого вида возникает непроизвольно, без какого-либо намеренного решения сторон. Например, после смерти человека все его преемники наследуют его имущество, которое переходит в их совместную собственность, как непроизвольный результат смерти этого человека.
Ширкат-уль-акд — партнёрство, осуществляемое путем взаимного договора. Для краткости это может быть переведено как «совместное коммерческое предприятие».
Ширкат-уль-акд делится на три вида:
а) ширкат-уль-амвал, где все партнёры инвестируют капитал в коммерческое предприятие;
б) ширкат-уль-амал, где партнёры объединяются, чтобы оказывать некоторые услуги для своих клиентов; плата, взимаемая с клиентов, распределяется между ними в соответствии с согласованным соотношением. Например, если два лица договариваются предоставлять услуги пошива одежды для своих клиентов при условии, что доход, полученный таким образом, поступит в общий фонд, который должен распределяться между ними в соответствии с заранее оговоренной пропорцией, независимо от объема фактически выполненной работы каждого партнера, такое партнёрство и будет называться ширкат-уль-амал, его ещё называют ширкат-ут-такаббул, ширкат-ас-санаи или ширкат-уль-абдан;
в) ширкат-уль-акд — ширкат-уль-вуджух. В этом случае партнёры не осуществляют собственных вложений в предприятия. Всё, что они делают, — закупка товаров с отсрочкой платежа и продажа их за наличные. Прибыль, заработанная таким образом, распределяется между ними в согласованном соотношении.
Все эти виды «разделения» или партнёрства в терминологии исламского фикха называются «ширкат», в то время как термин «мушарака» не встречается в фикхе. Этот термин (т. е. мушарака) был введён в последнее время теми, кто писал на тему исламских методов финансирования, он обычно ограничен специфическим типом ширкат, а именно ширкат-уль-амвал, где два (или более) лица инвестируют долю капитала в совместное коммерческое предприятие. Иногда он включает в себя ширкат-уль-амал, где партнёрство имеет место в сфере услуг.
Из этого обсуждения очевидно, что термин «ширкат» имеет более широкий смысл, чем термин «мушарака», в том смысле, в котором и используется сегодня. Последний ограничивается только ширкат-уль-амвал, в то время как предшествующий включает все виды совместной собственности и партнёрства. Таблица 1 покажет различные виды ширкат и два вида, которые в современной терминологии называются мушарака.
Поскольку мушарака является более значимым для целей нашего исследования и фактически является аналогом ширкат-уль-амвал, мы будем использовать это название, разъясняя в первую очередь традиционное понятие этого типа, затем дадим краткий обзор его применения в условиях современного финансирования.
Основные правила мушарака
1. Мушарака, или ширкат-уль-амвал, — это отношения, установленные сторонами путем взаимного договора. Поэтому должны безусловно соблюдаться все необходимые условия для действительности договора. Например, стороны должны обладать правоспособностью для заключения договора; договор должен заключаться на основе добровольного согласия сторон, без какого-либо принуждения, обмана или введения в заблуждение и тому подобное.
Но есть определённые условия, которые свойственны исключительно договору мушарака. Они резюмированы ниже.
Распределение прибыли
2. Пропорция распределения прибыли между партнёрами должна быть согласована во время заключения договора. Если подобная пропорция не определена, контракт не является действительным с точки зрения шариата.
3. Прибыль для каждого из партнёров должна определяться как доля от общей прибыли, фактически полученной от бизнеса, а не как процент от изначально инвестированного партнёром капитала. Не допускается установка определённого размера прибыли для любого из партнёров или какой-либо ставки прибыли, определяемой исходя из размера его инвестиций.
Следовательно, если А и В вступают в партнёрство и между ними достигнута договорённость, что А предоставляется 10 тысяч рупий в месяц как его доля в прибыли, а остальное пойдёт к B, партнёрство является недействительным. Аналогичным образом: когда соглашение заключается в том, что А будет получать 15 % от вложенных им инвестиций, договор будет недействительным. Надлежащей основой для распределения должна быть согласованная доля фактической прибыли, получаемой бизнесом.
Если фиксированная сумма или определённый процент от инвестиций были согласованы между партнёрами, то необходимо, чтобы в договоре было чётко указано, что это будет обусловлено окончательным расчётом в конце периода. Это означает, что любая сумма, полученная таким образом кем-то из партнёров, будет считаться «в счёт будущих поступлений» и будет относиться к действительному доходу, который причитается партнёру в конце периода. Если в действительности прибыль не была получена или была получена в меньших размерах, чем ожидалось, сумма, полученная партнёром, должна быть возвращена.
4. Является ли обязательным, чтобы доля в прибыли, причитающаяся каждому из партнёров, соответствовала доле вложенного им капитала? По этому вопросу среди исламских правоведов существуют разногласия.
По мнению имама Малика и имама аш-Шафии, для действительности мушарака является обязательным, чтобы каждый из партнёров получал такую долю прибыли, которая была бы в точности пропорциональна размеру его инвестиций. Следовательно, если лицо А инвестирует 40 % в общий капитал, то оно должно получать 40 % от общей прибыли. Любое противоречащее этому соглашение, которое наделяет его правом получать больше или меньше 40 % от общей прибыли, делает мушарака недействительной в шариате.
С другой стороны, по мнению имама Ахмада, доля в прибыли может отличаться от доли в инвестированном капитале, если это согласовано между сторонами по доброй воле. Следовательно, дозволено, чтобы партнёр, который вложил 40 % в общий капитал, получал 60 % или 70 % от общей прибыли, в то время как другой партнёр, вложивший 60 % капитала, получал 40 % или 30 % от общей прибыли.
Третье, компромиссное, мнение представлено имамом Абу Ханифой. Он утверждает, что доля в прибыли может отличаться от доли в общем объёме инвестиций при обычных обстоятельствах. Однако, если какой-либо из партнёров поставил в качестве условия то, что он никогда не будет принимать участие в работе для мушарака и будет оставаться «спящим» партнёром на весь период мушарака, то в этом случае его доля в прибыли не может быть выше его доли в общем объёме инвестиций.
Распределение убытков
Относительно убытков все исламские правоведы единогласны во мнении, что каждый партнёр должен принимать их на себя строго в соответствии с долей его инвестиций. Следовательно, если партнёр инвестировал 40 % от общего капитала, то он должен принять на себя 40 % убытков, не больше, не меньше, и любое условие, противоречащее этому, делает контракт недействительным. Это мнение единогласно принято всеми правоведами.
Таким образом, по мнению имама аш-Шафии, ставка доли, как в прибылях, так и в убытках, должна полностью соответствовать его доле в инвестициях. Как считают имам Абу Ханифа и имам Ахмад, доля в прибыли может отличаться от доли в инвестициях в соответствии с соглашением партнёров, однако убыток должен распределяться между ними строго в соответствии с долей капитала, инвестированной каждым из них. Этот принцип упоминается в известном высказывании:
الربح على ما اصطلحا عليه و الوضيعة على قدر المال
«Доход определяется по соглашению сторон, но убыток всегда обусловлен долей в инвестициях».
Сущность капитала
Большинство исламских правоведов считают, что капитал, инвестируемый каждым партнёром в бизнес, должен быть представлен в ликвидной форме. Это означает, что контракты мушарака должны основываться на вложении денег, а не товаров. Другими словами, долевой капитал совместного предприятия должен иметь денежное выражение. Ни одна часть долевого капитала не может быть представлена в натуральном выражении.
Однако по этому вопросу имеются и иные точки зрения.
1. По мнению имама Малика, не является обязательным условием для контракта мушарака, чтобы капитал был представлен в денежной форме. Допустимо, чтобы участник делал вклад в натуральной форме, но его доля должна быть определена в денежном эквиваленте, согласно рыночным ценам на момент заключения контракта. Такого же мнения придерживаются и некоторые правоведы ханбалитской школы.
2. Имам Абу Ханифа и имам Ахмад полагают, что для мушарака вложения в натуральной форме неприемлемы. Их позиция подкрепляется двумя аргументами. Во-первых, они объясняют, что товар одного из участников всегда отличается от товара другого участника. К примеру, если участник А вложит в развитие бизнеса один автомобиль, а вложением участника В станет другой автомобиль, тогда каждый из автомобилей будет являться исключительной собственностью первоначального владельца. Поэтому, в случае продажи автомобиля участника А, выручка от реализации и должна принадлежать участнику А. У участника В нет никаких прав заявлять о своей доле на вырученные средства. Отсюда следует: если собственность одного партнера отличается от собственности другого, ни о каком партнёрстве речи быть не может. Напротив, если инвестируемый капитал каждого участника имеет денежное выражение, этот долевой капитал не отличим, потому что денежные единицы не отличаются друг от друга, в результате чего образуется общий фонд, а партнёрство получает свое существование.
Во-вторых, это объясняется тем, что в контрактах мушарака предусмотрены ситуации, в которых стороны вынуждены прибегнуть к перераспределению вложенного капитала между партнерами. Если долевое вложение осуществлялось в форме товара, тогда такое перераспределение невозможно, ведь к этому моменту товары могут быть проданы. Если капитал выплачивается по стоимости товара, а его стоимость могла и возрасти, возникает ситуация, при которой один из партнёров получит всю прибыль, поступившую в результате коммерческой деятельности, из-за повышения стоимости инвестированных товаров, следовательно, второй партнёр останется ни с чем. Верно и обратное: если стоимость этих товаров упадёт, появляется вероятность того, что один партнёр вдобавок к прибыли от своих инвестиций получит и определённую часть от исходной цены товара (стоимость которого упала), принадлежавшего другому партнеру.
3. Имам аш-Шафии выбрал нечто среднее между двумя вышеизложенными позициями. Он поясняет, что товары бывают двух видов:
дават-уль-амсаль — это товары, которые, в случае их уничтожения, могут быть заменены аналогичными по качеству и количеству. К таким товарам относятся, к примеру, пшеница, рис и т. д.: если со 100 килограммами пшеницы что-то случится, то их с легкостью можно заменить другими 100 килограммами пшеницы аналогичного качества; дават-уль-кимах — товары, которые нельзя заменить аналогичными. К таким товарам относится, к примеру, рогатый скот. Каждое животное имеет индивидуальные характеристики. Если кто-то убьёт овцу одного из партнеров, он не сможет заменить её аналогичной. Придётся оплатить стоимость овцы.
Имам аш-Шафии объясняет, что товары первого типа (а именно дават-уль-амсаль) могут быть вложены в мушарака в качестве доли партнёра в капитале, в то время как товары второго типа (а именно дават-уль-кимах) не могут выступать в качестве доли в капитале.
Делая подобное различие между товарами типа дават-уль-амсаль и товарами типа дават-уль-кимах, имам аш-Шафии отвечает на второе ограничение «участия товарами», упомянутое имамом Ахмадом. В случае с товарами вида дават-уль-амсаль перераспределение капитала может принимать следующий вид: каждому партнёру даются товары, схожие с инвестированными товарами. Однако первый аргумент всё ещё остаётся без ответа для имама аш-Шафии.
Для того, чтобы дать ответ на него, имам Абу Ханифа говорит, что товары, попадающие под категорию дават-уль-амсаль, могут считаться частью долевого вложения только в том случае, если их (товары) смешали таким образом, что партнёры не смогут определить их принадлежность и отличить один от другого.
Значит, если один из участников сделки захочет вступить в контракт мушарака, используя в качестве вложения какие-либо товары, то, в соответствии с мнением имама Малика, он может сделать это без каких-либо ограничений, при этом его доля в мушарака должна определяться текущей стоимостью товара на момент заключения контракта. По мнению имама аш-Шафии, это может быть сделано только в случае, если товары относятся к категории дават-уль-амсаль.
Согласно позиции имама Абу Ханифы, если товары относятся к категории дават-уль-амсаль, то мушарака можно осуществить при условии, когда товары каждого из партнёров можно смешать между собой. А если товары относятся к категории дават-уль-кимах, то они не могут составлять долю в капитале.
Представляется, что точка зрения имама Малика более понятна и целесообразна и отвечает современным требованиям бизнеса. По этой причине это мнение может принято к руководству.
Учитывая все вышесказанное, мы можем резюмировать, что долевой капитал в контрактах мушарака может быть представлен как в денежной форме, так и в форме товара. В последнем случае рыночная стоимость товара должна определять размер взноса каждого партнёра в общий капитал.
Управление мушарака
Обычно мушарака строится следующим образом: каждый участник имеет право участвовать в управлении партнёрством и работать для него. Однако партнёры могут согласиться, что управление будет осуществляться только одним из них и ни один другой партнёр не должен вмешиваться. В этом случае пассивный компаньон может рассчитывать лишь на прибыль, эквивалентную его инвестициям, а норма прибыли, предназначенная данной стороне, не должна превышать долю вложенных им инвестиций, о чём уже говорилось ранее.
Таким образом, если все партнёры решают совместно работать на предприятие, каждый из них рассматривается как представитель интересов остальных участников в решении всех деловых вопросов, а любая проделанная работа любым из участников в рамках обычной хозяйственной деятельности считается уполномоченной всеми партнёрами по бизнесу.
Завершение мушарака
Контракт мушарака прекращает действовать в следующих случаях:
1. Каждая сторона имеет право прекратить действие контракта в любое время, предварительно уведомив об этом остальных участников.
В случае, если активы бизнеса находятся в форме наличных денежных средств, все они будут пропорционально распределены между партнёрами. В случае, если активы не ликвидированы (не реализованы), партнёры могут либо принять решение о ликвидации активов, либо об их распределении или разделении между партнерами. При возникновении противоречащих решений (к примеру, один партнёр голосует за ликвидацию, а второй — за распределение неликвидных активов) в силу вступает решение о распределении. Это объясняется тем, что после прекращения действия мушарака все активы переходят в совместную собственность, у совладельца появляется право их распределения или разделения, что означает: никто не может заставить его ликвидировать активы. При этом ,если активы находятся в форме, которая не может быть распределена или разделена, например, оборудование, в этом случае необходимо продать это оборудование, а выручку от реализации распределить между сторонами.
2. Если один из партнёров умирает во время действия договора мушарака, этот договор автоматически прекращается. В этом случае его наследникам предоставляется право выбора: либо забрать долю умершего в бизнесе, либо продлить действие договора .
3. Если кто-либо из партнёров становится невменяемым или неспособным к совершению коммерческих сделок, договор прекращается.
Завершение мушарака без прекращения бизнеса
Если один из партнёров желает прекратить мушарака, в то время как другой партнёр или партнёры хотели бы продолжить бизнес, эта цель может быть достигнута обоюдным согласием. Партнёры, которые хотят вести бизнес, могут купить долю партнёра, желающего выйти из партнерства, потому что выход из договора мушарака одним партнёром не влечет за собой прекращения его действия для других участников.
Однако в этом случае стоимость доли выходящего из договора партнёра должна быть определена обоюдным согласием. Если же у сторон возникают разногласия по поводу оценки стоимости доли и партнёры не могут договориться, покидающий партнёрство вправе принудить остальных партнёров ликвидировать активы посредством их реализации и получить деньги или распределить непосредственно сами активы.
Возникает вопрос: могут ли партнёры поставить условие в момент заключения договора, что ликвидация активов посредством реализации или разделение бизнеса не могут произойти, если все или большая часть партнёров не пожелают этого, а тот партнёр, который желает выйти из партнёрства, должен будет продать свою долю другим участникам и не сможет принудить их ликвидировать или распределить активы?
Большинство традиционных книг по фикху не отвечают на этот вопрос. Тем не менее, представляется, что с точки зрения шариата не существует барьеров для того, чтобы поставить подобное условие при заключении договора мушарака. Это ясно разрешено некоторыми правоведами ханбалитского толка.
Это положение может быть узаконено, особенно в современных условиях, на основании того, что природа современного бизнеса в большинстве случаев требует продолжительной деятельности для его успеха, а ликвидация или раздел активов лишь из-за желания одного из партнёров могут нанести непоправимый ущерб остальным партнерам.
Если в какой-либо долгосрочный бизнес-проект была инвестирована большая сумма денег, то произвольное желание одного из партнёров ликвидировать или распределить его активы на ранней стадии развития проекта может пагубно сказаться как на интересах партнёров, так и на экономическом развитии общества. По этой причине подобное условие может быть оправданным, оно может быть подтверждено общим принципом, установленным хадисом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
المسلمون على شروطهم الا أحل حراما أو حرم حلالا
«Мусульмане связаны условиями, которые они оговорили, кроме тех, что запрещают разрешённое или разрешают запрещённое».
Итак, основные принципы договора ширкат уль-амваль или мушарака в его первоначальном и традиционном смысле сформулированы.